СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дамашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дамашняя работа»


Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Кыргызская государственная юридическая академия

Факультет Права и предпринимательства


Кафедра Административного и финансового права










Методические рекомендации

для студентов по изучению дисциплины

«Налоговое право»














Составитель:


к.ю.н., и.о.доцента кафедры: Омукеева Нурмира Абдымаликовна









Бишкек 2016 г.

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины


При работе с настоящим материалом особое внимание следует обратить на темы которые изучаются самостоятельно, а также изучение дополнительных материалов, которые составляют нормативно-правовые акты.

Общая часть дисциплины «Налоговое право» раскрывает теоретическую сторону фискальной деятельности государства, в связи с этим при изучении общей части следует обратить больше вниманий на исследования ученых, т.е. на учебники, монографии и т.д.

Специфика в изучении особенной части «Налогового права» проявляется в том, что основными источниками изучения материала являются нормативно-правовые акты (законы), которые и составляют весь основной материал. Следует обратить внимание не только на положения, в которых закрепляются основные организационно-правовые формы деятельности государственных органов, но и на иные подзаконные нормативно-правовые акты, также регулирующие их деятельность.

Иначе говоря, налоговое право выступает фундаментальной базовой наукой для страхового права, банковского права, валютного права и инвестиционного права. Исходя из вышеизложенного, следует обратить особое внимание каждой теме особенной части закрепляя знания теоретическими материалами и конкретными нормативно-правовыми актами.

Описание последовательности изучения дисциплины:

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, Вам необходимо просмотреть в лекционный материал, который прилагается в тезисном порядке. В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к списку рекомендованной (основной и дополнительной) литературы и нормативно-правовым актам.

Рекомендации изучения отдельных тем дисциплины:

При изучении тем общей части особое внимание следует обратить на изучение теоретических исследований. Особенная часть дополнительно требует изучение нормативно-правовых актов регулирующие отдельные сферы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой дисциплины:

После изучения каждой темы Вам предложено выполнить тестовые задания. Специфика выполнения данных заданий заключается, в том что они предназначены для самоконтроля и выявления пробелов в усвоении учебного курса. Самотестирование поможет вам лучше подготовиться к сдаче модуля. В тестах предоставлены 4 варианта ответа, где имеется только один правильный ответ. Тема считается освоенной, если Вы дали не менее 70% правильных ответов.


Методические рекомендации по проведению деловых игр, разбору ситуаций и другие.


Деловые игры используются как один из действенных методов проведения занятий по дисциплине Налоговое право. Деловые игры представляют собой поиск оригинальных подходов к решению конкретных задач и обеспечивают «погружение» обучаемого в среду, которую необходимо освоить и где ему предстоит принимать решения. Они позволяют вовлечь в учебный процесс практически всех студентов, которые в процессе игры имеют возможность реализовать свои теоретические знания, подкрепить их практическим опытом и дополнить новой информацией, полученной от сокурсников. Они позволяют студентам свободно выражать свои мысли, критически мыслить, выступать перед аудиторией, использовать различные средства полемики, чтобы аргументировано строить свою речь, анализировать и синтезировать информацию.

Казуальные задачи разрабатываются самим преподавателем и основываются на применении положений финансового, и другого национального законодательства КР. Разрешение каждой задачи требует от студентов анализа конкретных правовых норм, их оценки для выяснения правомерности действий участников налогово-правовых отношений.

Вместе с тем следует отметить, что данная форма занятий не должна быть традиционной, поскольку чрезмерное насыщение ими учебных занятий может привести к негативным последствиям: кампанейшине, недисциплинированности, шатанию.

Умелое сочетание различных форм обучения от традиционных и нетрадиционных до инновационных позволит достичь больших успехов в учебном процессе.


Игра №1 «Ротация»


«Ротация» как одна из стратегий критического мышления представляет собой достаточно эффективный метод группового обсуждения определенного вопроса. Более того он предполагает выражение не только своих мыслей, но и оценку высказываний других лиц, анализ, обобщение и обоснование правильности или неправильности высказанных идей. Правильное его использование помогает студентам критически осмысливать собственные и другие мнения, аргументировать правильность своей точки зрения. Кроме того, учит студентов дипломатично высказывать критические замечания, а также выражать благодарность за помощь в форме дополнительной информации своим сокурсникам.

