СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демографическая ситуация в современной России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставленные материалы помогут при подготовке сообщений учащихся или в проектной деятельности по данной теме. Актуальность данной темя бесспорна, вызывает повышенный интерес у учащихся. Помогут в ответе на вопросы: каковы причины демографического кризиса в России, в чем проблемы современной семьи, непольной семьи, каковы права детей и родителей и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Демографическая ситуация в современной России»

СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Число россиян убывает.

Численность населения Российской Федерации составляет 145,2 млн. человек. По этому показателю наша страна занимает 7-ое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана. Однако Россия теряет своё место в мировой демографической иерархии. К концу 2001 г. Доля населения России в мировом населении сократилась до 2,4%, и это падение продолжается. По сравнению с переписью 1989 г. Численность населения уменьшилась на 1,8 млн.

  1. Население России не воспроизводится с середины 60-х гг. ХХ в.

За истёкшее столетие наша страна пережила несколько периодов, когда воспроизводство населения было «суженным», т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были связаны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий.

После второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, одновременно снизились показатели рождаемости. А с середины 1960-х годов уровень рождаемости опустился ниже уровня простого воспроизводства населения. В настоящее время Россия переживает последствия того, что дети рождённые в этот период «суженного» воспроизводства, сами стали родителями. Резкое падение рождаемости в 1990-е годы лишь усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернутся к показателям рождаемости, существовавшим до этого падения, скажем, к показателям 1965 – 1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественного прироста населения страны. Возврат же к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда больше половины населения России было сельским, сейчас маловероятен.

Именно поэтому сейчас главный и практически единственный механизм, который может быть использован для противодействия быстрой убыли населения России,- это иммиграция. Однако и её возможности не безграничны. Приём большого количества мигрантов вообще, особенно же мигрантов иноязычных, связанных с другими культурными традициями, далеко не безболезненный процесс, а в условиях нынешнего экономического состояния и социального климата в России не безболезненный вдвойне. Сегодняшние проблемы миграции – это один из новых вызовов, на которые России придётся отвечать в ХХI в.

  1. В основном население сокращается из-за его естественной убыли, т. е.

превышения числа смертей над числом рождений, а также из-за эмиграции в зарубежные страны.

В 2000 г. Уровень смертности составил 15,3 человека на 1000 человек. Среди наиболее распространённых причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, онкологические, сердечнососудистые заболевания и несчастнее случаи. Негативно на продолжительности жизни российского населения сказываются алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах.

  1. Сокращение трудоспособного населения.

По данным переписи численность населения трудоспособного возраста (мужчины – 16 59 лет, женщины – 16 – 54 года) составила 61%, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного возраста – 21%.

Ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию – суженное воспроизводство и сокращение численности населения.

Социальные последствия депопуляции связаны с перспективой сокращения трудового потенциала, экономической активности населения, его старения. Старение населения, в свою очередь, порождает дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей. Даже в экономически развитых странах при увеличении доли пожилых людей в пирамиде населения правительства вынуждены идти на увеличение пенсионного возраста. Другой стороной процесса старения населения является обострение проблемы одиночества пожилых людей, их отчуждения от молодых поколений.

  1. Негативно сказывается депопуляция и снижение рождаемости на так называемой инфантилизации подрастающего поколения. Обычная в малодетных семьях чрезмерная опека над детьми увеличивает риск воспитания эгоиста, замкнутого на собственных интересах, не обладающего чувством ответственности и самостоятельности. Нельзя признать положительным для развития общества и перспективу нарастания разрыва связей между поколениями. Солидарность поколений, их взаимопомощь и сотрудничество в неполной или малодетной семье ослабевают, утрачивает значение совместный домашний труд.

Есть ли выход из сложившейся демографической ситуации? В официальной Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., одобренной Правительством России в сентябре 2001 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту».












ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ


Данные статистики и социологических опросов дают довольно противоречивую картину состояния семьи в современной России.

С одной стороны, фиксируется рост числа регистрируемых браков. В 2001 году оно увеличилось на 11% к предыдущему году и впервые за пять последних лет превысило 1 миллион. Ситуация на «брачном рынке» складывается достаточно благоприятно. Если исходить из широко распространённого соотношения возрастов женихов и невест (жених старше невесты, как правило, на 2 года), то в 2001 году на одну потенциальную невесту приходится один потенциальный жених.

Однако перепись 2002 года показала, что численность женщин на 10 млн. превышает численность мужчин (77,6 млн. против 67,6 млн.). На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. Как тут не вспомнить популярную в 70-х годах XX в. песенку о том, как стоят на танцах девчонки в сторонке, «платочки в руках теребят. Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят».

К этому можно добавить данные статистики по последней переписи о том, что из 1000 человек в возрасте 16 лет и старше, 210 никогда не состояли в браке (в 1989 г. – 161); 572 состоят в браке (1989 г. – 635); 114 вдовые (в 1989 г. – 110); 94 разведены (в 1989 г. – 72). (Какие выводы можно сделать из приведенных данных?)

Демографы фиксируют увеличение возраста вступающих в брак. Объясняют они этот факт, стремлением молодожёнов обрести финансовую и материальную основу для семейной жизни, завершить образование. Такая тенденция типична для большинства развитых стран, яркое проявление имеет она и в России.

