МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 8 КЛАССА
2022-2023 учебный год
Контрольно-измерительные материалы переводного экзамена по биологии предназначены для контроля обученности учащихся за год.
Кодификатор
Включены следующие разделы:
Организм человека. Общий обзор
Опорно-двигательная система
Кровь и кровообращение
Дыхательная система
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Мочевыделительная система
Кожа
Эндокринная система
Нервная система
Органы чувств. Анализаторы
Поведение и психика
Индивидуальное развитие человека
Спецификация
По содержанию вопросов и уровню их сложности работа соответствует обязательному минимуму общего образования по биологии.
На выполнение работы по биологии отводится 40 минут.
Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 20 заданий.
Часть 1 содержит 15 заданий (А1-А15), к каждому приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. За каждое правильно выполненное задание выставляется по 1 баллу. В части А осуществляется контроль теоретических знаний учащихся. Предлагаются задачи для контроля практических умений и навыков учащихся по решению стандартных задач, соответствующих обязательным требованиям школьной программы по биологии.
В части 1 – максимально 15 баллов
Часть 2 содержит 3 задания (В1-В3) на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.
В части 2 – максимально 8 баллов (В1 задание – 3 балла, В2 задание – 2 балла, В3 задание – 3 балла),
Часть 3 содержит 2 задания (С1-С2), содержание и уровень сложности которых, однако, не выходят за пределы требований школьной программы по биологии, и на которые требуется дать развёрнутый ответ.
Ответы на задания части 3 записываются на отдельном листе.
В части 3 – максимально 4 балла.
Выполнив все задания, ученик набирает 27 баллов.
Критерии перевода баллов в оценку:
Оценка 5(отлично) – (от 24-27 баллов)
Оценка 4(хорошо) – (от 20-23 баллов)
Оценка 3(удовлетворительно) – (от 15-19 баллов)
Оценка 2(неудовлетворительно) – (от 0-14 баллов)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа состоит из 20 заданий.
Часть 1 содержит 15 заданий (А1-А15), к каждому приводится четыре варианта ответа, из которых только один верный. Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. За каждое правильно выполненное задание выставляется по 1 баллу.
Часть 2 содержит 3 задания (В1-В3) на соответствие, в которых ответ необходимо записать в виде набора цифр. Задания на соответствие считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания оцениваются 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 балл, если правильно указан хотя бы один элемент ответа, и 0 баллов, если нет ни одного элемента правильного ответа.
Ответ записывается в бланке в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 содержит 2 задания (С1-С2), на которые требуется дать развёрнутый ответ. Максимальное количество - 2 балла. Ответы на задания с развёрнутым ответом записываются на отдельном листе.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания даётся один или более баллов. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Желаем успеха!
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОЛОГИИ ЗА КУРС 8 КЛАССА
ВАРИАНТ 1
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий 1–15 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Согласованную работу всех органов человека регулируют системы:
пищеварительная и выделительная
кровеносная и дыхательная
эндокринная и нервная
опорно-двигательная и половая
2. Аксон – это:
клетка нервной ткани
отросток нервной клетки
вещество белого цвета, покрывающее аксон
чувствительной нейрон
3. Что отсутствует в изображённой схеме рефлекторной дуги?
1) вставочный нейрон;
2) чувствительный нейрон;
3) рабочий орган;
4) двигательный нейрон.
4. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет
1) жёлтый костный мозг;
2) красный костный мозг;
3) надкостница;
4) губчатое вещество.
5. Что может обеспечить человеку невосприимчивость к инфекционным болезням на длительное время?
1) вакцины;
2) эритроциты;
3) антибиотики;
4) поливитамины.
6. В процессе пищеварения белки расщепляются до
1) глюкозы;
2) аминокислот;
3) белков;
4) глицерина и жирных кислот.
7. В плевральной полости находится
1) жидкость, уменьшающая трение;
2) воздух;
3) смесь кислорода и углекислого газа;
4) плазма крови.
8. Скелетные мышцы образованы тканью:
поперечно-полосатой мышечной
соединительной
гладкой мышечной
эпителиальной
9. Свертывание крови связано с превращением:
тромбоцитов в эритроциты
гемоглобина в фибриноген
тромбоцитов в лейкоциты
фибриногена в фибрин
10. В процессе пластического обмена в организме человека
1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ;
2) из глюкозы образуется гликоген;
3) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты;
4) белки окисляются до воды, углекислого газа и аммиака.
11. Зрительные рецепторы расположены в оболочке глаза, которая называется
1) сетчаткой;
2) сосудистой;
3) роговицей;
4) радужной.
12. Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой?
1) наружный слуховой проход;
2) слуховая труба;
3) улитка;
4) молоточек.
13. Какой тип нервной системы характерен для сангвиника?
1) сильный, уравновешенный;
2) сильный, неуравновешенный;
3) слабый, неуравновешенный;
4) сильный, инертный.