Игра также помогает развивать творческие способности студентов, способствует за короткое время сконцентрировать все внимание на поставленной проблеме и ясно изложить свое видение ее решения.

Методические рекомендации

  1. Учебную группу необходимо разделить на три-четыре команды, предложив рассчитаться на первый, второй, третий (четвертый)

  2. Следует заранее подготовить соответствующее количество ватманов и маркеров разного цвета

  3. Ватманы и маркеры раздаются командам, при этом каждой команде выдаются маркеры одного цвета

  4. Каждой команде дается подтема, вопрос, и ставится задача за определенный промежуток времени (15-20 мин.) изложить на ватмане все, что им известно по данной проблематике.

  5. По истечению данного времени дается команда остановить записи, оставить на месте проделанную работу и всей командой со своими маркерами перейти на место другой команды, т.е. поменяться местами. Предлагается ознакомиться с работой другой команды, проверить правильность, при необходимости дополнить информацию, при этом все записи производятся маркером своей команды. Это проделывается в течение 5-10 минут.

  6. По истечению времени предлагается оставить эту работу и перейти на место следующей команды и проделать то же, что было указано выше: проверить, при необходимости дополнить информацию маркером своего цвета (5-10 мин.)

  7. После этого дается команда «Домой», т.е. все возвращаются на свои первоначальные места и анализируют свою оставленную работу: какие команды «оставили свой след», правильно ли были высказаны замечания, вписаны дополнения (5-10 мин).

  8. Затем предлагается вывесить на доске свои творения и кому-нибудь из группы презентовать командную работу. При этом необходимо проанализировать проделанную другими работу: согласиться с дополнением, высказать благодарность, если информация верная, и аргументировано доказать свою точку зрения, если она не совпала с чужой.

  9. После презентации команды, «оставившие свой след» могут задавать вопросы выступающим, высказывать свою точку зрения, отстаивая свои дополнения

  10. В конце ведущий подводит итоги, обобщив все высказывания.

Данный метод позволяет в форме игры построить занятие, поскольку студенты находятся не в инертном состоянии, а все время передвигаются, возникает дух соревнования. Они работают не отдельно, а в команде, что позволяет выработать командный дух, сплотить их. При этом они учат друг друга, обмениваясь информацией, спорят, выбирают верную информацию из ряда высказанных ими предложений.


Игра №2 «Дебаты»


Семинарское занятие может быть построено в форме дебатов. Целью участника дебатов является убеждение других в правильности выказанной им точки зрения и склонение их к своему мнению. Проведение дебатов способствует обучению студентов ясно и логично формулировать свою точку зрения, аргументировано выступать, используя убедительные доводы и факты. Кроме того дебаты помогают развивать уверенность студентов выступать публично, уметь влиять на общественное мнение.

Методические рекомендации

1.Подготовительная работа. Необходимо в форме резолюции сформулировать тему дебатов. Это связано с тем, что в резолюции, как правило, требуется изменение положения.

2. Привлечение специалистов. На дебаты по возможности можно пригласить специалиста из соответствующей сферы.

3. Распределение ролей. Учебная группа делится на две команды: в поддержку резолюции и против нее. Необходимо утвердить «золотые правила» ведения дебатов: уважение к противоположному мнению, воздержания от резких критических замечаний, толерантность, аргументированная речь и др.

4. Подготовка к дебатам. Студентам следует дать время для подготовки «конструктивных аргументов», состоящих из пяти-шести логично построенных положений, подкрепленных конкретными фактами. Им должно быть рекомендовано готовить ясные, логичные и убедительные аргументы. Следует предложить представить возражения, которые могут быть высказаны другой стороной, и подготовить соответствующие контраргументы. Можно рекомендовать подготовить слайд-шоу.

5. Подготовка помещения. Участники дебатов должны быть размещены друг против друга. Посередине них должен будет сидеть ведущий.

