СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра "Путешествие в страну Выборов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение уровня правовой культуры будущих избирателей, побуждение к изучению избирательного права и избирательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Путешествие в страну Выборов"»

Деловая игра «Путешествие в страну выборов»



Цель:

Повышение уровня правовой культуры будущих избирателей, побуждение к изучению избирательного права и избирательного процесса.

Задачи:

  1. Привлечь внимание будущих избирателей к специфике избирательного законодательства РФ;

  2. Способствовать становлению ответственных и политически грамотных граждан.

Актуальность: Выборы – это индикатор доверия к российской избирательной системе, проявление гражданской позиции молодёжи, её отношения к демократии, к будущему страны. Поэтому проблема правового воспитания и его производной – правового обучения становятся актуальными в свете борьбы с правовым нигилизмом, имеющим место в современной России.

Оборудование: задания для проведения игры “Крестики – нолики”, бумага, ручки.

Участники: В игре принимают участие две команды - .

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!  Мы приветствуем будущих избирателей и избирателей, имеющих опыт участия в политической жизни страны.

Не раствориться, быть собой,
Не плыть песчинкою в потоке;
Свою дорогу отыскать,
И не сойти уж с той дороги…

Как важно, осознать эту мысль, вам, ребята, на пороге своего совершеннолетия. Совершеннолетие - это возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным. По Конституции РФ 18-летний гражданин приобретает право избирать, начиная от органа местного самоуправления вплоть до Президента страны. Это называется активное избирательное право.

 Чуть позже к этому праву добавится право быть избранным - пассивное избирательное право. То есть в 21 год вы сможете стать депутатом Государственной Думы, а в 35 - Президентом Российской Федерации. Правда, для этого необходима ваша гражданская зрелость.

 Итак, с 18 лет вы, являясь гражданином Российской Федерации, становитесь - ИЗБИРАТЕЛЕМ, и Конституция РФ дает вам право голосовать на выборах

 Выборы, как социальное явление, прочно вошли в наш обиход, стали привычным атрибутом жизни россиян. Таким образом, все мы являемся участниками избирательного процесса. Но знаем ли мы, что он собой представляет? Узнать нам поможет путешествие в страну Выборов.

Ведущий 1: Как и всякая другая страна, страна Выборов имеет свою историю.

Рассказ об истории возникновения и становлении выборов. 

Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.

В IV-V веке до н.э. в Афинах установился государственный строй, при котором все мужчины – уроженцы Аттики – стали гражданами, имели установленные законом права и обязанности перед государством. Это была первая в мире демократия. В Древней Греции применялось и открытое голосование (народное собрание выбирало поднятием рук десятерых стратегов) и тайное с помощью жребия. "Бюллетенем" был боб: "За" – белый боб, "Против" – черный.

Римляне в III в. до н.э. создали такую государственную систему, при которой управление им стало общим делом (республика). В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов.

После этого кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция: французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово "гражданин" произносилось с гордостью.

Революция способствовала становлению таких понятий, как "активное право", "списки избирателей", " права человека и гражданина". Активное право, то есть право избирать, получали граждане, достигшие 21 года.

Примером демократии в древней Руси является Новгородская республика - государство на Северо-западе и Севере Руси в 12-15 вв. высшей властью в Новгороде являлось вече – народное собрание, в котором участвовало мужское население Новгорода и его пригородов. Вече избирало и изгоняло князей, избирало посадника, тысяцкого и епископа, решало вопросы войны и мира, а иногда выносило судебные приговоры.

Первая Государственная Дума была создана в России после издания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Но выборы в Думу не были всеобщими и равными. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25 – летнего возраста. Избирательного права не получили женщины, военнослужащие, должностные лица – губернаторы, градоначальники, служащие полиции.

Ведущий: Ну, что ж в путь! Начинается избирательный процесс с решения о назначении выборов. В этот период определяется комплекс действий, связанных с созданием необходимых условий для выдвижения кандидатов и голосования. Для проведения выборов всех уровней образуются избирательные округа, а для проведения голосования - избирательные участки. Районная избирательная комиссия составляет списки избирателей и передаёт их в участковую избирательную комиссию. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

За 30 дней до дня голосования образуются участковые комиссии. Они независимы от государства и местных органов власти. Их задача: организовать подготовку и проведение выборов, определить итоги голосования. Именно избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Основным действием на стадии выдвижения кандидатов является сбор подписей в его поддержку и регистрация. Кандидатов могут выдвинуть избирательные объединения или сами граждане в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидата осуществляется путем сбора подписей под его заявлением. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом.

