2.Мотивация к учебной деятельности | Прозвенел для нас звонок Начинается урок. К нам без опоздания Приходи старание. Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться. Как хорошо, что в мире есть вопросы и задачи! Как хорошо, что можно их решать! Пытливый ум, находчивость, смекалка Нам помогут знанья открывать! | Ученики прослушивают стихотворение, которое создает рабочий и положительный эмоциональный настрой на урок. |
3.Актуализация знаний | Математическая разминка: 1.Какую закономерность увидели? 2, 5, 8, … -Назовите числа, продолжив ряд чисел по заданному правилу до 20. -На какие 2 группы можно разделить эти числа? -Верно! А что это означает? -Вы правы. Разделите пожалуйста наш ряд чисел на эти две группы. 2.Игра «Вспомни и назови!» (На доске карточки с называниями компонентов и результатов сложения, вычитания, умножения. деления; математические арифметические знаки). - Ребята, ваша задача подобрать к каждому математическому действию его компоненты и арифметические знаки. -Кто заметил, что появилось незнакомое новое? -Как называется это действие? Поднимите руку, кто заметил. Ребята, это действие называется деление. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим? -Правильно! А что мы научимся делать? | -Каждое последующее число больше предыдущего на 3. -11,14,17,20. -Однозначные и двузначные. -В однозначных числах одна цифра, в двухзначных – две. -2, 5, 8 – однозначные, остальные двузначные. По очереди выходят к доске и прикрепляют нужные компоненты и арифметические знаки. -Мы поговорим о делении. -Мы научимся делить числа. |
4. Открытие нового знания | -Я прочитаю вам задачу, а вы подумайте, что нам нужно сделать для её решения. ( с наглядным материалом) - У меня есть 6 кружочков.(демонстрирует 6 кружочков) Я хочу раздать их 3 ученикам поровну.(раздает по 2 кружочка каждому ребенку) Скажите, сколько кружочков получит каждый ученик? -А как вы думаете, что я сделала с кружочками, чтобы раздать их всем поровну? -Правильно! Сколько у меня было всего кружочков? -А на что я поделила кружочки, чтобы раздать их поровну? -Молодцы! Чтобы раздать вам поровну кружочков, я подсчитала сколько у меня есть, затем я посмотрела, скольким ученикам я должна раздать эти кружочки. Главное условие, что дать я должна всем одинаково. Для этого я наши шесть кружочков разделила на три ученика, и вышло, что каждому я должна дать по два кружочка. -Посмотрите в учебник на №1. Прочитайте задание про себя. Кто может объяснить смысл данного равенства по рисунку? -А что означают первый и второй множитель? -Молодцы! Теперь посмотрите на вторую картинку и прочитайте задание. Каким образом мы можем разделить 8 орехов на 4 равные части? -Верно! Как вы видите, деление обозначается двумя вертикальными точками. По сколько орехов мы получим, поделив их на 4 равные части? - Давайте сравним полученные равенства. Что вы заметили? -Верно! Откройте свои тетради и запишете число, классная работа. Поставьте номер один. Посмотрите на следующий пункт задания. Нам нужно с вами понять взаимосвязь между делением и умножением. - Кто хочет попробовать продиктовать, что нам нужно записать?(в случае затруднения продиктовать самой) -Запишем, что у нас получилось под диктовку. (записываю вместе с ними на доске) -Теперь уберем цифры. -Давайте теперь попробуем сформулировать, что нам нужно записать. Вместо вопросительного знака возьмем переменную с. -Молодцы! Давайте запишем, что у нас получилось.(записываю на доске) -Как вы видите, операция деления на число обратна операции умножения на это же число. Разделить число а на число b – это значит подобрать такое число c, которое при умножении на b, дает число а. - Как мы видим по первым примерам, при делении 8 на 4 мы получаем 2. Если вдруг нам нужно будет узнать, какое число стоит первым, то как мы поступим? -Молодцы! Как мы видим деление записывается так: первое число – сколько предметов делим, второе число –по сколько предметов делится, ответ – сколько таких равных частей получилось. Как и в других действиях, в действии деление тоже каждое число имеет свое название: - первое число показывает то количество предметов, которое мы делим, оно так и называется ДЕЛИМОЕ; - второе число показывает по сколько предметов или на сколько частей делится, оно называется ДЕЛИТЕЛЬ. Делитель