6.Проведение дебатов:

а) Ведущий кратко формулирует обсуждаемую проблему, предлагаемую резолюцию, устанавливает регламент выступлений;

б) Затем предлагает первому выступающему из команды, поддерживающей резолюцию, изложить свою точку зрения.

в) Ведущий предлагает выступить первому выступающему из команды, которая отрицает резолюцию, просит изложить свои аргументы.

г) После этого предлагается выступить второму из команды, поддерживающей резолюцию, затем второму выступающему из противоположной команды. Так может происходить до тех пор, пока не выскажутся все участники команд.

д) Во второй части дебатов предлагается опровергнуть доводы противоположной стороны и ответить на их критические замечания. Необходимо придерживаться такого правила, по которому во время полемики нельзя приводить новые аргументы. Полемику всегда начинают представители той команды, которая выступает против резолюции.

На этом этапе все участники дебатов могут изложить причины, защиты ими той или иной точки зрения. Они могут быть отражены на доске.

В конце дебатов участники должны оценить последствия реализации позиции противоположной стороны. При этом вероятно, будет необходимо проанализировать действующий закон или осуществляемую политику.


Игра №3 «Брейн-ринг»


Данная игра помогает за короткое время произвести опрос по целому разделу курса, либо обобщить и повторить знания по одной теме, охватывающей несколько правовых институтов.

В ходе игры студенты получают возможность консолидироваться в группировки, и, мобилизовав знания всех участников команды, быстро отвечать на вопросы. Тренируется память, умение анализировать, вырабатывается умение быстро реагировать в различных ситуациях.

Методические рекомендации

  1. После сообщения темы занятия, необходимо группу разделить на четыре команды, предложив рассчитаться на первый, второй, третий, четвертый. Предварительно следует назначить счетную комиссию, состоящую из двух человек.

  2. Следует объяснить, что игра будет состоять из трех раундов. В каждом раунде участвуют по две команды. Командам будут заданы по 15-20 вопросов, для ответа на которые даются 20 секунд. Какая команда ответит раньше, та зарабатывает 1 очко.

  3. Необходимо предупредить, что выкрикивание ответа, будет засчитываться как 0 очко. Ответы принимаются после сигнала команды о готовности отвечать, что можно проделать путем поднятия флажка команды, заблаговременно подготовленного ведущим. Подсказка с зала также не будет засчитываться как правильный ответ.

  4. В двух раундах участвуют по две команды, а в третьем раунде принимают участие команды-победители. В третьем раунде командам предоставляются теоретические задачи. Выигрывает команда, которая предоставляет ответ быстро и правильно. По итогам третьего раунда определяется команда - абсолютный чемпион.

Для проведения этой игры необходимо предварительно подготовить вопросы, теоретические задачи, на которые можно было бы дать однозначные ответы. От качества подготовки вопросов зависит успех проведения игры, поскольку запутанные, неясные ответы, будут способствовать получению подобных же ответов. Это, в свою очередь, приведет к спорам, разногласиям, в итоге может сорвать проведение конкурса. Кроме того, вопросы должны охватить все содержание темы, что будет способствовать эффективному закреплению пройденного материала.


Игра №4 «Займите позицию»


При проведении данной игры нужно подобрать такую проблему, по которой в обществе существуют совершенно противоположные мнения. Дело в том, что в ходе проведения данной деловой игры участники должны будут защищать противоположные мнения и пытаться убедить других в правильности своей точки зрения.

Методические рекомендации

Необходимо заранее подготовить на плакате высказывания Данные плакаты нужно будет вывесить на противоположных стенах.

Затем следует объяснить студентам правила проведения игры:

  1. Участникам игры нужно будет встать около того плаката, который соответствует их мнению по данному вопросу.

  2. Представители игры должны обосновать свою точку зрения, при этом желательно получить ответ от каждого участника.

  3. После того как все выскажутся, некоторые участники могут поменять свое мнение по данному вопросу. В таком случае они могут оставить свою позицию и перейти на сторону тех, чье мнение им показалось более убедительным. При этом им нужно дать объяснение своего выбора.

