СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дебаты для доп .образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дебаты для доп .образования»

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


Студенток 731 группы

социального отделения: Чисталевой Арины Черноусовой Кристины

Место проведения занятия:

Дворец творчества детей и учащейся молодежи

ФИО преподавателя-консультанта:

Дяченко Елена Васильевна

Допуск к проведению занятия:

(подпись преподавателя)

Дата: 29.04.2019


Тема: Элементы игры «Дебаты»
Цель: Обогатить знания в области игры «Дебаты»

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширить знания в области игры «Дебаты»

  2. Рассмотреть основные элементы игры, и перекрестные вопросы «Дебатов»

  3. Формировать представление о критериях оценивания игры «Дебаты»

Развивающие:

  1. Развить критическое мышление, умение вести диалог и находить компромиссы решения обсуждаемых проблем;

  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков;

  3. Совершенствование навыков логического и креативного мышления.

Воспитывающие:

  1. Способствование нравственному развитию личности обучающихся.

Оборудование: у преподавателя: конспект, презентация, проектор, дополнительные материалы

у учащихся:

Библиографический список:

  1. https://vk.com/doc1462662_497369268?hash=76e2496424fa220d72&dl=1b52831fd116c29980

  2. https://megalektsii.ru/s12422t4.html

  3. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/konspiekt_vnieklassnogho_mieropriiatiia_v_formie_diebaty


Сыктывкар, 2019

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Приветствие

Здравствуйте, меня зовут Арина, а меня зовут Кристина. Как вы уже знайте, мы студенты Сыктывкарского гуманитарно – педагогического колледжа. И мы очень рады сегодня вас всех видеть на нашем занятии.

Приветствие

2.Актуализация знаний

На прошлом занятии с Анной и Ариной вы проходили тему «Дебаты». Давайте немного вспомним, чему вы посвятили прошлое занятие, что вам запомнилось.
Для этого каждому из вас, я раздам по 1-й карточке со словами, которые часто упоминаются и ведут главную роль в игре «Дебаты». Ваша задача подумать и дать определение данному слову, на выполнение задания дается 1-2 минуты.

  • Тезис

  • Аспект

  • Аргумент

  • Дискуссия

  • Актуальность

  • Кейс

  • Факты, подтверждение

Мы предлагаем вам примеры выступлений, которые были составлены учащимися физико-математического лицея-интерната во время подготовки и проведения игры «Дебаты». Прочитайте внимательно и назовите :

примеры из текста, которые являются: актуальность, тезис, аргументы, подтверждения, выводы.

(слайд 1)

Отлично, теперь мы готовы двигаться дальше!









Отвечают на вопросы









Читают выступления

3.Выход к теме (Судейский протокол)

И сегодня мы с вами будем знакомиться с судейским протоколом (показываю протокол).

Отвечают на вопрос

4.Основной этап


(Виды протокола)






(Критерии)





















Разбор критериев






(Критерий содержание)



























(Критерий структура)















































(Критерий способ)




















На сегодняшний день существует два вида протоколов, такие как: ( слайд)

  1. “Российский”, разработан для этапа освоения игры “Дебаты” в формате Карла Поппера с целью обучения новых дебатеров и судей.

  2. Вид протокола, который у нас сейчас с вами это - “международный”, которым пользуются при судействе всех видов дебатов.

Итак, перед вами судейский протокол, он содержит критерии оценивания. Для чего нам необходимо знать критерии оценивания?
Совершенно верно, чтобы ориентироваться при составлении своих выступлений. Помимо критериев, с которыми мы детально поработаем, обратите внимание на структуру протокола. Что вы увидели? Протокол разделен на 2 части: опровергающая и утверждающая стороны.

На протоколе указан ход игры команд, тема, критерии оценивания команд.

В протоколе каждый критерий оценивается в максимум 10 баллов.

Проговариваем критерии оценивания протокола.

