Тема урока: ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В ТЕКСТЕ
ХОД УРОКА
Организационное начало урока.
II. Орфографичская разминка.
- Для начала проведем небольшую лингвистическую разминку.
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
Они просмотр..т, (не) дремл..щий щенок
Борющиеся отряды, нас (не) догон..т.
Долго (не) та..щий снег, стел..щийся туман.
Они кол..т дрова, стро..щийся дом.
III Подготовка к восприятию материала. Повторение. (10 мин.)
На слайде дано предложение, которое нужно прочитать, записать вставляя пропущенные знаки препинания и объяснить орфограммы.
Молодые ели ра(с,сс)ыпа(н,нн)ые по лесу (не)нарушали общей крас_ты и по(д,дд)елываясь под общий характер нежно з_л_нели м_л_дыми побегами. (Л. Толстой)
1. Какие орфографические правила вы применяли при записи этого предложения?
2. Чем осложнено это предложение?
Как объяснить наличие знаков препинания?
Выпишите из предложения причастие и деепричастие, записывая их поморфемно, и сделайте словообразовательную пару: причастие – глагол и деепричастие – глагол.
Назовите морфологические признаки каждой глагольной формы.
Рас-сып-а-нн-ые – страдательное причастие прошедшего времени образовано от гагола рассыпать с помощью суффикса -нн-, совершенного вида, невозвратное, переходное, в форме мн. Ч, И. п. Под-дел-ыва-я-сь – деепричастие, образовано от глагола подделывается с помощью суффикса -я, несовершенного вида, возвратное, непереходное.
А можно ли прочитать это предложение без причастного и деепричастного оборотов? Каким станет это предложение?
IV Определение темы и целей урока. (3 мин.)
Итак, использование причастия и деепричастия в нашей речи, несомненно, очень важно. На прошлом уроке мы знакомились с ролью этих глагольных форм в словосочетании и предложении, а сегодня нам предстоит рассмотреть их значение уже в более широком смысле.
IV. Изучение роли деепричастия и причастия в тексте. (10 мин.)
Вывод с этого этапа: деепричастия более выразительны в назывании действий. С их помощью поэты и писатели дорисовывают движения, показывают динамизм, напряжённость и последовательность движений.
ПРИЧАСТИЯ
По мнению А. С. Пушкина, «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
Согласны ли вы с этим утверждением?
Давайте проверим, так ли это.
Прочитайте предложения на экране. Как вы оцените их? Можно ли этот текст отредактировать. Какая форма глагола вам поможет?
Волки присели на задние лапы и смотрели на Бастинду.
Предводитель Летучих Обезьян поставил Элли на землю.
Трусливый Лев страшно обрадовался.
Путники невольно пригнули головы к земле.
(Опустившись перед дворцом, тяжело дыша, вспоминая прошлую встречу с обезьянами, услышав о неожиданной гибели Бастинды).
Дополните предложения, используя нужные обороты. Запишите в тетрадь получившиеся предложения.
Сравните с правильным авторским вариантом на слайде.
Волки присели на задние лапы и тяжело дыша смотрели на Бастинду.
Опустившись перед дворцом предводитель Летучих Обезьян поставил Элли на землю.
Трусливый Лев страшно обрадовался услышав о неожиданной гибели Бастинды.
Путники невольно пригнули головы к земле вспоминая прошлую встречу с обезьянами.
V. Закрепление изученного материала. (10 мин.)
Выполнение учащимися разноуровневых заданий.
VI Рефлексия. (1 мин.)
- Самым интересным на уроке для меня было…
- Для меня оказалось трудным и сложным…
- Я был(а) бы рад(а)…
VII. Домашнее задание (1 мин.)