СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демонстрационный вариант переводного экзамена по биологии за курс 8 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Демонстрационный вариант переводного экзамена по биологии за курс 8 класса»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 8 КЛАССА

2022-2023 учебный год

Контрольно-измерительные материалы переводного экзамена по биологии предназначены для контроля обученности учащихся за год.



Кодификатор


Включены следующие разделы:


  • Организм человека. Общий обзор

  • Опорно-двигательная система

  • Кровь и кровообращение

  • Дыхательная система

  • Пищеварительная система

  • Обмен веществ и энергии

  • Мочевыделительная система

  • Кожа

  • Эндокринная система

  • Нервная система

  • Органы чувств. Анализаторы

  • Поведение и психика

  • Индивидуальное развитие человека



Спецификация


По содержанию вопросов и уровню их сложности работа соответствует обязательному минимуму общего образования по биологии.

На выполнение работы по биологии отводится 40 минут.

Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 20 заданий.

Часть 1 содержит 15 заданий (А1-А15), к каждому приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. За каждое правильно выполненное задание выставляется по 1 баллу. В части А осуществляется контроль теоретических знаний учащихся. Предлагаются задачи для контроля практических умений и навыков учащихся по решению стандартных задач, соответствующих обязательным требованиям школьной программы по биологии.

В части 1 – максимально 15 баллов

Часть 2 содержит 3 задания (В1-В3) на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

В части 2 – максимально 8 баллов (В1 задание – 3 балла, В2 задание – 2 балла, В3 задание – 3 балла),

Часть 3 содержит 2 задания (С1-С2), содержание и уровень сложности которых, однако, не выходят за пределы требований школьной программы по биологии, и на которые требуется дать развёрнутый ответ.

Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.

В части 3 – максимально 4 балла.

Выполнив все задания, ученик набирает 27 баллов.

Критерии перевода баллов в оценку:


Оценка 5(отлично) – (от 24-27 баллов)

Оценка 4(хорошо) – (от 20-23 баллов)

Оценка 3(удовлетворительно) – (от 15-19 баллов)

Оценка 2(неудовлетворительно) – (от 0-14 баллов)
























Инструкция по выполнению работы


На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа состоит из 20 заданий.

Часть 1 содержит 15 заданий (А1-А15), к каждому приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. За каждое правильно выполненное задание выставляется по 1 баллу.

Часть 2 содержит 3 задания (В1-В3) на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.

Ответ записывается в бланке в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 2 задания (С1-С2), на которые требуется дать развёрнутый ответ. Максимальное количество - 2 балла. Ответы на задания с развёрнутым ответом записываются на отдельном листе.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.


Желаем успеха!


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 8 КЛАССА


ВАРИАНТ 1


ЧАСТЬ 1


При выполнении заданий 1–15 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Согласованную работу всех органов человека регулируют системы:

  1. пищеварительная и выделительная

  2. кровеносная и дыхательная

  3. эндокринная и нервная

  4. опорно-двигательная и половая

2. Аксон – это:

  1. клетка нервной ткани

  2. отросток нервной клетки

  3. вещество белого цвета, покрывающее аксон

  4. чувствительной нейрон

3. Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?


1) вставочный нейрон;

2) чувствительный нейрон;

3) рабочий орган;

4) двигательный нейрон.




4. Функцию пи­та­ния и роста кости в тол­щи­ну выполняет

1) жёлтый кост­ный мозг;

2) красный кост­ный мозг;

3) надкостница;

4) губчатое вещество.

5. Что может обес­пе­чить человеку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным болезням на дли­тель­ное время?

1) вакцины;

2) эритроциты;

3) антибиотики;

4) поливитамины.

6. В процессе пищеварения белки расщепляются до

1) глюкозы;

2) аминокислот;

3) белков;

4) глицерина и жирных кислот.

7. В плевральной полости находится

1) жидкость, уменьшающая трение;

2) воздух;

3) смесь кислорода и углекислого газа;

4) плазма крови.

8. Скелетные мышцы образованы тканью:

  1. поперечно-полосатой мышечной

  2. соединительной

  3. гладкой мышечной

  4. эпителиальной

9. Свертывание крови связано с превращением:

  1. тромбоцитов в эритроциты

  2. гемоглобина в фибриноген

  3. тромбоцитов в лейкоциты

  4. фибриногена в фибрин

10. В процессе пластического обмена в организме человека

1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ;

2) из глюкозы образуется гликоген;

3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты;

4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака.

11. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется

1) сетчаткой;

2) сосудистой;

3) роговицей;

4) радужной.

12. Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой?

1) наружный слуховой проход;

2) слуховая труба;

3) улитка;

4) молоточек.

13. Какой тип нервной системы характерен для сангвиника?

1) сильный, уравновешенный;

2) сильный, неуравновешенный;

3) слабый, неуравновешенный;

4) сильный, инертный.