  4. Участникам игры нужно выбрать наиболее убедительную аргументацию, высказанную противоположной стороной.

В ходе этой игры студенты учатся отстаивать свою точку зрения, убеждать и склонять других к своему мнению. У них вырабатывается умение выступать публично, строить аргументированную речь, а также признавать правоту других, если свое умозаключение является ошибочным.



Игра № 5 «Кубики»


Цель проведения данной игры заключается в исследовании выбранной проблематики с разных аспектов. При этом студенты не только знакомятся, но сами активно используют распространенные методы познания: описание, сравнение, анализ, ассоциирование, аргументирование, а также оценка позитивного и негативного. Данная игра способствует не только закреплению ранее пройденного материала, но и помогает развивать творческое мышление студентов, развивает их воображение. Поскольку кубик как геометрическая фигура имеет шесть сторон, та или иная проблема, вопрос рассматриваются с шести сторон, и это позволяет наиболее полно воспроизвести информацию об анализируемом.

Методические рекомендации

  1. Подготовительная работа. После сообщения темы занятия, учебную группу необходимо разделить на шесть подгрупп, предложив рассчитаться на первый-шестой. Каждой команде предоставляется предварительно подготовленный ватман и маркеры.

  2. Выполнение задания. Каждой команде дается следующее задание:

  1. опишите это

  2. сравните это

  3. проанализируйте это (разделите на части)

  4. дайте ассоциацию

  5. используйте это

  6. отметьте его положительные и отрицательные стороны.

  1. Презентация. Командам предоставляется 20-25 минут для выполнения задания, после этого все творения вывешиваются на доске и командам предоставляется время для презентации. Остальные участники могут задавать вопросы, уточнять непонятные положения.

  2. Подведение итогов. Завершить игру можно обобщением, в котором отмечаются основные моменты по анализируемой теме.







Методические указания по выполнению рефератов, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, самостоятельных творческих работ


Курсовая работа является одной из форм промежуточного контроля знаний и качества обучения и преследует цель оценить работу студентов за курс (семестр), степень усвоения теоретических знаний, проверить навыки самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических и профессиональных задач. Курсовая работа представляет собой итоговый документ, предусмотренный учебной программой на заключительном этапе изучения учебной дисциплины. Она является для студента первым индивидуальным исследованием, имеющим научный характер, способствующим пробуждению интереса к творческой и научной деятельности, углубленному изучению предмета и приобретению навыков самостоятельной работы. При написании курсовой работы студенту необходимо глубоко изучить теоретические основы выбранной темы; использовать для ее написания современную методологию; применить комплексный системный подход к освещению темы; проявить творчество.

Курсовая работа является обязательной практически во всех вузах, и к ней предъявляются специальные требования по составлению и оформлению:

- курсовая работа выполняется на бумаге формата А4, на одной стороне листа белой бумаги размером 210 на 297 мм;

- по объему работы занимает 20-25 страниц печатного текста или 25-30 страниц рукописного текста;

- расстояние между строками – 1,5 интервала;

- абзацный отступ равен 5 знакам;

- на странице должно быть не более 28-30 строк сплошного текста; - курсовая работа начинается с титульного листа, в верхней части которого указываются: сведения об учебном учреждении, где выполнена работа; - посередине листа пишется тема курсовой работы, а ниже справа – фамилия, инициалы студента, с указанием курса и группы, а также фамилия, инициалы, ученая степень и звание научного руководителя;

- внизу указывается место и год выполнения работы; - на первой странице, в оглавлении излагается план курсовой работы (введение, название разделов, глав или учебных вопросов, заключение, библиография и приложение); - характеристика основных вопросов начинается со второй страницы. Введение – это вступительная часть курсовой работы, в которой автор раскрывает актуальность, новизну и практическую значимость, научные цели и задачи исследуемой темы.