Отлично, разобрались, а сейчас мы вам предлагаем поработать над каждым критерием тщательнее, точнее мы будем вам приводить примеры критерия, и решать практические задания.

Пришла пора разобрать каждый критерий.

  1. Первый критерий «Содержание»: (слайд 4)

- источники должны быть достоверными (энциклопедии, официальные сайты, научная литература, официальные СМИ, статистические данные и т.п. Википедия и тетя Люба – не являются достоверным источником информации)

Существуют ошибки, из-за которых судья может снимать балл, и за что это предусмотрено

По критерию «Содержание»

• повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства;

• утверждение мнения, а не фактических доказательств;

• неясное или неправильное определение понятий темы;

• отклонение от темы – по причине плохой подготовленности или сильного давления оппонентов;

• несоответствия – аргументы не должны использоваться, если они не относятся к делу;

• атаки на личность, а не на аргументы;

• ложные аналогии;

• мелочи;



  1. Предлагаю рассмотреть второй критерий, это «Структура». (Слайд 5)

Логическую связь выступления помогают выстроить слова-связки. (листочки раздаем)

Для разбора этого критерия я вам предлагаю выполнить следующее задание.

Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик дебатов. На видео - финалисты Интеллектуального марафона, учащиеся ЛНД и Гимназии г. Печоры. Ваша задача выделить:

  • Определите структуру выступлений (ответ - краткий план)

  • Какие предложения и словосочетания - связки используют спикеры?

(опрос, что выявили: 1 по структуре, соответствует или нет кейсу; 2 предложения-связки)

· Мы утверждаем, что…

· Мы согласны с высказыванием…

· Этот тезис подтверждается…

· В качестве аргумента, подкрепляющего нашу позицию, мы могли привести следующий факт\пример…

· Мы согласны с высказыванием…

· Хотелось бы добавить…

· Рассмотрев приведенный предыдущим оратором пример, мы заметили, что…

· Из вашего выступления можно заключить…

· В ходе нашей дискуссии…

· Правильно ли мы вас понимаем…?

· В ходе своего выступления вы высказали мнение, что…

Отвечая на ваш вопрос…

· Вы действительно утверждаете, что…?

· Почему вы считаете..?

По критерию «Структура»:

• нелогичные высказывания;

• ложные заключения и выводы (нарушения причинно-следственных связей);

• неправильное распределение ролей, если выступление не соответствует роли спикера;

• неуместное или нелогичное развитие аргументации;

• несоблюдение регламента;

  1. Следующий критерий «Способ » ( слайд 6)

Для этого предлагаю вам рассмотреть важные правила, как нужно себя вести, и как это вам поможет стать успешным участником дебатов:

1. Сохраняйте спокойствие. Во время дебатов очень важно сохранять спокойствие. Не начинайте кричать или злиться. Это покажет слабость сопернику. Вместо этого, говорите ровным голосом и сохраняйте нейтральное выражение лица.

2.Говорите четко. Во время разговора, старайтесь хорошо артикулировать, чтобы собеседник вас понимал. Также, четкая речь помогает выглядеть умнее и увереннее. Говорите достаточно громким голосом, чтобы вас слышали, и внятно произносите слова.

3.Объясните вашу логику. Когда вы объясняете человеку, как вы пришли к тому или иному выводу, сознательно и шаг за шагом, вы заставляете его мозг думать таким же образом, что и ваш. Пока ваши рассуждения звучат разумно, по крайней мере, поверхностно, это может быть одним из наиболее эффективных способов привлечь кого-то на свою сторону в дебатах.

4.Будьте почтительны и честны. Во время спора проявляйте уважение. Не оскорбляйте оппонента, не обсуждайте и не осуждайте его. Такое поведение можно рассматривать как признак слабого аргумента, а также оно вызывает защитную реакцию и нежелание выслушать вас или поддержать ваш аргумент. Также вы должны быть честными во время спора. Не искажайте факты. Используйте недавние события и напрямую связанные между собой доказательства-аргументы, а не старые и давно забытые происшествия.

