СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с нарушением речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

дети с ЗРР

Просмотр содержимого документа
«Дети с нарушением речи»

Дети с нарушениями речи. Основы коррекционного обучения и  воспитания.

Дети с нарушениями речи. Основы коррекционного обучения и воспитания.

   Три критических периода в развитии речевой функции.   Первый (1-2 года жизни) – формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие.  Второй (3 года) – интенсивное развитие связной речи.  Третий (6-7 лет) – начало развития письменной речи.

Три критических периода в развитии речевой функции. Первый (1-2 года жизни) – формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. Второй (3 года) – интенсивное развитие связной речи. Третий (6-7 лет) – начало развития письменной речи.

   Этапы организации высших психических функций   Первый (1-3 года жизни) – ребенок приобретает речь, которая становится важнейшим стимулом его психического развития.   Второй (3- 7 лет) – совершенствуются движения ребенка, формируются навыки самообслуживания, развивается игра.  .

Этапы организации высших психических функций Первый (1-3 года жизни) – ребенок приобретает речь, которая становится важнейшим стимулом его психического развития. Второй (3- 7 лет) – совершенствуются движения ребенка, формируются навыки самообслуживания, развивается игра. .

 Нарушения речи – обобщающий термин, использующийся для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации  человека.(Г.В.Чиркина)   Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизиологических механизмах речи.   Расстройства речи есть  нарушение вербальной коммуникации, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении .

Нарушения речи – обобщающий термин, использующийся для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.(Г.В.Чиркина) Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности при сохранных психофизиологических механизмах речи. Расстройства речи есть  нарушение вербальной коммуникации, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении .

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:   они не соответствуют возрастной норме развития речи; не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; оказывают негативное влияние на общее психическое развитие ребёнка; носят устойчивый характер; самостоятельно не преодолеваются.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • они не соответствуют возрастной норме развития речи;
  • не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  • связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
  • оказывают негативное влияние на общее психическое развитие ребёнка;
  • носят устойчивый характер;
  • самостоятельно не преодолеваются.
Причины речевых нарушений Социальная ситуация развития определяется Л.С. Выготским как сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа развития психики, а соответственно и речи, как одной из форм психической деятельности.

Причины речевых нарушений

Социальная ситуация развития определяется Л.С. Выготским как сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа развития психики, а соответственно и речи, как одной из форм психической деятельности.

Медицинский аспект предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени. В соответствии с этим речевые расстройства подразделяются на: расстройства, обусловленные нарушениями в области речедвигательного и речеслухового анализатора; расстройства центрального или периферического характера; расстройства функционального или органического порядка.  Логопедический аспект классификации предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено. В соответствии с этим речевые расстройства подразделяются на: расстройства голоса; расстройства ритма; расстройства темпа речи; расстройства фонетического строя; расстройства грамматического строя; расстройства лексического строя речи.  Психологический аспект классификации предполагает учет того: в какой мере нарушена при данном расстройстве коммуникативная функция речи; какими личностными нарушениями сопровождается то или иное речевое расстройство; каковы тенденции спонтанного развития расстройства; каков прогноз при том или ином виде речевого расстройства.

Медицинский аспект предполагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени. В соответствии с этим речевые расстройства подразделяются на: расстройства, обусловленные нарушениями в области речедвигательного и речеслухового анализатора; расстройства центрального или периферического характера; расстройства функционального или органического порядка. Логопедический аспект классификации предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено. В соответствии с этим речевые расстройства подразделяются на: расстройства голоса; расстройства ритма; расстройства темпа речи; расстройства фонетического строя; расстройства грамматического строя; расстройства лексического строя речи. Психологический аспект классификации предполагает учет того: в какой мере нарушена при данном расстройстве коммуникативная функция речи; какими личностными нарушениями сопровождается то или иное речевое расстройство; каковы тенденции спонтанного развития расстройства; каков прогноз при том или ином виде речевого расстройства.

