СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность. Потребности и интересы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деятельность. Потребности и интересы»

Тема №3 Деятельность. Потребности и интересы Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Митин В.А .

Тема №3

Деятельность. Потребности и интересы

Автор: преподаватель высшей

квалификационной категории

Митин В.А .

План лекции Деятельность и её компоненты Виды деятельности в жизни каждого человека Игра Общение Учение Труд Творчество Потребность. Базовые потребности Интерес и склонность Свобода и необходимость

План лекции

  • Деятельность и её компоненты
  • Виды деятельности в жизни каждого человека
  • Игра
  • Общение
  • Учение
  • Труд
  • Творчество
  • Потребность. Базовые потребности
  • Интерес и склонность
  • Свобода и необходимость
Компоненты деятельности

Компоненты деятельности

Игра Что даёт игра для личности? Происходит в условной ситуации (быстро меняется) Используются «замещающие предметы» Нацелена на удовлетворение интереса участников Способствует развитию личности Играют ли взрослые? Развивают ли компьютерные игры?

Игра

Что даёт игра для личности?

  • Происходит в условной ситуации (быстро меняется)
  • Используются «замещающие предметы»
  • Нацелена на удовлетворение интереса участников
  • Способствует развитию личности

Играют ли взрослые?

Развивают ли компьютерные игры?

Общение Субъект Цель Содержание Средства Субъект Функции Социализация Познавательная Психологическая Отождествление (Я – свой, я – чужой) Организация

Общение

Субъект

Цель

Содержание

Средства

Субъект

Функции

  • Социализация
  • Познавательная
  • Психологическая
  • Отождествление (Я – свой, я – чужой)
  • Организация
Классификация общения По используемым средствам По субъектам Непосредственное (голос, голова, руки) Прямое (личный контакт) Опосредованное (с помощью специальных средств) Косвенное (через посредников) Между реальными субъектами Между реальным субъектом и иллюзорным партнёром, которому приписываются не свойственные ему качества субъекта (кот, игрушка) Между реальным субъектом и воображаемым партнёром (внутренний голос) Между воображаемыми партнёрами (герои литературных произведений)

Классификация общения

По используемым средствам

По субъектам

  • Непосредственное (голос, голова, руки)
  • Прямое (личный контакт)
  • Опосредованное (с помощью специальных средств)
  • Косвенное (через посредников)
  • Между реальными субъектами
  • Между реальным субъектом и иллюзорным партнёром, которому приписываются не свойственные ему качества субъекта (кот, игрушка)
  • Между реальным субъектом и воображаемым партнёром (внутренний голос)
  • Между воображаемыми партнёрами (герои литературных произведений)
Учение Организованное Неорганизованное Осуществляется в образовательных учреждениях Осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат У взрослых учение приобретает характер самообразования

Учение

Организованное

Неорганизованное

Осуществляется в образовательных учреждениях

Осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат

У взрослых учение приобретает характер самообразования

Труд Всякая ли деятельность является трудом? Характерные черты труда Целесообразность Нацеленность на достижение ожидаемых результатов Практическая полезность Наличие результата Развитие личности Преобразование внешней среды

Труд

Всякая ли деятельность является трудом?

Характерные черты труда

  • Целесообразность
  • Нацеленность на достижение ожидаемых результатов
  • Практическая полезность
  • Наличие результата
  • Развитие личности
  • Преобразование внешней среды
Творчество Творчество – это вид деятельности, порождающий ничто качественно новое, никогда ранее не существовавшее Механизмы Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов Интуиция

Творчество

Творчество – это вид деятельности, порождающий ничто качественно новое, никогда ранее не существовавшее

Механизмы

  • Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний
  • Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
  • Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов
  • Интуиция
Потребность. Базовые потребности Потребность– это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие Следует помнить о разумном ограничении потребностей Почему?

Потребность. Базовые потребности

Потребность– это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие

Следует помнить о разумном ограничении потребностей

Почему?

Интерес и склонность Интерес – это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности Классификация Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на общественные условия. Они определяются положением различных соц.групп и индивидов в обществе По их носителю По направленности Индивидуальные Групповые Всего общества Экономические Социальные Политические Духовные Однако, не всегда интерес сочетается со склонностью. Многое зависит от доступности деятельности Интерес  Склонность  выражает направленность на деятельность выражает направленность на предмет

Интерес и склонность

Интерес – это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности

Классификация

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на общественные условия. Они определяются положением различных соц.групп и индивидов в обществе

По их носителю

По направленности

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Всего общества
  • Экономические
  • Социальные
  • Политические
  • Духовные

Однако, не всегда интерес сочетается со склонностью. Многое зависит от доступности деятельности

Интерес

Склонность выражает направленность на деятельность

выражает направленность на предмет

Свобода и необходимость Свобода воли? Свобода – есть познанная необходимость Свобода – это возможность поступать так, как хочется Если всё однозначно необходимо, если нет случайностей (все предопределено), то человек – робот, действующий по программе Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления социальных связей Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития (вытекает из сущности вещей и при определённых условиях должно произойти) Выражается в виде объективных законов. Мера свободы и необходимости в различные исторические периоды различна

Свобода и необходимость

Свобода воли?

Свобода – есть познанная необходимость

Свобода – это возможность поступать так, как хочется

Если всё однозначно необходимо, если нет случайностей (все предопределено), то человек – робот, действующий по программе

Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления социальных связей

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития

(вытекает из сущности вещей и при определённых условиях должно произойти)

Выражается в виде объективных законов.

Мера свободы и необходимости в различные исторические периоды различна

Мера свободы и необходимости является одной из составных частей Мировоззрения человека Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего Пренебрежение необходимостью, объективным историческим процессам, принятие решений исходя из своих желаний и интересов Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости Исключает всякую возможность выбора и случайности Что является ЯДРОМ свободы?

Мера свободы и необходимости является одной из составных частей Мировоззрения человека

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

Пренебрежение необходимостью, объективным историческим процессам, принятие решений исходя из своих желаний и интересов

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости

Исключает всякую возможность выбора и случайности

Что является ЯДРОМ свободы?

Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон ВЫБОРА Свобода – это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность Можно ли быть свободным вне общества?

Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон ВЫБОРА

Свобода – это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность

Можно ли быть свободным вне общества?

Литература Важенин А.Г. Обществознание. – М.: Академия, 2014. Стр.- 22-32, 44-48 Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор. – М.: АСТ, 2015. Стр. – 37-50

Литература

Важенин А.Г. Обществознание. – М.: Академия, 2014.

Стр.- 22-32, 44-48

Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Экспресс-репетитор. – М.: АСТ, 2015.

Стр. – 37-50


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!