СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«День семьи, любви и верности. Праздничная программа».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздничная программа , посвященная году семьи. Несколько конкурсов, которые раскрывают роль семьи для каждого человека.

Просмотр содержимого документа
««День семьи, любви и верности. Праздничная программа».»










Тема методической разработки:

«День семьи, любви и верности. Праздничная программа».








Покачева Марина Анатольевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12», г. Тобольск



















2023 год



Пояснительная записка

Тематическое направление мероприятия: приобщение к культурному наследию.

Тема методической разработки:

«День семьи, любви и верности. Праздничная программа».

Праздники, проводимые совместно с семьями - замечательная традиция. Они объединяют, помогают поддерживать порядок и дисциплину, обеспечивают здоровую преемственность поколений. Если в вашем детском коллективе подобные мероприятия пока не проводились, советую попробовать. Ничто так сильно не сближает людей как совместный досуг. Это давно известная истина, с которой трудно спорить. Семейные мероприятия – отдельная форма времяпрепровождения, которая иногда оказывается весьма интересной. Многие педагоги напрасно избегают такой формы работы. Ведь насколько увлекательно можно играть родителям с детьми, с особым воодушевлением подмечая их настроение и готовность экспериментировать. Одной из целей моей воспитательной программы «Азбука добра» как раз и является создание дружного коллектива и атмосферы, способствующей созданию положительных эмоций у младших школьников. Данная программа способствует активизации познавательной деятельности учащихся, создаёт условия для реализации каждого ученика, нацеливает детей и их родителей на совместную результативную работу. Внеклассное мероприятие «Семейная академия» является одним из таких мероприятий.

Цель: формирование нравственной, духовной, социально-ориентированной личности путём приобщения к семейным традициям; пробуждение интереса школьника к своим корням, к прошлому своей семьи.

Задачи: 1. Заинтересовать учащихся и их родителей (законных представителей) на выполнение творческих работ и проектов по темам «Моя родословная», «Моё имя и фамилия». 2. Развивать навыки сотрудничества «Взрослые – дети – учитель» при подготовке и проведении мероприятия. 3. Воспитывать любовь и уважение к родным и близким людям, к старшему поколению.

Форма проведения: конкурсная программа, посвященная семье и семейным ценностям.

Воспитательные технологии: АРТ – технология, ШОУ – технология.

Использованы методы эмоционального стимулирования через приёмы создания ситуаций занимательности, удивления и поощрения; методы формирования интереса к чтению через приёмы занимательных аналогий, сопоставления научных и житейских толкований слов и понятий о семье и родстве.

Виды деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество (при подготовке) и досуговое общение.

Участники: семьи учащихся 4 класса, дети 9-10 лет.

Предварительная работа: семьи готовят реферат или сообщение «История моей фамилии» и изучают генеалогическое древо своей семьи; зал оформить плакатами и коллажами: «Словарь имён», «Краткий календарь именин», «Музыка имён».






















Сценарий внеклассного мероприятия

Ход мероприятия:

На сцене – дети, которые читают по очереди:

  1. Дом, в котором мы живём

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нём всегда идёт игра!

  1. Папа с мамой словно дети,

Сами ждут минуты эти.

Им на игры, право слово,

Не хватает выходного.

  1. А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя.

Больше страсти, больше смеха

Пусть во всю идёт потеха!

Учитель: Сегодня в этом зале мы собрались не зря,

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу – все корни твои.

И в жизнь ты выходишь из круга семьи,

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

- Сегодня нас ждёт необычное родительско - детское собрание, а точнее конкурсная программа под названием «Семейная академия». Я пригласила вас, уважаемые родители, вместе с вашими детьми, чтобы вы почувствовали себя командой и провели вместе несколько приятных моментов. Вместе с вами и у вас дети будут учиться мыслить, рассуждать, принимать решения- в этом главная цель нашей встречи. Но есть и другая. В народе говорят «Велико всяко дело, если оно объединяет людей». Я хочу, чтобы сегодняшний вечер стал вечером единения семьи и школы, взрослых и детей.

Участие семей в конкурсной программе будет оцениваться горошинами, и в конце вечера мы определим самую активную и дружную семью.

Итак, конкурсы начинаются!

  1. Семейная азбука.

Учитель: Каждой команде по очереди я задам по одному вопросу. Отвечать могут и взрослые и дети. За правильный и полный ответ – 2 горошины.

  1. Что означает понятие «фамилия»?

(заимствовано из латинского языка; означает наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям. На Руси получило распространение в эпоху Петра Великого. Присваивались фамилии на основании одного признака – родства)

  1. У кого на Руси появились раньше других фамилии?

(У знатных людей)

Раньше детей крестили, давая им в церкви имя в честь святого, выбирая его по церковному календарю. Как назывался этот календарь? (Святцы или месяцеслов.) Про кого говорят «Седьмая вода на киселе»?

  1. Кого называют «предками», а кого «потомками»?

  2. Учитель: А теперь давайте порассуждаем: на каких «трёх китах» держится семья. (выслушивает ответы)

На мой взгляд это любовь, мудрость, доброта. Что такое любовь?

(ответы команд). Давайте посмотрим, каково библейское значение слова «Любовь»

Л – любить

Ю- юродивых

Б- больных

О-обиженных

В- врагов.

Такая любовь – суть человека, а «чело» (разум), «век» (отрезок времени). Пусть век любящих людей длится дольше.

Следующий конкурс.

  1. Родственные связи.

Учитель: - Представьте, что к вам в гости пришли следующие люди. Кто они вам?