В основной части раскрывается содержание научно-исследовательской работы, которая включает как теоретические, так и практические аспекты исследуемой проблемы. В теоретическом плане раскрываются методология, история обозначенной проблемы, дается критический анализ позиций различных авторов в объеме темы курсовой работы. В практическом аспекте освещаются методы исследовательской работы или эксперимента. В основной части информация может быть представлена в виде таблиц, схем. Основная часть, как правило, состоит из нескольких взаимосвязанных параграфов, объединенных в главы.

В заключительной части подводится итог курсовой работы, содержатся выводы, выявленные в ходе проведения исследования, а также рекомендации автора. Список использованных источников представляет собой: нормативные правовые акты; использованные научные и учебные труды, представленные в алфавитном порядке их авторов с указанием названия работы, места и года издания.

Руководство написанием курсовых работ

Кафедра к началу учебного года определяет и утверждает тематику курсовых работ по дисциплине с указанием руководителей и перечня основной и дополнительной литературы.

За студентом закрепляется научный руководитель из числа преподавателей кафедры, обладающих научной квалификацией и опытом проведения методической работы. Руководство по написанию курсовой работы заключается в консультациях студента по вопросам выбора темы, составления плана, подбора литературы, а также в контроле своевременности и самостоятельности ее подготовки. Научный руководитель обязан оказать студенту содействие: в формировании творческого мышления, самостоятельности суждений; развитии правильного письма и речи, заключающихся в четком изложении и аргументированных выводов исследовательской работы. После подготовки курсовой работы и ее представления на кафедре она рецензируется научным руководителем.

Рецензия включает в себя: - анализ положительных и отрицательных сторон работы;

- недостатки по оформлению работы;

- рекомендации по подготовке к защите; - решение о допуске курсовой работы к защите.

В конце рецензии ставится фамилия и подпись научного руководителя и дата рецензирования.

При контроле качества выполнения курсовых работ преподаватель-рецензент должен проверить:

1) соответствие тематики курсовых работ направлению подготовки специалистов, определенному на данный семестр и курс учебной программой и планом; 2) наличие на обложке курсовой работы регистрационного номера с указанием даты поступления;

3) правильность оформления, соответствие содержания, структуры требованиям, предъявляемым к курсовым работам;

4) правильность применения теории, правил, формул, схем при выполнении работы;

5) грамматические, стилистические, терминологические погрешности в содержании курсовой работы; 6) степень самостоятельности выполнения студентом курсовой работы;

7) В процессе проверки курсовой работы весьма полезным бывает учет наиболее характерных ошибок, имеющихся в работах, с целью последующей корректировки лекционных, практических (семинарских) занятий по дисциплине. Рецензия должна иметь следующую структуру:

-краткий анализ положительных сторон работы, где показываются успехи студента, достоинства данной работы, перспективы, рекомендации по дальнейшему совершенствованию и т.д. ;

- подробный анализ недостатков и ошибок курсовой работы с обязательным указанием причин их возникновения и путей их устранения.

В конце рецензии излагаются краткие выводы по курсовой работе как в целом по работе, так и по каждому разделу. Предварительная оценка курсовой работы считается положительной если она выражена словами «допускается к защите», и отрицательной, если она выражена словами «не допускается к защите». Дифференцированная оценка за курсовую работу выставляется комиссией после защиты работы.

Критерии оценки курсовой работы:

- актуальность и научная новизна работы;

- степень самостоятельности; - соответствие ее содержания теме исследования;

- логичность и последовательность изложенного материала;

- реальность поставленных целей и их реализация;

- качество использованного нормативного материала и литературных источников;

- оригинальность выводов и предложений;

- уровень грамотности (общей и специальной);

- соответствие стандартам оформления курсовой работы;

- практическая значимость выполненной работы.



Методические рекомендации по написанию квалификационной работы

  1. Цели и задачи квалификационной работы

  2. Выбор темы исследования

  3. Подготовительный этап в написании научной работы.

  4. Работа над главами квалификационной работы.

  5. Оформление, научный аппарат, представление к защите.

  6. Процедура защиты работы.