14. Образование пищевого комка происходит за счет белка:
муцина
амилазы
лизоцима
мальтозы
15. Начальный отдел тонкого кишечника:
пищевод
двенадцатиперстная кишка
подвздошная кишка
прямая кишка
ЧАСТЬ 2
В1. Установите соответствие анализатора с некоторыми его структурами. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
АНАЛИЗАТОР | СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРА |
1) зрительный 2) слуховой | А) улитка Б) наковальня В) стекловидное тело Г) палочки Д) колбочки Е) евстахиева труба |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В2. Вставьте в текст «Движение крови в организме человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ___________ (А) кровь. Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы. ___________ (Б) — это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ___________ (В), а заканчивается большой круг в ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) вена; 2) артерия; 3) капилляр; 4) левый желудочек; 5) правый желудочек; 6) правое предсердие; 7) артериальная; 8) венозная.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В3. Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?
2) В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?
3) Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ
Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.
В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.
В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.
Наиболее распространённый метод – непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.
Аутогемотрансфузия – переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.
Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови – эритроцитов – реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.
Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.
ЧАСТЬ 3
С1. В чём заключается закон Геккеля – Мюллера и почему он проявляется лишь частично?
С2. Каково значение вакцин и лечебных сывороток? Чем они отличаются?
ВАРИАНТ 2
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий 1–15 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Потовые железы кожи расположены в:
эпидермисе;
подкожной клетчатке;
собственно коже (дерме);
в эндодерме.
2. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) использование орудий труда;
2) естественный отбор;
3) наследственная изменчивость;
4) борьба за существование.
3. Органоид, образующий в клетке белки:
митохондрии;
рибосома;
эндоплазматическая сеть;
лизосома.
4. Основой какой системы является изображённая на рисунке клетка?
1) мышечной;
2) кровеносной;
3) выделительной;
4) нервной.
5. Какие из перечисленных химических соединений придают костям твёрдость?
1) соли кальция;
2) белки;
3) жиры;
4) углеводы.
6. Клетки поперечно-полосатой мышечной ткани, в отличии от клеток гладкой мышечной ткани являются:
обладают сократимостью;
являются многоядерными;
обладают возбудимостью;
являются одноядерными.
7. Вакцина отличается от лечебной сыворотки тем, что в ней содержатся
1) белки фибрин и фибриноген;
2) убитые или ослабленные возбудители заболевания;
3) антибиотики;
4) готовые антитела против возбудителя инфекции.
8. Переваривание белков в организме человека начинается под действием
1) веществ, имеющихся в самой пище;
2) выделений бактерий толстой кишки;
3) ферментов желудка;
4) ферментов кишечного сока.
9. Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате протекания данной химической реакции?
? + кислород = углекислый газ + вода + АТФ
1) крахмал;
2) глюкоза;
3) белок;
4) ДНК.
10. Обмен веществ и превращение энергии представляет собой единство
1) процессов синтеза и распада веществ;
2) процессов возбуждения и торможения;
3) свойств наследственности и изменчивости;
4) процессов роста и развития организма.
11. На языке человека имеются рецепторы, воспринимающие четыре базовых вкусовых ощущения: сладкое, горькое, солёное и
1) терпкое;
2) кислое;
3) жгучее;
4) жирное.
12. Рефлекс – это:
путь, по которому проводятся нервные импульсы в ЦНС;
ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участие ЦНС;
3) цепь нейронов, соединяющих рецепторы с мышцами место контакта двух нейронов;
4) инстинкт.
13. Примером безусловного рефлекса является выделение слюны
1) при виде столовых приборов;
2) на слово «пища»;
3) во время приёма еды;
4) на вид незнакомой пищи.
14. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием
1) инстинктов;
2) безусловных рефлексов;
3) эмоциональной памяти;
4) абстрактного мышления.
15. У какого отдела сердца самая толстая стенка?
1) левое предсердие;
2) правое предсердие;
3) левый желудочек;
4) правый желудочек.
ЧАСТЬ 2
В1. Установите соответствие между процессами пищеварения и органами, в которых они происходят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРОЦЕССЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ | МЕСТО ПРОТЕКАНИЯ |
А) выделение пепсина Б) всасывание аминокислот В) окончательное расщепление и всасывание липидов Г) начало расщепления белков Д) обработка пищи соляной кислотой Е) обработка пищевого комка желчью | 1) желудок 2) тонкая кишка |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В2. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА
Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в ___________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных.
Второй этап протекает в ___________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название — ___________ (В). Третий этап энергетического обмена — кислородный — осуществляется непосредственно внутри ___________(Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) гликолиз; 2) лизосома; 3) митохондрия; 4) кровеносная; 5) пищеварительная; 6) межклеточная жидкость; 7) цитоплазма клетки; 8) фотолиз.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В3. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?
3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
ЧАСТЬ 3
С1. В чём заключается закон Геккеля – Мюллера и почему он проявляется лишь частично?
С2. Каково значение вакцин и лечебных сывороток? Чем они отличаются?