Ещё одна тенденция последнего времени – во всём мире увеличивается число разводов. В среднем в России ежедневно регистрируется 3616 браков и 1534 развода, в результате без одного из родителей остаются 1288 детей.

Среди мотивов разводов одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, затем идут конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость. Из этого следует общая черта – отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.







ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ



В качестве наиболее распространенных отклонений от идеальной модели семьи выступают:

- неполная семейная группа, в которой изначально нет одного из членов (одинокая мать с ребёнком);

- распавшаяся семья из-за намеренного ухода одного из супругов; аннулирование брака, разделение, развод;

- семья, переживающая кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т. д.;

- семья как «пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом.

Одной из относительно новых для демографии тенденций является рост числа детей, родившихся вне брака. За 1994 – 2000 гг. их доля возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,9%. Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения – до 20 лет и 30 – 35 лет. Первый пик отражает снижение возраста начала сексуальных отношений, рост добрачных беременностей, второй – во многом осознанное материнство при отказе от регистрации брака со стороны как некоторых мужчин, так и женщин. По данным переписи 2002 г. Число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. (по переписи 1989 г. Таких было 28 тыс.). Выходит, что многие женщины, воспитывающие детей вне зарегистрированного брака, считают себя тем не менее замужними, в то время как отцы этих детей – неженатыми.

Рост внебрачных рождений, с одной стороны и незарегистрированных фактических супружеских союзов – с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи.


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ


Данные права и обязанности возникают на основании удостоверенного в законном порядке факта происхождения ребёнка от конкретных родителей. Согласно закону, к основным правам ребёнка относится прежде всего право жить и воспитываться в семье. Ребёнком закон признаёт лицо не достигшее совершеннолетия (возраста 18 лет.).

Отношения детей и родителей регулирует целый ряд прав и обязанностей. К ним относится, во-первых, право ребёнка с рождения на имя, отчество, фамилию – и соответственно право и обязанность родителей дать ребёнку имя, отчество, фамилию. Во-вторых, это право ребёнка жить и воспитываться в семье – и соответственно право и обязанность родителей воспитывать своих детей. В-третьих, это право ребёнка на общение со своими родителями и родственниками – и соответственно право родителей и родственников общаться с ребёнком. У ребёнка есть право на защиту своих прав – соответственно право и обязанность родителей защищать права и интересы детей.

Например: в случае расторжения брака родителями или их раздельного проживания ребёнок имеет право общаться с каждым из них, а также с родственниками с той и другой стороны (бабушками, дедушками, братьями, сёстрами).

С десятилетнего возраста ребёнок имеет право выражать своё мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. С четырнадцати лет у него возникает право на изменение имени и фамилии.


Нет никакого сомнения в том, что большинство родителей любит своих детей и желает им добра. И конечно легко представить реакцию мам и пап, если кто-то чужой попытается ударить их ребёнка или как-то обидеть его. Но при этом многие мамы и папы способны поднять руку на своего ребёнка. Во многих семьях физическое наказание – распространённое явление. Возможно, родители считают, что цель оправдывает средства, а их цель – воспитание. Возможно, в основе их действий лежит собственный жизненный опыт («Меня тоже били в детстве, и это пошло на пользу»). А может, они убеждены в том, что ребёнок – их собственность и с ним можно делать всё что угодно.

Телесные наказания не являются действенным методом воспитания. Ребёнка они ни чему не учат, только унижают, оскорбляют, раздражают его, вызывают страх и ответную жестокость. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

До 14 лет ребёнок вправе обратится за защитой в орган опеки и попечительства, по достижении этого возраста – непосредственно в суд. Если родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, если их поведение угрожает жизни и здоровью детей, по решению суда они могут быть лишены родительских прав либо их родительские права могут быть ограничены.


ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Опека и попечительство устанавливаются согласно закону для воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечительства (в следствии смерти родителей, их болезни, лишения родительских прав и по другим причинам, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов детей). Органами опеки и попечительства в нашей стране являются органы местного самоуправления. Они обязаны определить ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в детский дом, интернат либо передать его на воспитание в семью граждан и контролировать его содержание, воспитание и образование.

Закон отдаёт предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы:

- усыновление (удочерение),;

- опека и попечительство,;

- приёмная семья.

В результате усыновления (удочерения) между ребёнком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) невозможно без согласия родителей ребёнка, если они живы, не признаны судом недееспособными и не лишены родительских прав. (Согласие родителей не требуется лишь в случаях, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребёнком, уклоняются от его содержания и воспитания, а суд признал причины их отсутствия неуважительными.)

Закон устанавливает, что опекунами (т. е. лицами, осуществляющими опеку над детьми, не достигшими 14 лет) и попечителями (т. е. лицами, осуществляющими попечительство над детьми от 14 до 18 лет) могут быть назначены совершеннолетние дееспособные лица. Опекуны и попечители принимают на себя роль, которую обычно исполняют кровные родители.

Действия опекунов и попечителей подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства. Опекуны и попечители могут быть освобождены, отстранены от выполнения своих обязанностей как по личной просьбе, так и по требованию органа опеки и попечительства.

Семейный кодекс РФ узаконил ещё одну форму воспитания детей – воспитание в приёмной семье. Таковой признаётся семья , взявшая на воспитание хотя бы одного ребёнка. Приёмные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Труд людей, взявших ребёнка на воспитание в свою семью, оплачивается государством.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!