Четыре типичные группы неговорящих детей:  дети с нарушением слухового (фонематического) восприятия;  дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия;  дети с нарушением психической активности;  дети с нарушением пространственных представлений.

Четыре типичные группы неговорящих детей: дети с нарушением слухового (фонематического) восприятия; дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия; дети с нарушением психической активности; дети с нарушением пространственных представлений.

Феномена  общего недоразвития речи   Недоразвитие речи  предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. ОНР - недостаточность всех компонентов речевой (языковой) системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Феномена  общего недоразвития речи  

Недоразвитие речи  предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

ОНР - недостаточность всех компонентов речевой (языковой) системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР   цель сопровождения:   создание единого коррекционно-развивающего пространства и единого речевого режима

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР цель сопровождения: создание единого коррекционно-развивающего пространства и единого речевого режима

         Ожидаемые результаты системы сопровождения  * положительная динамика развития познавательно-психических процессов и речи у детей с ТНР  * сформированность поведенческих навыков , бесконфликтного общения с социумом  * повышение профессионального уровня педагогического коллектива  * повышение уровня компетентности родителей

Ожидаемые результаты системы сопровождения * положительная динамика развития познавательно-психических процессов и речи у детей с ТНР * сформированность поведенческих навыков , бесконфликтного общения с социумом * повышение профессионального уровня педагогического коллектива * повышение уровня компетентности родителей

Особенности детей с тяжелыми речевыми нарушениями * затруднена социальная адаптация * недостаточная устойчивость внимания * низкий уровень словесно-логического мышления * недостаточный объем памяти * отставание в двигательной сфере * низкая концентрация внимания

Особенности детей с тяжелыми речевыми нарушениями

  • * затруднена социальная адаптация
  • * недостаточная устойчивость внимания
  • * низкий уровень словесно-логического мышления
  • * недостаточный объем памяти
  • * отставание в двигательной сфере
  • * низкая концентрация внимания
Этапы психолого-педагогического сопровождения Подготовительный этап (на данном этапе проводится всестороннее диагностическое обследование) Основной этап ( на данном этапе осуществляется непосредственное взаимодействие всех участников процесса сопровождения) Аналитико- обобщающий этап (предполагает осмысление результатов деятельности и планирование перспектив работы)

Этапы психолого-педагогического сопровождения

  • Подготовительный этап (на данном этапе проводится всестороннее диагностическое обследование)
  • Основной этап ( на данном этапе осуществляется непосредственное взаимодействие всех участников процесса сопровождения)
  • Аналитико- обобщающий этап (предполагает осмысление результатов деятельности и планирование перспектив работы)
 Блоки психолого-педагогического сопровождения   Психолого-педагогический блок.  Социальный блок.  Коррекционно-образовательный блок.  Оздоровительный блок.

Блоки психолого-педагогического сопровождения

  • Психолого-педагогический блок.
  • Социальный блок.
  • Коррекционно-образовательный блок.
  • Оздоровительный блок.
Коррекционное учреждение для детей с ТНР Вопросы психолого-педагогического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей, и эти дети должны находиться в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физиологические особенности и возможности. Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений: диагностическое, психологическое, социально-реабилитационное, педагогическое, медицинское.

Коррекционное учреждение для детей с ТНР

Вопросы психолого-педагогического сопровождения становятся

основополагающими в жизни этих детей, и эти дети должны находиться в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физиологические особенности и возможности.

Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений: диагностическое, психологическое, социально-реабилитационное, педагогическое, медицинское.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. В данной системе учитель-логопед, выступая как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, приводят к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, учителей-предметников и воспитателей.

Психолого-логопедическое сопровождение учащихся

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. В данной системе учитель-логопед, выступая как организатор и координатор коррекционной работы, оказывает необходимую логопедическую помощь. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения, приводят к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя-логопеда, учителей-предметников и воспитателей.

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!