ПЕРВЫЙ ТУР: «РАЗМИНКА»

Каждый правильный ответ принесет команде 1 балл.

  1. На какой срок избирается Президент РФ? (Впервые на 6 лет).

  2. Во сколько лет человек может стать избирателем? (18 лет).

  3. Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).

  4. За сколько дней разрешается досроч­ное голосование? (За 15 дней).

  5. Какой законодательный акт являет­ся основой избирательного права в России? (Конституция РФ).

  6. Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный документ? (Нет).

7. В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением процесса голосования (да)

8. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да)

9. Столько депутатских мест в Государственной Думе (450)

10. В этот промежуток времени дня голосования граждане могут проголосовать за своего кандидата или политическую партию (с 8 до 20 часов местного времени)

11. Такой порог необходимо переступить политической партии, чтобы получить депутатские места в Государственной Думе (7 %)

12. В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию (за 24 часа до дня голосования)

13. Такой строки нет в избирательных бюллетенях («Против всех»)

14. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися? (50%)

15. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть её гражданином не менее... (10 лет)

16.В какой день недели назначается голосование на выборах? (воскресенье)
17.Какой должен быть возраст кандидата на пост Президента РФ – не моложе 35лет, не моложе 45лет; гражданин РФ? (не моложе 35 и гражданин РФ)

Ведущий: Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации за 28 дней до дня голосования, путем проведения предвыборных мероприятий (в том числе собраний, встреч с избирателями), публичных предвыборных дебатов, выпуска и распространения информационных печатных материалов. При проведении предвыборной агитации не допускается агитация, возбуждающая расовую, социальную, национальную вражду, насильственное изменение Конституционного строя и нарушение целостности государства, а также пропаганда войны. Агитация прекращается за сутки до дня голосования.

Для финансирования предвыборной агитации избирательные фонды могут создаваться за счет:

  • собственных средств кандидата;

  • средств, выделяемых кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением;

  • добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Следующая стадия избирательного процесса - это голосование и определение итогов выборов. Голосование проводится во второе воскресенье октября и во второе воскресенье марта. Не менее чем за 20 дней до выборов участковая избирательная комиссия извещает граждан через СМИ о точной дате и времени голосования. Также члены избирательной комиссии вручают гражданам специальные приглашения. (Рассказ о процедуре голосования) Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени. Сразу начинается подсчет голосов избирателей. При определении итогов голосования и результатов выборов могут присутствовать наблюдатели, кандидаты, СМИ. Итоги голосования оформляются протоколом и вывешиваются для ознакомления избирателей.

Завершающей стадией избирательного процесса является регистрация избранных депутатов или других выборных лиц. Здесь же предусматривается опубликование в СМИ результатов выборов.

ВТОРОЙ ТУР: «ЗНАТОКИ ТЕРМИНОВ»

Обе команды получают отдельно карточки с терминами и карточки с расшифровкой этих терминов, побеждает команда , правильнее и быстрее соединит термины с их описанием. За каждый правильный ответ 1 балл. Ответы приклеиваем на лист №1 и передаем жюри.

Термины:

1) Законопроект - проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа;

2) Депутат – выбранный представитель, член представительного государственного учреждения;

3) Избирательное право – совокупность правовых норм, регулирующих порядок избрания органов государственной власти и местного самоуправления;

4) Референдум – всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений.

5) Агитация - Процесс воздействия на избирателя в ходе предвыборной кампании. Комплекс действий, направленный избирателей, в результате которых избиратель занимает ту или иную позицию по отношению к кандидату

6) Выборы - одна из основных демократических процедур, нацеленная на определение исполнителей на ключевые должности в различных общественных, политических структурах, осуществляется путем голосования, бывают прямые и многоступенчатые

7) Голосование - способ обозначения волеизъявления, принятия решения группой людей, при котором общий результат формулируется путем подсчета голосов членов группы. Ему обычно предшествует обсуждение, дебаты, агитация

8) Предвыборная программа - ряд пунктов, заявлений, обещаний кандидата или партии, обычно оформленные на бумажном или электронном носителе.

9) Электорат - население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определенную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах или ее кандидатов в избирательных округах при мажоритарной избирательной системе


ТРЕТИЙ ТУР: « ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Расположите последовательно основные этапы избирательного процесса. Правильное решение этого задания оценивается в 5 баллов. Запишите буквы на лист №2 и передайте жюри,

2___А) Составление списков избирателей.

3___Б) Выдвижение и регистрация кандидатов.

4__ В) Проведение предвыборной агитации.

1___Г) Образование избирательных участков.

5___Д) Назначение выборов.

7___Ж) Подведение итогов голосования и установление результатов выборов.

