СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Деньги, их функции". Урок обществознания для 7 класса с элементами подготовки к ВПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

2-й файл. Ход урока

Просмотр содержимого документа
«"Деньги, их функции". Урок обществознания для 7 класса с элементами подготовки к ВПР»

7 класс. Урок обществознания по теме "Деньги, их функции".

Цели:

Образовательная: сформировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу о необходимости и значимости появления денег; рассмотреть функции современных денег.

Развивающая: продолжить развитие умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания для решения учебных задач. Продолжить учится извлекать информацию из текстовых и иллюстративных источников, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать экономическую культуру учеников, личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Межпредметные связи: история.

Оборудование: презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; рабочие листы с заготовками заданий; раздаточный материал.

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, эквивалент, ассигнация, валюта.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование, урок-практикум.



Ход урока.

Организационный этап:

- Здравствуйте! Сегодня я хотел бы начать наш урок с загадок. Попробуйте их отгадать, а отгадав, вы узнаете, как называется наша сегодняшняя тема.

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат. (Деньги)

Следующая загадка:

Ну что сказать о первом слоге

О нем известно, слава Богу

Что он антоним слову “ночь”

И приведенья гонит прочь.

Второй же слог – спросите маму

Француза, автора романов,

Усатого де Мопассана

По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?

За что конфеты продают?

Что прячут в сундуках пираты?

Что получают в день зарплаты? (Деньги)



Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало.

Дело в том, что все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – экономистам, банкирам, финансистам. Но для того, чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо иметь каждому из нас.

На сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их видами и функциями. (СЛАЙД 1)

- Запишите тему урока: «Деньги, их функции»

и домашнее задание: изучить параграф 13, устно ответить на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома». Желающие могут подготовить небольшое сообщение на тему: «Деньги на Руси». (СЛАЙД 2)

- Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать: (СЛАЙД 3).

1. История денег.

2. Виды денег.

3. Функции денег.



1. История денег.

Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют большое значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» (СЛАЙД 4 и раздаточный материал) и составьте кластер. Время выполнения – 2 минуты.

Проверьте кластер (СЛАЙД 5)

А сейчас, так сказать, для «полного погружения» в атмосферу древнего «безденежного» мира, вы сыграете в игру «Давай меняться!». (СЛАЙД 6)

Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. У каждого из вас есть карточки, на которых указано, с каким товаром вы прибыли на ярмарку, и заданием, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на тот, который вам необходим. Время на выполнение задания – 3 минуты. (раздать карточки)

Учитель:

– Понравилось ли вам на ярмарке?

– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар) Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга).

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? (Да).

Учитель: Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

Люди нашли решение: товар сначала меняли на товар-посредник. Потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар-посредник выступал в роли эквивалента.

(СЛАЙД 7) Запишем в чек-лист: Эквивалент – нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. Металлы, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений. И металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.

Вывод: люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить на равные части.

Более подробно с историей денег вы познакомитесь при выполнении домашнего задания.

Учитель:

- Итак, что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся, обобщение учителя):

(СЛАЙД 8) Деньги – это особый универсальный товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Запишите в чек-лист определение термина “Деньги”.

2. Виды денег.

Посмотрите на схему, представленную на слайде. (СЛАЙД 9)

Какие виды денег приобрели широкое распространение в современном мире? (наличные и безналичные)


Задание 1 (анализ статистической информации) (СЛАЙД 10)


В 2017 г. ВЦИОМ проводил опрос среди российских школьников. Им задавали вопрос: «Располагаете ли Вы карманными деньгами?» (можно было выбрать несколько ответов).

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме:



1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Одни школьники имеют электронный кошелек; другие — школьную карту. Какая категория среди опрошенных школьников преобладает? Какие существуют преимущества у безналичных денег перед наличными?

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос и предположение:

2. Ответ на второй вопрос с объяснением:

3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания.


1. Ответ на первый вопрос и предположение

2

Дан правильный ответ на первый вопрос, высказано уместное предположение

2

Дан только правильный ответ на первый вопрос

1

Ответ на первый вопрос отсутствует / неправильный независимо от наличия

предположения.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания

0

2. Ответ на второй вопрос с указанием преимуществ безналичных денег

1

Дан ответ на второй вопрос, указано не менее двух преимуществ безналичных денег перед наличными

1

Дан только ответ на второй вопрос.

