Урок обобщение
Действия с отрицательными числами и числами с разными знаками.
МБОУ «Гимназия № 17» г Махачкалы
Учитель математики Саратовкина Л.Г.
ЦЕЛИ УРОКА.
- Формирование умений и навыков работы с операциями сложения и вычитания чисел с разными знаками.
- Формирование умений и навыков работы с операциями умножения и деления чисел с разными знаками.
- Проверить справедливость свойств единицы и нуля при делении положительных и отрицательных чисел.
- Закрепление правил по данной теме;
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие логического мышления, памяти,
внимания.
РЕШИ ПРИМЕРЫ САМ:
- 11 х ( - 8 ) = -88 ;
- -10 х ( - 1,6 ) = 16 ;
- -7 х 0,5 = -3,5 ;
- - 33 х (- ) = 11 ;
- -15 х = - 5 ;
Повторение ДЕЙСТВИЯ
1.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Сформулируйте правило
нулю
1 .Сумма двух противоположных чисел равна ______.
2. Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1)________________,
2)________________________________ .
3 .Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
1)_______________________________________ ,
2)________________________________________
_________________________________ .
4 .Чтобы из данного числа вычесть другое, надо ______________________________________ _________________________________ .
5 .Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из ______________________
___________________________________.
сложить их модули
поставить перед результатом знак «-»
из большего модуля слагаемых вычесть меньший
поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше
к уменьшаемому прибавить число противоположное вычитаемому: a - b = a +(- b )
координаты его правого
конца вычесть координату его левого конца
Блиц-опрос
- Сумма двух отрицательных чисел есть число…( отрицательное; положительное ).
- Сумма двух противоположных чисел равна…( их сумме, нулю ).
- При сложении двух чисел с разными знаками знак суммы совпадает со знаком того слагаемого, модуль которого…( больше, меньше ).
- Чтобы из одного числа вычесть другое, нужно…( к уменьшаемому прибавить; от уменьшаемого отнять ) число, противоположное вычитаемому.
- Модулем числа а называют расстояние ( в единичных отрезках; в см ) от начала координат до точки А(а)
- Чтобы найти расстояние между двумя точками на координатной прямой, надо найти модуль…( разности, суммы ) координат соответствующих точек.
РЕШИ ПРИМЕРЫ САМ:
- 21 + ( - 8 ) = 13 ;
- -10 + ( - 16 ) = -26 ;
- 7 – ( -15 ) = 22 ;
- - 32 – ( - 22 ) = -10 ;
- -16 + 5 = - 11 ;
ДЕЙСТВИЯ: 2. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ
Мнемоническое правило
+ ∙ + = +
- ∙ - = +
+ ∙ - = -
- ∙ + = -
Друг моего друга – мой друг
Враг моего врага –мой друг
Друг моего врага - мой враг
Враг моего друга –мой враг
Алгоритм вычисления произведения двух чисел
a∙b
│ a │ ∙ │ b │
а и b одного знака?
нет
да
знак « + »
знак « - »
вычислим?
7 ∙ 9
-7 ∙( -9 )= + (│ -7 │∙│ -9 │)= + ( 7∙9 )= + 63
7 ∙ 9 = + │ 7 │∙│ 9 │= +(7∙9) = + 63 = 63
( - 7 ) ∙ 9
7 ∙ ( - 9 )
-7 ∙ ( - 9 )
( -7 )∙ 9 = - (│ -7 │∙│ 9 │)= - ( 7∙9 )= - 63
7 ∙( -9 )= - (│ 7 │∙│ -9 │)= - ( 7∙9 )= - 63
a∙b
│ a│∙│b│
а и b одного знака?
нет
да
знак « + »
знак « - »
Физкультминутка
Вы, ребята, все устали. Много думали, считали. Отдохнуть уже пора! Физкультминутка тут – “Ура!”.
Правило деления чисел с разными знаками
ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ ЧИСЛА С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ , НАДО РАЗДЕЛИТЬ ИХ МОДУЛИ И ПРИМЕНИТЬ ПРАВИЛО ЗНАКА
(-) : (-) = (+); (-) : (+) = (-);
(+) : (-) = (-)
Алгоритм вычисления произведения двух чисел
a:b
│ a │:│ b │
а и b одного знака?
нет
да
знак « + »
знак « - »
Свойство единицы и нуля при делении
0 : 10 = 0
-7: (-1) = 7
7: 1 = 7 7: (-1) = -7
- Выполните деление:
- 4,8 :(-8)=-0,6
- -24:(-0,2)=120
- 0:(-49)=0
- -4,9: 7=-0,7
- -15:(-1)=15
СОСТАВТЕ СЛОВО:
- -25:(-25)= 5. -50:(-25)=
- -45: 9= 6. 32:(-2)=
- -1,5×2= 7. -0,25×(-1)=
- -204:2=
И
2
У
А
-16
Р
- 5
С
-3
0,25
М
Т
1
-102
Мартиус – бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий
Марс
Бронзовая статуэтка II век н.э. Лондон, Британский музей
Марс , бог войны
Диего Веласкес , 1640 г. Мадрид, музей Прадо
Самостоятельная работа
17
4,9 : (– 0,7)
1.
– 2 ·
4.
41
32
2.
(–2) · (–3,4)
5.
–
: (– 4)
71
– 5,2 : 26
3.
Критерии оценки:
- нет ошибок ---- оценка 5
- 1 ошибка ----- оценка 4
- 2 ошибки ------ оценка 3
Проверьте себя:
Математический диктант
1.
4,9 : (– 0,7)
= – 7
17
34
4.
– 2 ·
= –
41
41
2.
= 6,8
(–2) · (–3,4)
32
5.
8
–
: (– 4)
=
71
3.
= – 0,2
– 5,2 : 26
71
Критерии оценки:
- нет ошибок ---- оценка 5
- 1 ошибка ----- оценка 4
- 2 ошибки ------ оценка 3
Домашнее задание
§4, п.33-36 (повторить правила)
№ 4,335;
№ 4.337;
№ 4.338.
Продолжите предложения:
- Сегодня я узнал … Мне на уроке было … Я выполнял задания … Я научился …
- Сегодня я узнал …
- Мне на уроке было …
- Я выполнял задания …
- Я научился …
спасибо за урок