6___З) Проведение голосования на избирательных участках

ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР: «СИТУАЦИЯ»

Участники каждой команды предлагают команде – сопернице ситуацию, возможную на выборах. Найти правильное решение – задача, выход из которой жюри оценивает в 5 баллов ЛИСТ 3


Задача № 1:
Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчёте голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии? Пояснить свой ответ (правомерны, т.к. наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчёте голосов).

Задача№1:

Если на момент голосования вы уезжаете в другой город и точно знаете, что в день голосования вас не будет, какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии? (открепительное удостоверение)

Задача №2:

На избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдалённых местностях и т.п. участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, в каком случае? (если все проголосовали)

Задача №2:

Может ли бюллетень быть напечатан не только на русском языке, но ещё и на каком- либо другом? (может, по решению избирательной комиссии субъекта РФ избирательные бюллетени печатаются и на государственном языке республики, входящей в состав РФ).

Задача №3 для первой команды:

Гражданин Иванов проживает в селе Сосновка, но на момент голосования его место жительство изменится, т.к. он временно будет проживать у своих родственников в другом селе. Где гражданин Иванов должен голосовать? (по своей прописке)

Задача №3для второй команды:

Если избиратель считает, что при заполнение бюллетеня совершил ошибку, какими должны быть его действия? (обратиться в комиссию и получить новый бюллетень)



Итог: Игра “КРЕСТИКИ - НОЛИКИ”

Цель: закрепить знания, полученные в ходе экскурсии.

Ведущий:

У нас получилось две команды. Правила игры: В начале игры команды разыгрывают право первого хода: на слайде - определение, игрокам надо из букв, лежащих на столах, составить понятие. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадраты игрового поля с заданием. Переворачивает карточку, отвечаете на вопрос, делает соответствующую отметку, если ответит, нет – право хода переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая сможет выполнить три задания (по горизонтали, вертикали, диагонали)

Ведущий:

Каждая клеточка – это портрет,
Каждая клеточка – это загадка,
Ну, ничего невозможного нет.
Всем вам удачи, все будет в порядке.

Задания для игры

Старик:

Ситуация тут не простая,
Дворянка приказала столбовая,
Чтобы взял старик её паспорт
И один шагал на участок.
Ничего сама сделать не хочет,
Издевается лишь и хохочет.
Он давно привык с нею мучиться…
А что сегодня скажите получиться?

Чичиков:

Не уж то Чичиков?
Да он.
Ах, душка, его лицо, его глаза и уши,
Не появлялся в городе давно.
Он мертвые скупал в деревне души.
Взял бюллетень, в кабину прошагал походкой чинною,
Как будто генерал.
Ну, кандидаты приглянулись оба,
И он без всякой зависти и злобы,
Решив, что никого не обесславил,
Напротив каждого по крестику поставил.
Раскланялись ему со всех сторон…
Да вот не знал, что зря старался он.
А вы ответьте мне, а почему?
Что надо было объяснить ему?

Ромео и Джульетта:

Огромная любовь врагов соединила.
Все время вместе, друг без друга никуда.
В одну кабину их, однако, не впустила комиссия
Вот худо! Вот беда!
И как влюбленным поступать тогда?

Наташа Ростова:

Первый бал и первое свиданье.
В жизни первое голосованье
Вызывает робость и волненье,
Только вот Наташе, к сожаленью,
О процедуре этого процесса
Заранее никто не рассказал.
А выборы ведь это вам не бал!
Пожалуйста, Наташе помогите.
Как голос свой отдать ей объясните?

Шариков:

Наш Полиграф, не доктор и не граф,
И не кончал он университетов,
Но он решил:
Ничуть не меньше прав есть у него.
И заявил об этом.
Пришел в комиссию и требует совета:
Пущай расскажут мне про кандидатов!
Кто уваженья заслужил? Кто нет?
И должен обойтиться без мандатов,
Чтоб кому, попадя, он крестик не поставил.
А может он совсем не знает правил?

Чацкий:

Немало верст наш Чацкий проскакал,
И хоть с каретой он не раз перевернулся,
Но вовремя он все же не вернулся,
В Москву на выборы приехать опоздал.
А, вот теперь отгадку говори.
А может он голосовать в Твери?

Обломов:

Он не против был бы голос свой отдать,
Да с дивана уж давно не может встать:
Ломит кости, голова болит опять.
Видно будут без него голосовать.
Может, есть какой-то выход или нет?
Вы подумайте и дайте мне ответ!