Существуют ошибки, из-за которых судья может снимать балл.

  1. По критерию «Содержание»

• повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства;

• утверждение мнения, а не фактических доказательств;

• неясное или неправильное определение понятий темы;

• отклонение от темы – по причине плохой подготовленности или сильного давления оппонентов;

• несоответствия – аргументы не должны использоваться, если они не относятся к делу;

• атаки на личность, а не на аргументы;

• ложные аналогии;

• мелочи;

  1. По критерию «Структура»:

• нелогичные высказывания;

• ложные заключения и выводы (нарушения причинно-следственных связей);

• неправильное распределение ролей, если выступление не соответствует роли спикера;

• неуместное или нелогичное развитие аргументации;

• несоблюдение регламента;

  1. По критерию «Способ»:

• небрежное поведение;

• несоответствующая мимика и жестикуляция;

• излишняя агрессивность;

• речевые ошибки;

• монотонная речь;

• плохая дикция.

Вот за такие ошибки снимают баллы. Продолжаем.
Сейчас , мы хотели бы вас разделить на утверждающую и опровергающую стороны, а для чего, вы узнаете чуть позже (жребий У и О ).

Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом 
определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное 
продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатов. 

Мы рассмотрим виды вопросов, которые могут задавать участники дебатов, какие они бывают и как правильно их задавать.

Верно поставленный вопрос дает возможность: 
- уточнить точку зрения оппонента; 
-получить от оппонента дополнительные сведения; 
-лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме; 
- снизить значение аргументов оппонента; 
- обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в 
стратегии противоположной команды; 
- подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию 
опровержения. (слайд)
В то же время аргументированный и точный ответ:

-укрепляет собственную позицию участника дебатов; 
- усиливает аргументацию выдвинутого тезиса; 
- не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды. (слайд)
Всякий вопрос включает в себя: 
а) исходную информацию, которая называется «базисом» или «предпосылкой 
вопроса»; 
б) указание на недостаточность информации и необходимость ее дальнейшего 
дополнения и расширения. (слайд)
Целью любого вопроса является
- получение новой информации в виде ответа. Вопрос не 
является суждением, поэтому он не может быть истинным или ложным. 
Чтобы задать вопрос, необходимо уже иметь какое-то представление о предмете  суждения. Чтобы ответить на вопрос, нужны определенные знания, способность  правильно оценить содержание и характер вопроса.
Классификация вопросов : (слайд)
1. По логической структуре вопросы бывают: уточняющие (закрытые) и 
восполняющие (открытые).
 
Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности 
выраженного в них суждения. В предложениях, содержащих закрытые вопросы, чаще всего 
употребляется частица «ЛИ». Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами «ДА» или 
«НЕТ». 
(Клише: верно ли...; действительно ли...; правильно ли мы поняли, что...; позвольте 
уточнить...Сколько раз происходило это событие?, Верно ли, что...?и т.п.
 )
Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно 
событий, явлений, предметов, интересующих оппонента. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему? 
2. По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают: (слайд)
а) простые (не могут 
быть расчленены, не включают в себя другие вопросы)
б) сложные (можно разбить на два или 
несколько простых) 
Пример: В какой период и почему в нашей стране было утрачено наибольшее количество 
памятников прошлого?

Сложный открытый вопрос обычно включает в себя несколько вопросных слов. Во время дискуссии рекомендуется пользоваться простыми вопросами. Если вам задан сложный  вопрос, мысленно разбейте его на простые вопросы. 
3. По форме вопросы могут быть: (слайд)
а) логически корректными (правильно 
поставленными)
б) логически некорректными (неправильно поставленными). 
Если базисом вопроса являются ложные или неопределенные суждения, называются 
логически некорректными. 
Пример: По каким проблемам вам чаще всего приходится ссориться со своими 
сверстниками?

