Тема №3
Деятельность. Потребности и интересы
Автор: преподаватель высшей
квалификационной категории
Митин В.А .
План лекции
- Деятельность и её компоненты
- Виды деятельности в жизни каждого человека
- Творчество
- Потребность. Базовые потребности
- Интерес и склонность
- Свобода и необходимость
Компоненты деятельности
Игра
Что даёт игра для личности?
- Происходит в условной ситуации (быстро меняется)
- Используются «замещающие предметы»
- Нацелена на удовлетворение интереса участников
- Способствует развитию личности
Играют ли взрослые?
Развивают ли компьютерные игры?
Общение
Субъект
Цель
Содержание
Средства
Субъект
Функции
- Социализация
- Познавательная
- Психологическая
- Отождествление (Я – свой, я – чужой)
- Организация
Классификация общения
По используемым средствам
По субъектам
- Непосредственное (голос, голова, руки)
- Прямое (личный контакт)
- Опосредованное (с помощью специальных средств)
- Косвенное (через посредников)
- Между реальными субъектами
- Между реальным субъектом и иллюзорным партнёром, которому приписываются не свойственные ему качества субъекта (кот, игрушка)
- Между реальным субъектом и воображаемым партнёром (внутренний голос)
- Между воображаемыми партнёрами (герои литературных произведений)
Учение
Организованное
Неорганизованное
Осуществляется в образовательных учреждениях
Осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат
У взрослых учение приобретает характер самообразования
Труд
Всякая ли деятельность является трудом?
Характерные черты труда
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение ожидаемых результатов
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды
Творчество
Творчество – это вид деятельности, порождающий ничто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
Механизмы
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний
- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
- Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов
- Интуиция
Потребность. Базовые потребности
Потребность– это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие
Следует помнить о разумном ограничении потребностей
Почему?
Интерес и склонность
Интерес – это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности
Классификация
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на общественные условия. Они определяются положением различных соц.групп и индивидов в обществе
По их носителю
По направленности
- Индивидуальные
- Групповые
- Всего общества
- Экономические
- Социальные
- Политические
- Духовные
Однако, не всегда интерес сочетается со склонностью. Многое зависит от доступности деятельности
Интерес
Склонность выражает направленность на деятельность
выражает направленность на предмет
Свобода и необходимость
Свобода воли?
Свобода – есть познанная необходимость
Свобода – это возможность поступать так, как хочется
Если всё однозначно необходимо, если нет случайностей (все предопределено), то человек – робот, действующий по программе
Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления социальных связей
Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития
(вытекает из сущности вещей и при определённых условиях должно произойти)
Выражается в виде объективных законов.
Мера свободы и необходимости в различные исторические периоды различна
Мера свободы и необходимости является одной из составных частей Мировоззрения человека
Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего
Пренебрежение необходимостью, объективным историческим процессам, принятие решений исходя из своих желаний и интересов
Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости
Исключает всякую возможность выбора и случайности
Что является ЯДРОМ свободы?
Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон ВЫБОРА
Свобода – это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность
Можно ли быть свободным вне общества?
Литература
Важенин А.Г. Обществознание. – М.: Академия, 2014.
Стр.- 22-32, 44-48
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор. – М.: АСТ, 2015.
Стр. – 37-50