СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День славянской письменности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«День славянской письменности»

Технологическая карта внеурочного занятия

Ф.И.О. Петрова Татьяна Александровна.

Направление: духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Название объединения(программы).

Класс: 3 (А).

Тема занятия: «День славянской письменности».

Цель: Знакомство обучающихся с возникновением славянской письменности, углубление знания по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1. Сформировать представление учащихся о понятии «славянская письменность»

2. Развивать умение работать на поставленной задачей.


Предметные (учащиеся научатся):

1. Находить и объяснять свой ответ на вопрос.

2. Уметь правильно формулировать ответ на поставленный вопрос.


Развивающие:

1. Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

2. Формировать умения моделировать.

3. Формировать умения анализировать, планировать свои достижения.

4. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи.

5. Формировать умения владеть диалогической формой речи.

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

- выявлять существенные признаки при анализе объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

- определять учебную задачу, выполнять и оценивать;

- степень ее достижения;

Коммуникативные:

- владеть диалогической речью.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся дисциплинированность, познавательную активность и любознательность.

Личностные (у учащихся будут сформированы):

- Умение выслушать ответ товарища, дать свой собственный ответ на заданный вопрос.

Форма организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая): фронтальная.

Интерактивное оборудование: презентация, смарт доска.









Характеристика этапов внеурочного занятия

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

(П, Р,К)

Предметные

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята, какое у вас настроение? Я рада, что у всех хорошее настроение.


Прекрасно, значить мы готовы начинать классный час.


-Здороваются.

- Отвечают.






2.Актуализация субъективного опыта обучающихся.

Для того, чтобы узнать тему нашего классного часа я предлагаю вам решить ребусы (слайд 1,2,2).


Как звучит тема классного часа?


Верно, наша тема «День славянской письменности» (слайд 4).



-Решают ребус.



-День славянской письменности.





3. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

А что вы знаете о славянской письменности или почему праздник так называется? (слайд 5)


24 мая День славянской письменности. Кого-то ещё в детском садике научили читать, а кто-то научился читать в первом классе. Но в школе не всегда учили грамоте, как учат сейчас. Вот так описывает Наталья Петровна Кончаловская обучение на Руси. Я предлагаю вам послушать данное стихотворение, и вы мне потом ответите, что вы узнали из него (слайд 6).

1 ученик:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В - как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

2 ученик:

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

3 ученик:

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если было не остро.

4 ученик:

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.


Что интересного вы узнали из этого стихотворения?

На каком языке читали книги в то время?


Да, вначале учились читать на славянском языке, а наша, русская азбука – это, если можно сказать младшая сестра славянской азбуки.


Откуда же взялась славянская азбука?

Давайте ответим на этот вопрос в течении нашего классного часа.


Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик на данную тему.


Было время, когда славянские народы не знали грамоты, не могли читать и писать.

У них не было даже азбуки, буквами которой можно было бы пользоваться при письме.

Азбуку для славян составили, помогли научиться читать и писать — святые Кирилл и Мефодий (слайд 7).

Может кто-то из вас знает кто такие Кирилл и Мефодий? (слайд 8, 9, 10).


Вообще у славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря памятникам славянской письменности мы не только знаем с точностью до года о начале появления славянской азбуки, но также имена создателей и их жизнеописание.



Из жизнеописаний создателей славянской письменности мы знаем, что братья были родом из города Солуни. Теперь этот город называется Салоники.

Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин.

Образование Константин получил при дворе императора Константинополя. Его ждала блестящая карьера, но он предпочёл удалиться в монастырь.

Но Константину не удавалось много времени проводить в уединении. Как лучшего веропроповедника, его часто посылали в соседние страны. Поездки эти были успешными. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Там он крестил до двухсот человек, а также взял с собою отпущенных на свободу пленённых греков.

Но у Константина было слабое здоровье, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество и переменил своё мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил ещё 50 дней, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года.


Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг и крещение славянского народа.


А теперь обратимся к историческим источникам, из которых мы можем узнать о начале славянской письменности. Обратимся к главному свидетелю первоначальной истории Руси «Повести временных лет» (слайд 11).


Из этого отрывка мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.

Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность (слайд 12).


С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии — продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Азбука получила название кириллицы (слайд 13).

Давайте посмотрим и сравним с вами кириллицу и глаголицу (слайд 14,15).

Предлагаю ознакомиться, как выглядели письма кириллицы и глаголицы (слайд 16,17).


Кириллица просуществовала практически без изменения до времён Петра Великого. При нём были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. В 1918 году кириллица потеряла ещё четыре буквы: ять, и (i), ижицу и фиту.

Вот первые буквы. Учили каждую букву по ее названию (слайд 18).


Какое слово я хочу написать? Добро, он, мысль (слайд 19).

Верно, это дом.

Может кто-то хочет сам составить слово и сказать название буквы, а мы угадаем слово.


Прежде всего ученик должен был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, а потом вразбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов.

Склады были напечатаны в букваре: ба ва га да жа бе ве ге де. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уж произносил так, как надо при чтении:

Буки-аз – ба

веди-аз – ва

люди-есть – ле

покой-он – по




После складов в две буквы шли склады в три буквы и так далее. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря сочетания ба, бе, бу.


-Отвечают.










-Слушают стихотворение.




























-Отвечают.


-Отвечают.








-Предполагают.





- Смотрят видеоролик.







-Отвечают.














































-Читают.





















-Смотрят.















-Отвечают.



-Отвечают.




4. Закрепление новых знаний и способов деятельности

Я предлагаю вам ответь на вопросы после пройденного материала (слайд 20,21).

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)


2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)


3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)


4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)


5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)


6.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)


7.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена. (Петра 1)


8.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)


9.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)


10.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)


-Отвечают.







5. Рефлексия учебной деятельности.

Вот наше занятие подошло к концу, и я хочу узнать какое у вас настроение, после нашего классного часа.

Перед вами картинки, поднимите листочек с изображением того смайлика, который олицетворяет ваше настроение, к концу урока.

Всем спасибо за урок.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!