ИЛИ Названы только преимущества безналичных денег перед наличными

ИЛИ Ответ неправильный

0

3. Ответ на третий вопрос

1

В соответствии с требованием задания дан ответ на третий вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4



3. Функции денег.

А какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, рассмотрев схему на с.107 учебника. Задание – преобразовать схему «Функции денег» в таблицу, указав основные характеристики каждой из функций. (СЛАЙДЫ 11-16)


Функции денег

Функция

Мера стоимости

Средство обращения

Средство накопления

Средство платежа

Мировые деньги

Характеристика

Позволяют оценить любой товар или услугу в денежном эквиваленте.

Обмениваются на любой товар или услугу.

Деньги, непосредственно не участвующие в обороте.

Используются при выплате зарплаты, при продаже товаров в кредит, при оплате штрафов и т.п.

Выступают как всеобщее платёжное средство между странами.



Давайте немного попрактикуемся в функциях: (СЛАЙДЫ 17-21)

  1. Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку. (Мера стоимости)

  2. Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (Средство обращения)

  3. «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления)

  4. Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (Мировые деньги)

  5. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство платежа)

Молодцы. Хорошо поработали.

Теперь выполним Задание 2 (СЛАЙД 22):






Задание 2 (умение строить высказывание

с использованием предложенных понятий)


Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деньгах, используя все приведённые ниже понятия.


Деньги; мера стоимости; средство платежа; средство обращения; бартер; валюта.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать краткий (из 5–7 предложений) рассказ о деньгах с использованием шести предложенных понятий

Деньги — универсальный товар-эквивалент, выступающий мерой стоимости всех товаров и услуг. Деньги выполняют ряд важнейших функций. Как мера стоимости, деньги позволяют оценить любой товар или услугу в денежном эквиваленте. Как средство платежа деньги используются при оплате налогов, штрафов и т.д. Как средство обращения деньги обмениваются на любой товар или услугу. Деньги пришли на смену бартеру — прямому товарообмену. Почти в каждом государстве есть своя валюта, то есть денежная единица.


1. Содержание сообщения

1

Сообщение содержит информацию о деньгах и их функциях

1

Сообщение не содержит информации о деньгах и их функциях

0

2. Использование предложенных понятий

3

В сообщении корректно использованы шесть понятий

3

В сообщении корректно использованы любые четыре-пять понятий

2

В сообщении корректно использованы только любые два-три понятия

1

В сообщении корректно использовано только одно любое понятие.

ИЛИ Ни одно из предложенных в задании слов не использовано / использовано

некорректно

0

3. Связность

1

Составленные предложения представляют собой связанное сообщение

1

Составленные предложения не связаны друг с другом

0

Максимальный балл

5

(СЛАЙД 23) – пример правильного ответа



(СЛАЙД 24 или 25) – если есть время:


Задание 3 (анализ визуального изображения) (СЛАЙД 24)


Одним из объектов собственности являются деньги (см. фотографию).



1. Как Вы думаете:

а) что такое деньги;

б) какие существуют виды денег (назовите два вида)?

2. Какие функции денег Вы знаете? (Назовите две такие функции.)


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

2) ответ на второй вопрос:


1. Ответ на первый вопрос

2

Указано, что такое деньги и названы два вида денег

2

Указано только то, что такое деньги / названы только два вида денег

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

2. Ответ на второй вопрос

1

Названы две функции денег

1

Названа только одна функция

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Задание 4 (анализ социальной ситуации (цитата)) (СЛАЙД 25)


Современному американскому актеру Джону Биллингсу принадлежит следующее высказывание: «За деньги можно, конечно, купить очаровательного пса, но никакие деньги не заставят его радостно вилять хвостом».

 

1. Как Вы понимаете смысл слова «деньги»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, что невозможно купить за деньги?


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

2) объяснение:

3) ответ на второй вопрос:


1. Ответ на первый вопрос

1

Дан ответ на первый вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

2. Объяснение

1

Приведено уместное объяснение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

3. Ответ на второй вопрос

1

Дан ответ на второй вопрос

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Подведение итогов (СЛАЙД 26)

Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!