СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детско-родительские отношения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детско-родительские отношения»

Консультация по теме « Методы психологической коррекции детско-родительских отношений»

Подготовила: педагог-психолог

Самойленко Эрика Хасановна.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте. Эмоциональная насыщенность, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками. В результате же внутрисемейных конфликтов, отсутствия семейного тепла, а также длительных отлучек одного или обоих родителей, развода, и в критической ситуации, отказа от ребёнка, происходит нарушение психологического развития ребенка.

Семейные отношения, в которых, так или иначе, задействован ребенок, получили название детско - родительских отношений.

Не всегда они влияют на формирование личности положительно. Законодательством четко прописаны обязанности родителей и детей. В частности, отцу и матери запрещено причинять психический или физический вред здоровью ребенка. Однако на практике далеко не все взрослые умеют эффективно взаимодействовать с детьми.

Отношения между детьми и родителями могут складываться по-разному в зависимости от множества факторов. Важно изучить их как с точки зрения взрослого, так и с позиции ребенка. Выделяют следующие типы отношений родителей к своим детям:

Безусловное принятие, когда негативное поведение отпрыска не влечет за собой отрицания его значимости ("Я люблю тебя, хотя ты сейчас плохо себя ведешь"). Такое отношение создает у ребенка уверенность в своей безопасности. Условное принятие, когда любовь родителей является наградой за успехи, хорошее поведение, послушание. Дети в такой семье растут тревожными, ведь им постоянно приходится заслуживать любовь мамы и папы.

Амбивалентное отношение. Родители испытывают к ребенку противоположные чувства. Для них характерен высокий уровень агрессии, малыш подвергается жестоким наказаниям. В остальное время взрослые пытаются искупить свою вину, проявляя преувеличенную заботу и внимание.

Индифферентное отношение, когда взрослые не испытывают к детям любви, равнодушны, холодны и стараются дистанцироваться от них.

Скрытое отвержение. Формально родители исправно выполняют свои обязанности, но при этом постоянно недовольны ребенком, игнорируют его чувства.

Открытое отвержение. Родитель активно демонстрирует свою нелюбовь, унижает его достоинство, применяет жестокие наказания, пренебрегает детскими нуждами.

Типы отношений ребенка к родителям:

"Вы любите меня, а я люблю вас". Ребенок доверяет родителям, привязан к ним, стремится к сотрудничеству.

"Мама и папа живут ради меня". У ребенка завышена самооценка, он эгоистичен и пытается управлять другими членами семьи.

"Я сделаю так, чтобы родители меня полюбили". Ребенок чувствует себя отверженным, неполноценным и всеми силами пытается угодить взрослым.

"Я не нужен вам, отстаньте от меня". Ребенок не чувствует любви и заботы родителей, проявляет враждебность по отношению к ним .

Диагностика детско-родительских отношений

Работа с детьми. Чтобы увидеть семью глазами ребенка, применяются особые методики. Чаще всего используются:

Методика Р. Жиля, позволяющая понять отношение детей к семейному окружению.

Тест Бене и Антони, адаптированный отечественными психологами Лидерсом и Анисимовой. Он диагностирует эмоциональные отношения внутри семьи.

Опросники Шафера, Марковской и др., где подростку нужно оценить степень верности указанных положений.

Методика А. И. Зарова, выявляющая степень идентификации ребенка с мамой и папой, а также особенности отношения к ним.

Работа с родителями.Детско-родительские отношения можно оценить при помощи следующих опросников:

PARI (Шефер, Белл). Он позволяет составить портрет семьи в первичном приближении.

АСВ (Эйдемиллер, Юстицкис). С его помощью можно выявить психологические нарушения в семье.

ОРО (Столин, Варга). Этот тест дает представление о родительских чувствах и поведенческих стереотипах.

Типы воспитания

После проведения тестов становятся понятны семейные особенности. Психологи говорят о 4 типах воспитания, встречающихся чаще всего в смешанном виде. К ним относятся:

Диктат. Взрослые подавляют ребенка, активно используя для воспитания насилие и приказы. При сопротивлении они применяют угрозы, обман, принуждение. В результате дети вырастают несамостоятельными, безынициативными и неуверенными в своих силах.

Опека. Ребенка окружают заботой, стараются удовлетворить все его желания, усиленно ограждают от трудностей. Часто это приводит к бунту в подростковом возрасте. Становясь взрослыми, такие люди оказываются беззащитными перед жизненными трудностями, с трудом вписываются в коллектив.

Невмешательство. Родители пассивны и практически не участвуют в воспитании ребенка. С ранних лет он предоставлен сам себе, решает проблемы без помощи взрослых. Такие дети вырастают самостоятельными, но они не умеют доверять другим людям, ощущают себя одинокими.

Сотрудничество. Родители уважают ребенка как отдельную личность, дают ему действовать самостоятельно, но при этом всегда готовы прийти на помощь. Члены семьи поддерживают друг друга, много времени проводят вместе. Дети при таком воспитании вырастают уверенными в себе и открытыми для плодотворного общения.

Основные нарушения, наблюдаемые в семьях:

Самые распространенные проблемы детско-родительских отношений. Вот их перечень:

Гипопротекция. Ребенку уделяется недостаточно внимания. Взрослые могут отвергать его по типу Золушки, ограничиваться только формальной заботой (еда, одежда, учебники), откупаться от отпрыска дорогими подарками. Крайний вариант - детская безнадзорность.