  1. Мама мамы (бабушка)

  2. Сестра мамы (тётя)

  3. Сын тети (двоюродный брат)

  4. Сестра мужа (золовка)

  5. Брат мужа ( деверь)

  6. Брат жены ( шурин)

- А вы знаете, как раньше называли ваших родителей? (ответы детей)

Отца называли «Большак», так как он был главой семьи, а мать –

«Большухой», потому, что она была хранительницей семьи, распоряжалась работой в доме. Говорили так: «Отец – голова, а мать – шея. Куда голова повернется, туда и шея». Так что друг без друга они никуда. На свете всё можно найти, кроме отца с матерью, вот почему старинная книга

«Домострой» учила: «Любите отца своего и мать свою, слушайте их и повинуйтесь во всём, и старость их чтите…». «Домострою» уже больше 400 лет, но наставления, которые в нём даются не устарели и сейчас. После матери и отца самыми близкими являются бабушка и дедушка.

Послушайте, какие в народе ходили поговорки о них:

- Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

- Бабушке только один дедушка не внук.

- Был бы дедуся, никого не боюсь я, дед – щиток, кулак- молоток!

Учитель: Переходим к следующему конкурсу.

  1. Закончи пословицу (отвечают сначала дети, если они затрудняются, на помощь приходят родители):

  • Мой дом (моя крепость)

  • Дом вести (не бородой трясти)

  • Ворота стоят на двух столбах, а дом( на двух головах)

  • Каково семя (таково и племя)

  • Каковы родители, (таковы и дети)

  • Семья в куче, (не страшны и тучи)

  • Дома и стены (помогают)

  • У дитя заболит пальчик, (у матери – сердце)

  • Не нужен клад, ( если в доме лад)

  • Не красна изба углами, ( а красна пирогами)

  • Сын – мой, а ум у него-(свой)

  • В гостях – хорошо, (а дома – лучше)

Разминка

Каждая мама должна при помощи мимики и жестов передать семье информацию:

  • Подои корову

  • Купи селёдку

  • Позвони мне в 6 часов

  • Родилась девочка, вес – 4 кг

  • Самолёт прилетает в 17.30

  • Приду поздно, не ждите, ложитесь спать.

  • Растопи печь, помой посуду

Учитель: Вы, ребята и взрослые, не раз слышали такие поговорки: мы из знатного рода; без роду без племени; это у нас в роду; Иваны не помнящие родства.

- А что означает слово «род»? Дадим слово нашему эксперту (в роли эксперта подготовленный ученик)

- Род – это несколько поколений, у которых один общий предок. Вы из одного рода со своей двоюродной сестрой, тетей, бабушкой. Оказывается, очень давно, когда люди верили в то, что существует множество богов (Бог Солнца, Земли, Неба, Травы) и главный среди них – бог по имени Род. Древние думали, что Род дал Жизнь всему живому, поэтому в языке так много слов, в которых содержится корень – род (природа, Родина, народ, урожай). Чтобы сохранить историю своего рода, люди стали составлять свои родословные.

Учитель: пришло время для нашего главного конкурса.

  1. Моя родословная.

Каждая семья представляет своё домашнее задание - генеалогическое древо семьи.

Учитель: Итак, генеалогическое древо изображали чаще всего в виде дерева: молодые ветки – это мы с вами (дети), ствол дерева – родители, а его корни – наши предки- бабушки и прабабушки. Почему именно в виде дерева? (само дерево и молодые веточки не могут существовать без корней, а человек без своих близких людей).

А вот вам загадки про вас и ваших родственников. Попробуйте их отгадать.

2 матери, 2 дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (трое: бабушка, мама, дочь)

У семерых братьев по 1 сестрице. Сколько всего сестёр? ( 1)

Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)

Бабушка – это мамина мама. А кто дядя? (мамин брат)

У вас есть родной брат, у него – дочка. Как вы будете называть её, а она вас?

(племянница, тётя)

Что принадлежит тебе, а пользуются другие? (имя)

Учитель: Итак, у каждого человека есть имя. А откуда появились фамилии? (ответы детей)

Одни возникли от имён: Иванов, Ефремов; другие от прозвищ: Говорухин, толстой, Белов; есть фамилии, которые указывают, откуда родом наши предки: Москвин, Лесков, Рощин. Много фамилий говорят о том. Чем занимались дедушки наших дедушек: Ткачев, Мельников, Рыбаков. Фамилии переходят от старших к младшим из рода в род, поэтому люди гордятся своей фамилией. А вы задумывались, как произошла ваша фамилия? Какая у неё история?

Выступление ребят об истории своей фамилии (несколько рассказов выслушиваем)

Читает ученик стихотворение Е. Граубина «Прадеды»

Кем был твой прадед на Руси - свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал гончарный круг и глину.

У Дегтярёва- деготь гнал, в дегтярне гробил спину.

Быть может юный Столяров и с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров, он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил, мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них историю России.

Учитель: Но, говоря об имени и фамилии, надо помнить поговорку «Не имя славит человека, а человек имя!»

5.Портрет моего питомца

Учитель: - Если о ком – либо скажут, что его любят дети и собаки – это высшая похвала человечности и доброты. Именно животные делают нас отзывчивей и добрее. Наверняка у вас в семьях есть любимые питомцы. На листе бумаги по очереди каждый из вас нарисует животного: причём мама – голову, папа – туловище, а ребёнок – конечности (лучшие работы будут отмечены).

Подведение итогов конкурса. Награждение команд по принципу «победила дружба, отличились звёздочки» (отметить самых активных участников призами (календари)

Учитель: Наш сегодняшний конкурс завершен. Вы узнали, что такое «семья», «род», «имя», «фамилия», как всё происходило и начиналось в семье, мы совершили интереснейшую экскурсию по семейным родословным, ближе узнали друг друга.

Пусть всё это была игра, но ею мы сказать хотели

Великое чудо – семья, нет в жизни важнее цели!



Храните и берегите ваши семьи и друг друга! До новых встреч!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!