делит; - ответ показывает на сколько частей разделили, поэтому так и называется – ЧАСТНОЕ. Делимое показывает, какое число делим. Делитель показывает, по сколько предметов или на сколько равных частей делится делимое. Частное показывает, сколько равных частей получилось. И само действие называется «частное чисел» -Давайте повторим хором название компонентов | - 2 кружочка получит каждый. -Вы поделили кружочки на всех -6 кружочков -На количество учеников - В 4 кружочках лежит по 2 ореха. Чтобы узнать количество орехов нам нужно 2 х 4 = 8. -Количество орехов и количество кружочков. -Разделить все орехи на 4 -По 2 ореха -Чтобы узнать по сколько орехов лежит в каждой корзине, нужно разделить 8 на 4 -8 делим на 4 и получаем 2, это означает что 2 умножить на 4 равно 8. -а делим на b и получаем с, это означает, что с нужно умножить на b и получится а. -2 х 4 |
5. Первичное закрепление | -Посмотрите на задание 3. Что нам нужно сделать? -Верно! Давайте по образцу, который мы с вами записали, запишем два примера. К доске пойдет… Постарайся при записи объяснять каждое свое действие. -Молодец. Садись на свое место. Упражнение 4 мы сделаем с вами устно. Прочитайте, что от нас требуется. Давайте по образцу, по цепочке обоснуем каждый пример. -Теперь к доске пойдет…. Прочитай нам задачу под номером 5. Теперь попробуем решить эту задачу.(вопросы для разбора задачи: сколько всего грибов? Что с ними сделали? Что нам нужно узнать? Как мы будем это делать? Какой ответ мы получим?) -Молодец! Теперь задачу под буквой В пойдет решать…. -Хорошо! Последнюю задачу попробуем решить самостоятельно и проверить свои знания. Вам нужно написать решение и ответ задачи. -Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом. На доске вы видите правильное решение задачи. Проверьте, правильно ли выполнил работу ваш сосед. Поднимите руку у кого правильно. -Ребята, а давайте поиграем в игру «Девочки и мальчики». На доске будет высвечиваться пример. Потом я покажу вам карточку синего или красного цвета. Если карточка синего цвета, то отвечают мальчики, если красного – девочки. Отвечайте правильно и быстро. Победителем станет та команда, которая ответит на все примеры верно и быстрей своего соперника. Примеры для игры: 8 : 2 (мальчики), 6 : 3 (девочки), 5 х 2 (девочки), 3 х 2 (мальчики), 10 + 6 (мальчики), 11 – 3 (девочки), 4: 2 (девочки), 10 : 2(мальчики), 12 : 2 (мальчики), 14 : 2 (девочки) | - Найти частное. -1) 6 разделить на 3 равно 2, это означает 2 умножить на 3 равно 6. 2)10 разделить на 5 равно 2, это означает 2 умножить на 5 равно 10. По образцу объясняют каждое упражнение по очереди. 1)-Всего 14 грибов. Их разложили по 2 корзинкам. Чтобы узнать сколько грибов в каждой корзине нужно 14: 2 = 7 (г.) Ответ: в каждой корзинке по 7 грибов. ( условие задачи в виде рисунка) 2)-Всего 10 яблок. Их раздали пятерым ребятам. Чтобы узнать сколько яблок досталось каждому, нужно 10 : 5 = 2 (яб.). Ответ: каждому досталось по 2 яблока. (условие задачи в виде рисунка) 3)-18:9 =9(м.). Ответ: по 9 марок на каждом конверте. 8:2=4, 6:3=2, 5х2=10, 2х3=6, 10=6=16, 11-3=8, 4:2= 2, 10:2=5, 12:2=6, 14:2=7 |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -А сейчас я предлагаю вам попробовать решить примеры самостоятельно. Я раздам вам по карточке, ответы можете записывать в ней. После окончания работы сдайте мне карточки, и я выставлю вам оценки. Карточка с заданием 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 16+2= | 4+2= | 16-2= | 4-2= | 3х2= | 4х2= | 6:2= | 8:2= | 8+2= | 12+2= | 8-2= | 12-2= | 8х2= | 10х2= | 16:2= | 20:2= | | | 1 уровень Ответы:18,6,10,14 2 уровень Ответы:4,2,6,10 3 уровень Ответы:6,8,16,20 4 уровень Ответы:3,4,8,10 |
7. Рефлексия деятельности | -Вспомните, какую тему мы сегодня изучали? -Как называются компоненты при делении? - Я дам вам карточки и прошу вас оценить свою деятельность на уроке. В карточке есть три пункта по которым мы работали. Если ни в одном пункте вы не допустили ошибки то ставите три галочки в первый столбик. Если ошибка была допущена в одном, нескольких пунктах, то ставите галочку во второй столбик. А если вдруг кто -то совершил 2 ошибки и более, то ставите галочку в третий столбик. (приложение №1) | -Мы изучали деление -Делимое, делитель, частное Проводят самоанализ |