1. Цель написания квалификационной работы

Целью написания квалификационной работы по специальности «юриспруденция» является формирование у студентов навыков самостоятельной работы в области изучения научной, специальной и периодической литературы, сбора и анализа нормативного и фактического материала. В процессе написания работы студенты должны научиться выводить частное из общего, выявлять сходства и различия предметов и явлений, анализировать и научно обосновывать свои наблюдения, обобщать, подводить итоги и формулировать выводы изыскания, а также вырабатывать рекомендации по совершенствованию национального законодательства. Путем изучения соответствующей нормативно-правовой базы, фактического материала, собранного в процессе прохождения государственной практики, и аналитического чтения специальной литературы они должны стремиться проанализировать современное состояние правоприменительной и правотворческой практики, исследовать правовые, политические и экономические реформы, проводимые в нашей стране и оказывающие влияние на основы жизнедеятельности государства. Итогом их научного изыскания должны стать их рекомендации по совершенствованию правовой политики страны, национального конституционного законодательства, обеспечивающего организацию и деятельность органов государственной власти и правовое положение личности, а также разработка механизмов реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике

Выбор темы квалификационной работы

Тема квалификационной работы выбирается студентом из предлагаемой выпускающей кафедрой тематики. Тематика квалификационных работ может быть предложена и профилирующими кафедрами. Методическую помощь в выборе и закреплении за студентами тем квалификационных работ должны оказать преподаватели кафедр (профилирующих кафедр и дисциплин). В процессе проведения этих дисциплин, начиная со второго курса, преподаватель должен давать студентам установку на изучение наиболее актуальных и перспективных тем. Тематика курсовых работ, научных докладов должна быть увязана с темой будущей квалификационной работы, что позволит позднее использовать эти материалы в написании выпускной работы. Но это условие не обязательное. Студент также может сам предложить тему квалификационной работы.

Выбор темы может быть обоснован студентом аргументом «легкости» или аргументом «интересности».

Аргумент «легкости» представляется весовым для слабо подготовленных и недисциплинированных студентов.

Аргумент «интересности» должен быть конкретизирован. Интересно может быть, если об этом уже что-то известно, имеются свои гипотезы и есть желание их пополнить и проверить. Интересно также, если эта тема для кого-то совсем новая. Во втором случае нельзя говорить, что эту тему не следует выбирать. В таком случае необходимо как можно скорее получить консультацию по теме, чтобы конкретизировать представление о ней. Если при этом выбранная тема покажется «неинтересной», можно будет сменить ее на другую, а в противоположном случае усиление интереса к теме является дополнительным стимулом написания работы.

Выбор темы квалификационной работы является первым этапом процесса её написания. Она должна быть утверждена приказом ректора. Вместе с тем из числа наиболее опытных преподавателей назначаются и утверждаются руководители-консультанты научных работ.

Научный руководитель обеспечивает студента рекомендательным списком литературы по теме, помогает студенту в составлении примерного плана исследования.

3. Подготовительный этап в написании квалификационной работы

Непосредственному началу написания квалификационной работы предшествует подготовительный этап, который включает в себя выбор темы, изучение соответствующей литературы, сбор, обработку и анализ нормативного и фактического материала.

Процесс выбора и закрепления темы рассмотрен в предыдущем разделе.

Первоначальному начитыванию и изучению фактического исследуемого материала следует уделить примерно четверть планируемого на создание научной работы времени. При чередовании этих двух видов работ они могут способствовать эффективности исследования, первая конкретизируется вторым, второе дает дополнительные наблюдения, которые обогащают первое. В ходе изучения литературы выясняется значение избранной темы научной работы, т.е. задачи и проблемы, которые необходимо решить. Немаловажную роль играет подбор и использование статистических данных, иного фактического материала. Такие данные необходимы для выявления степени соблюдения нормативно-правовых актов, криминального состояния общества, необходимости разработки и принятия новых нормативных актов. Подобные данные можно найти в статистических сборниках, справочниках, выступлениях руководителей государства, специальных сообщениях, газетных и журнальных публикациях. Использование конкретных материалов из опыта работы государственных органов и органов местного самоуправления имеет особое значение. Это позволяет решить в объеме квалификационной работы конкретные задачи, а не описывать абстрактные явления. При этом необходимо не механически переписывать или выписывать отдельными кусками текст из используемых источников, а использовать материал творчески и осмысленно.