Гиперопека. Ребенок окружен повышенной заботой, часто из него делают кумира семьи, исполняют все желания и не применяют наказаний. При этом взрослые полностью контролируют жизнь отпрыска, защищая от трудностей.

Противоречивое воспитание. Члены семьи предъявляют к ребенку несовместимые требования или резко меняют свое отношение к нему при разводе, рождении второго ребенка и т. д.

Повышенная ответственность. Детям предъявляются требования, которым они не могут соответствовать. Например, от ребенка требуют всегда быть впереди сверстников или поручают ему уход за младшим братом после ухода отца.

Жестокое обращение. Ребенка наказывают за каждый проступок, приписывают ему всевозможные пороки. При этом поощрения в семье не применяется.

Культ болезни. Детей с заболеваниями родители воспитывают в атмосфере вседозволенности, стараются оградить от любых обязанностей. Малышам начинает казаться, что окружающие должны жалеть их, исполнять все капризы.

Воспитание вне семьи. Ребенок живет в интернате или у дальних родственников, практически не общаясь с мамой и папой.

Методы коррекции детско-родительских отношений:

Психологическая помощь необходима семьям, попавшим в трудные ситуации. Коррекция детско-родительских отношений предполагает создание благоприятного климата в семье, обучение взрослых правильному общению с ребенком, позволяет вовремя исправить ошибки воспитания и избежать проблем во взрослой жизни подросшего ребенка.

  • Беседы со взрослыми членами семьи. Во время них родители получают информацию о развитии своего ребенка, его психологии и возрастных особенностях.

  • Дискуссии. Взрослых просят высказать свое отношение к изложенной психологом теме. Также дискуссии помогают проанализировать воспитательную деятельность в конкретной семье, обменяться мнениями, понять суть проблемы, совместно выработать оптимальное решение.

  • Библиотерапия. Родителей просят прочитать книги о воспитании детей, а затем поделиться своей точкой зрения по данному вопросу.

  • Тренинги. Родителям предлагается в ходе ролевой игры решить трудные ситуации, типичные для данной семьи. При этом ищутся новые варианты выхода из проблемы, отрабатываются способы эффективного поведения. Взрослых учат принимать и поддерживать своего ребенка. Чтобы улучшить семейные взаимоотношения, родителям необходимо: Демонстрировать любовь к ребенку, гордость за него. Опираться на сильные стороны отпрыска и не напоминать о прошлых неудачах. Найти общие занятия, больше дурачиться и смеяться вместе с детьми. Позволить ребенку самостоятельно решать посильные проблемы, исправлять последствия своих ошибок. Избегать строгих наказаний и критики. Слушать и слышать детей, вселять в них оптимизм, радоваться самому маленькому прогрессу.

  • Игротерапия. С помощью кукол ребенок может воспроизвести тревожащие его ситуации общения, выразить гнев или страх по отношению к близким людям, осознать свои чувства. Условность происходящего избавляет от негативных последствий, снимает внутренние зажимы и ограничения.

  • Арттерапия. Занимаясь творчеством, ребенок раскрепощается и дает выйти неосознанным страхам, переживаниям. При помощи красок, мелков, глины и клея дети самовыражаются, поэтому важно одобрять конечный результат их деятельности, невзирая на его качество.

  • Сказкотерапия. Объяснить сложную ситуацию ребенку проще всего через приключения волшебных персонажей. Герои переживают те же проблемы, что и маленький клиент, демонстрируют разные пути их решения, помогают взглянуть на ситуацию с неожиданной стороны.

Психокоррекционные сказки мягко воздействуют на эмоции и подсознание ребенка, обучают его продуктивным способам поведения.

  • Арткоррекция, когда взрослые и дети рисуют совместную картину. При этом становятся очевидны все основные проблемы во взаимоотношениях членов семьи. Со взрослыми их необходимо проанализировать и на следующих занятиях дать задание, направленное на выстраивание нового типа поведения.

  • Телесная психокоррекция, позволяющая через массаж и специальные упражнения сблизить семью. При этом снимаются мышечные зажимы, происходит эмоциональное сближение.

  • "Час звезды". Члены семьи по очереди примеряют на себя роль "звезды". Остальные участники занятия должны оказывать счастливчику повышенное внимание, играть в игры, выбранные им, делать приятные сюрпризы.

  • Метод игрового моделирования родительского поведения. Он побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.

  • Метод танцевальной терапии. Он способствует осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта.

  • Метод изотерапии (рисование, аппликация, лепка).

  • Методика "Семейная фотография". Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

  • "Соломенная башня" - это упражнение, адаптированное Пекманом (1984) для использования в семейной работе.

  • Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню

  • "Ролевая карточная игра" – участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику.



Психология детско-родительских отношений крайне сложна. В каждом случае требуется индивидуальный подход и предельная корректность специалиста, оказывающего помощь. Тем не менее при желании выход можно найти, даже если изначально ситуация кажется тупиковой.

Проверти себя, ответьте на вопросы.

  1. Какие отношения называются детско-родительскими?

  2. Назовите типы отношений родителей к своим детям?

  3. Назовите типы отношений ребенка к родителям?

  4. Перечислите диагностики детско-родительских отношений при работе с родителями?

  5. Перечислите диагностики детско-родительских отношений при работе с детьми?

  6. Назовите типы воспитания в семье?

  7. Опишите основные нарушения, наблюдаемые в семьях?

  8. Назовите методы коррекциидетско-родительских отношений?

Желаю удачи в работе!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!