Герасим:

Он глух и нем, но выбор сделать хочет.
Нарядный на участок он приходит,
Заходит в зал, находит нужный стол,
Он просит бюллетень, как все хлопочет,
Он о рождении свидетельство приносит,
Чтоб было все всерьез…
Его комиссия в кабину не пускает.
Чего ей интересно не хватает?

Пимен:

Он слаб и стар, и немощны движенья.
Он написал последнее сказанье,
Хотя глаза уже от напряженья,
Почти не видят… Просто наказанье.
Однако понимаем мы отлично,
Судьба Руси святой ему небезразлична.
Только буквы и строчки сливаются…
Комиссия помочь, конечно, рада,
Но знает – это делать ей не надо.
Что делать старцу, надо выход отыскать.
И если не помочь то подсказать?

Ведущий:

Сегодня в этом здесь собрались будущие избиратели. Вы – пока будущие избиратели, а кто знает, может кто-то из нас и будет избранником народа. Поэтому немаловажно, каким мы видим будущий мир, ведь это нам его строить.

Литература

  1. Конституция РФ

  2. Климова Ю.Н., Кругленя А.Н., Суворина Е.В. Я знаю, что такое выборы: учебное пособие для будущих избирателей/ РЦОИТ при ЦИК России. – М., 2006

  3. Подготовка и проведение учебно-деловой игры “Выборы президента”: практические рекомендации. – М., 2003

  4. Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации: СБ. документов, 1995-2006/ РЦОИТ при ЦИК России. – М., 2006

  5. “Журнал о выборах” /Приложение к журналу “Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации” - М., 2007-2009

  6. “Право выбора”/ газета Избирательной комиссии Иркутской области – Иркутск, 4 мая-17 мая 2009 года.

  7. Материалы Интернета.

































Таблица выставления баллов для жюри

№ тура

Команда:

Команда:

ПЕРВЫЙ ТУР: «РАЗМИНКА»



ВТОРОЙ ТУР: «ЗНАТОКИ ТЕРМИНОВ»



ТРЕТИЙ ТУР: « ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»



ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР: «СИТУАЦИЯ»



Игра “КРЕСТИКИ - НОЛИКИ”



Итоговый балл





































лист №1

КОМАНДА _________________________________________________________________________

Термин

Описание


проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа


выбранный представитель, член представительного государственного учреждения


совокупность правовых норм, регулирующих порядок избрания органов государственной власти и местного самоуправления;


всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений.


Процесс воздействия на избирателя в ходе предвыборной кампании. Комплекс действий, направленный избирателей, в результате которых избиратель занимает ту или иную позицию по отношению к кандидату


одна из основных демократических процедур, нацеленная на определение исполнителей на ключевые должности в различных общественных, политических структурах, осуществляется путем голосования, бывают прямые и многоступенчатые


способ обозначения волеизъявления, принятия решения группой людей, при котором общий результат формулируется путем подсчета голосов членов группы. Ему обычно предшествует обсуждение, дебаты, агитация


ряд пунктов, заявлений, обещаний кандидата или партии, обычно оформленные на бумажном или электронном носителе.


население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определенную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах или ее кандидатов в избирательных округах при мажоритарной избирательной системе



лист №2

КОМАНДА___________________________________________________________________________

А) Составление списков избирателей.

Б) Выдвижение и регистрация кандидатов.

В) Проведение предвыборной агитации.

Г) Образование избирательных участков.

Д) Назначение выборов.

Ж) Подведение итогов голосования и установление результатов выборов.

З) Проведение голосования на избирательных участках

ОТВЕТ_____________________________________________





лист №2

КОМАНДА___________________________________________________________________________

А) Составление списков избирателей.

Б) Выдвижение и регистрация кандидатов.

В) Проведение предвыборной агитации.

Г) Образование избирательных участков.

Д) Назначение выборов.

Ж) Подведение итогов голосования и установление результатов выборов.

З) Проведение голосования на избирательных участках

ОТВЕТ_____________________________________________



























ЛИСТ 3


Задача № 1:
Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчёте голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии? Пояснить свой ответ


Задача№1:

Если на момент голосования вы уезжаете в другой город и точно знаете, что в день голосования вас не будет, какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии?


Задача №2:

На избирательных участках, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдалённых местностях и т.п. участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, в каком случае?


Задача №2:

Может ли бюллетень быть напечатан не только на русском языке, но ещё и на каком- либо другом?


Задача №3 для первой команды:

Гражданин Иванов проживает в селе Сосновка, но на момент голосования его место жительство изменится, т.к. он временно будет проживать у своих родственников в другом селе. Где гражданин Иванов должен голосовать?


Задача №3для второй команды:

Если избиратель считает, что при заполнение бюллетеня совершил ошибку, какими должны быть его действия?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!