14. Образование пищевого комка происходит за счет белка:

  1. муцина

  2. амилазы

  3. лизоцима

  4. мальтозы

15. Начальный отдел тонкого кишечника:

  1. пищевод

  2. двенадцатиперстная кишка

  3. подвздошная кишка

  4. прямая кишка

ЧАСТЬ 2

В1. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами. Для этого к каж­до­му элементу пер­вого столбца под­бе­ри­те позицию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов.

 

АНАЛИЗАТОР

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА

1) зрительный

2) слуховой

А) улитка

Б) наковальня

В) стекловидное тело

Г) палочки

Д) колбочки

Е) евстахиева труба


Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 




 В2. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.


ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) вена; 2) артерия; 3) капилляр; 4) левый желудочек; 5) правый желудочек; 6) правое предсердие; 7) артериальная; 8) венозная.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 


В3. Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2) В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3) Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 Наиболее распространённый метод – непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 Аутогемотрансфузия – переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови – эритроцитов – реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.


ЧАСТЬ 3


С1. В чём заключается закон Геккеля – Мюллера и почему он проявляется лишь частично?

С2. Каково значение вакцин и лечебных сывороток? Чем они отличаются?








ВАРИАНТ 2


ЧАСТЬ 1


При выполнении заданий 1–15 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1. Потовые железы кожи расположены в:

  1. эпидермисе;

  2. подкожной клетчатке;

  3. собственно коже (дерме);

  4. в эндодерме.

2. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

1) использование орудий труда;

2) естественный отбор;

3) наследственная изменчивость;

4) борьба за существование.

3. Органоид, образующий в клетке белки:

  1. митохондрии;

  2. рибосома;

  3. эндоплазматическая сеть;

  4. лизосома.

4. Основой какой си­сте­мы является изображённая на ри­сун­ке клетка?

 

1) мышечной;

2) кровеносной;

3) выделительной;

4) нервной.








5. Какие из перечисленных химических соединений придают костям твёрдость?

1) соли кальция;

2) белки;

3) жиры;

4) углеводы.

6. Клетки поперечно-полосатой мышечной ткани, в отличии от клеток гладкой мышечной ткани являются:

  1. обладают сократимостью;

  2. являются многоядерными;

  3. обладают возбудимостью;

  4. являются одноядерными.


7. Вакцина отличается от лечебной сыворотки тем, что в ней содержатся

1) белки фибрин и фибриноген;

2) убитые или ослабленные возбудители заболевания;

3) антибиотики;

4) готовые антитела против возбудителя инфекции.

8. Переваривание бел­ков в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка начинается под действием

1) веществ, име­ю­щих­ся в самой пище;

2) выделений бак­те­рий тол­стой кишки;

3) ферментов желудка;

4) ферментов ки­шеч­но­го сока.

9. Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате протекания данной химической реакции?

? + кислород = углекислый газ + вода + АТФ

1) крахмал;

2) глюкоза;

3) белок;

4) ДНК.

10. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство

1) процессов синтеза и распада веществ;

2) процессов возбуждения и торможения;

3) свойств наследственности и изменчивости;

4) процессов роста и развития организма.

11. На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: сладкое, горькое, солёное и

1) терпкое;

2) кислое;

3) жгучее;

4) жирное.

12. Рефлекс – это:

  1. путь, по которому проводятся нервные импульсы в ЦНС;

  2. ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участие ЦНС;

3) цепь нейронов, соединяющих рецепторы с мышцами место контакта двух нейронов;

4) инстинкт.

13. Примером безусловного рефлекса является выделение слюны

1) при виде столовых приборов;

2) на слово «пища»;

3) во время приёма еды;

4) на вид незнакомой пищи.

14. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием

1) инстинктов;

2) безусловных рефлексов;

3) эмоциональной памяти;

4) абстрактного мышления.



15. У какого отдела сердца самая толстая стенка?

1) левое предсердие;

2) правое предсердие;

3) левый желудочек;

4) правый желудочек.

ЧАСТЬ 2


В1. Установите со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми пи­ще­ва­ре­ния и органами, в ко­то­рых они происходят. Для этого к каж­до­му элементу пер­вого столбца под­бе­ри­те позицию из вто­ро­го столбца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных ответов. 

ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ

А) вы­де­ле­ние пепсина

Б) вса­сы­ва­ние аминокислот

В) окон­ча­тель­ное рас­щеп­ле­ние и всасывание липидов

Г) на­ча­ло рас­щеп­ле­ния белков

Д) об­ра­бот­ка пищи со­ля­ной кислотой

Е) об­ра­бот­ка пи­ще­во­го комка жел­чью

1) желудок

2) тон­кая кишка

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 



В2. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.

Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) гликолиз; 2) лизосома; 3) митохондрия; 4) кровеносная; 5) пищеварительная; 6) межклеточная жидкость; 7) цитоплазма клетки; 8) фотолиз.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 


В3. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?


СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ 

С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.


ЧАСТЬ 3


С1. В чём заключается закон Геккеля – Мюллера и почему он проявляется лишь частично?

С2. Каково значение вакцин и лечебных сывороток? Чем они отличаются?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!