- Данный вопрос является логически некорректным, так как в его основе, 
то есть его базисом служит неопределенное сведение. Сначала нужно выяснить, ссорится  ли вообще оппонент со своими сверстниками, а потом при положительном ответе  уточнять, по каким проблемам. 
В процессе спора нередко используют провокационные вопросы для различного рода уловок. В подобных ситуациях следует не теряться, указать на провокационность вопроса, 
на необходимость выяснить сначала исходный базис данного вопроса и попросить 
оппонента заново сформулировать его. 
Кроме того, необходимо уметь выделить среди различного типа вопросов 
риторический вопрос -   утверждение или отрицание в форме вопроса.

Такие вопросы не  требуют специального ответа, но их следует либо принять, либо опровергнуть. 
На вопросы любого характера следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее  объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и  уважения к оппоненту, даже если вопрос сформулирован неточно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон. Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть.

Вот мы с вами и разобрались с вопросами, которые используются в дебатах.

А сможете ли вы завести своего оппонента в тупик только вопросами? Давайте попробуем!

Для того, чтобы закрепить полученные знания, мы хотим предложить вам поиграть. На экране будут возникать вопросительные слова, используя которые вы должны будете составлять вопросы.

Достаем тему:

«Цвет огурцов зелёный».
Утверждающая сторона должна доказать, что цвет огурцов действительно является зелёным, а другая сторона опровергнуть данное утверждение. Вопросительные слова, используя которые вы должны будете составлять вопросы, будут на слайде. Начнём?!
(Слайд…) Почему?

(Слайд...) Зачем?

(Слайд…) Из-за чего?

(Слайд…) Как?

(Слайд…) Кто?

(Слайд…) Откуда?

(Слайд…) Когда?

(Слайд… ) Где?
Большие молодцы, выполнили упражнение на отлично.

Итак, у нас осталась последняя игра в дебаты, в которой вам надо будет проявить себя и показать, что вы усвоили.

Игра будет не обычной, она будет состоять только из вопросов и ответов. Только вопросами и ответами вам надо будет попытаться убедить жюри в том, что ваша позиция более сильная.

А тема нашей игры будет «Курица появилась раньше, чем яйцо» (слайд)

Цель игры заключается в том, что сначала одна сторона задаёт вопрос, а другая отвечает на него, а потом наоборот.

К примеру, если бы тема звучала так

« Яблоко квадратное»

И я задаю вопрос: Почему яблоко квадратное?

И другая сторона должна на него ответить яблоко квадратное потому что….

У нас будут две судьи наших дебатов. Первый судья - Дяченко Елена Васильевна, второй судья ФИО.

Оценивать они будут по судейскому протоколу, и посмотрим кто из вас самый остроумный и быстрый!

Мы даём вам 7 минут на составление примерных вопросов, которые вы будете задавать, не забудьте, что вопросы могут у вас возникнуть и после ответа оппонента.

На каждый раунд мы даём вам 3 минуты, то есть за 3 минуты вы должны прослушать вопрос и ответить на него.

Начинаем! Вы постарались и заслуживаете аплодисментов!

Отлично ребята!












Игры












































Просмотр видео

5.Рефлексия

На этой оптимистичной ноте мы завершаем наше занятие. Нам было очень приятно с вами работать.

Мы с вами за наши два занятия узнали, что такое дебаты, как в них играют, просмотрели и разобрали протокол оценивания, а также уделили особое внимание вопросам, которые задают стороны своим оппонентам, ведь за блок вопросов и ответов можно заработать в дебатах достаточное количество баллов, чтобы их выиграть . Чтобы подвести итоги занятия мы хотим вам предложить сформулировать и задать вопросы друг другу о нашей пройденной теме.

(что вы узнали, что было для вас новым и что вы сможете использовать в будущем)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!