Просмотр содержимого документа
«Диагностическая карта ученика»
Методические материалы для работы учителя
Диагностическая карта изучения учителем обученности и обучаемости школьников, дающие низкие показатели обученности по итогам 1 четверти
Компоненты | Уровни и показатели | Диагностические приемы | Возрастные особенности и нормы | Индивидуальные варианты | Приемы развития, формирования, коррекции |
Обученность (диагноз) |
Знания Что знает ученик? | Виды Этапы Уровни Качества | Приемы диагностики типичных затруднений в ходе учебного опроса, письменных контрольных работ, индивидуальных обучающих занятий, в том числе: графическая запись системы понятий раздела и их связей, задачи с несколькими решениями, самостоятельное составление задач данного типа, задания на самоконтроль и самооценку | Младший школьный возраст: вхождение в учебную деятельность и овладение ее отдельными компонентами Средний школьный возраст: осознание в целом строения учебной деятельности и самостоятельный переход от одного звена к другому, интерес к взаимоконтролю Старший школьный возраст: индивидуальный стиль учебной деятельности, самообразование | Индивидуальные различия в уровне сформированности разных компонентов учебной деятельности, разная форма выполнения действий. Индивидуальный стиль учебной деятельности | Организация учебной деятельности, полная структура учебной деятельности, учебная деятельность — главный объект управления на уроке, организация самостоятельной работы через формирование самоконтроля и самооценки, новые технологии обучения — крупные единицы учебного материала, различение способа и результата на основе поиска нескольких способов, развитие индивидуальности |
Учебная деятельность (умение учиться) Как умеет ученик учиться? | Учебная задача Учебные действия Действия самоконтроля и самооценки результатов | | | | |
Обучаемость(прогноз) |
3 . Как может ученик учиться? Восприимчивость к усвоению новых знаний и способов (как может ученик учиться в сотрудничестве со взрослым) | Активность ориентировки, перенос, принятие дозированной помощи взрослого | Задания повышенной трудности с дозированной помощью взрослого (разные виды помощи) . Задачи со скрытыми возможностями и неопределенной инструкцией | | | Стимулирование обучаемости как главная задача обучения, активность ориентировки в новых условиях, переход от одного звена решения к другому, поощрение всех видов самодеятельности, решение нестандартных задач, постановка в позицию оценивающего и оцениваемого, развитие готовности к самообучению, стимулирование реалистической самооценки и уровня притязаний, постановка новых задач саморазвития. Главная |
Способность к самообучению и саморазвитию (как может обучаться и развиваться самостоятельно) Ради чего ученик учится? | Умение действовать в уме, познавательная инициатива (выход за пределы обязательного) , познавательная самостоятельность, осознанность (рефлексия), преднамеренность (произвольность) , креативность | Задачи на умение решать в уме, задачи, требующие нестандартного решения | | | |
Работоспособность, выносливость Какие цели ставит школьник в учении? | Темп, экономичность | Задания на выполнение объема работы в единицу времени | | | цель: обучить средствам и способам учебной деятельности и саморазвития и дать возможность сделать выбор с учетом своей индивидуальности |
Литература
1. Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. Школьная психодиагностика: Достижения и перспективы. — Киев, 1980.
2. Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. — М., 1989.
3. Гильбух Ю. 3. Психодиагностическая функция учителя: Пути ее реализации / / Вопросы психологии. — 1989. — № 3.
4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1981.
6. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1987.
7. Зак А. 3. Как определить уровень развития младших школьников. — М., 1982.
8. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. — М., 1975.
9. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. — М., 1979.
10. Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. — М., 1989.
11. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся: Какими они должны быть. — М., 1978.
12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
13. Общая психодиагностика/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987.
14. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Р. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. — М., 1990.
15. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя// Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
16. Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: Психодиагностика интеллекта. — М., 1987.
17. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 1990.
18. Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
19. Якиманская И. С. Знания и мышление школьников. — М., 1985.