При первоначальном ознакомлении с литературой необходимо использовать аналитическое сплошное чтение (отдельных глав, разделов) фундаментальных по теме произведений с одновременным подробным их конспектированием. По мере глубокого вхождения в изучение литературы можно применять выборочное и обзорное чтение, краткое конспектирование, выписывание наиболее важных цитат на отдельные карточки.

Читая литературу, надо одновременно создавать библиографию (список использованных источников) по теме. Важно при этом с самого начала усвоить правила оформления библиографических данных: автор (или название сборника) – название работы (или указание ответственного редактора сборника) – (если работа опубликована в периодическом издании) – указание периодического издания, года издания, номера (выпуска, серии) – (если указывается книга, непериодический сборник) место издания, название издательства, год издания, указание страницы (страниц), на которой находится цитируемое место (если библиографические данные даются к цитате).

Соблюдение этих правил вырабатывает необходимую дисциплину научного труда, а также оптимизирует работу по данной теме, исключая последующие доработки и переделки.

В конце подготовительного этапа необходимо составить первоначальный план квалификационной работы, подумать о её главной идее, объеме, структуре.

План работы составляется студентом и согласовывается с руководителем.

Структура квалификационной работы должна быть построена логично: в начале должно помещаться оглавление, затем введение, исследовательская работа должна отражаться в нескольких главах, конкретизированных по параграфам. Завершать работу должно заключение, после которого нужно отразить использованные источники: нормативно-правовые акты, специальную литературу, периодические издания. Число глав и параграфов может быть разным. Допускаются главы без параграфов, на усмотрение автора. Однако целесообразно главы делить на параграфы, что позволяет четко изложить материал, яснее сформулировать ответы на поставленные вопросы. При изложении материала главы общим текстом без деления на параграфы зачастую теряется общая логика квалификационной работы, нарушается последовательность движения мысли.

Правильно составленный и достаточно детализированный план квалификационной работы больше всего способствует ее успешному написанию.

Далее следует этап создания первичного текста. Эта работа может чередоваться с чтением литературы, сбором и анализом фактического материала, а может быть и немного отсрочена, что, бывает, связано с недостаточной подготовленностью автора работы, навыком пассивного владения материалом. Важно преодолеть навык пассивного владения, в связи с тем, что он тормозит движение творческой мысли, направляет на простой пересказ прочитанного, на использование фактического материала лишь для иллюстрации уже известного.

Важное значение при подготовке научной работы имеет методология. Методология представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них. Правильный выбор методов и приемов исследования способствует эффективной работе. Этот выбор бывает обоснован природой изучаемых явлений и процессов, он вытекает из общего методологического состояния научного знания, научных интересов.

Для сопоставления правовых систем, отраслей права и других структурных элементов государственно-правовой жизни разных обществ помогает сравнительный метод. Он показывает, какие пробелы, недочеты и упущения существуют в исследуемой сфере.

Установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-правовое развитие общества позволяет социологический метод.

При изучении нормативных сторон правовых систем (законов и других нормативных актов, их системы) особенно хорошо использовать формально-логический метод. Этот метод позволяет выявить несоответствие тех или иных правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия правовых актов между собой и т.д. И, таким образом, позволяет на научной основе выработать рекомендации о принятии новых законов, изменении или отмене действующих правовых актов.

Грамотно используя методы и приемы исследования, студент, основательно изучивший соответствующую научную литературу и фактический материал, может открыть свою концептуальную идею, организующую все его научно-речевое произведение. Это, может быть, утверждение одной из существующих в науке трактовок исследуемого предмета, обоснованное вескими аргументами, или выявление нового ранее неизученного свойства, качества анализируемого, или объяснение причин существования различных точек зрения на объект исследования, или же разработка механизма применения права и т.д.

Квалификационная работа не должна содержать дилетантских рассуждений, которые могут возникать из-за недостаточно накопленных знаний об изучаемом предмете. Она также не должна носить абстрактный характер, а должна быть направлена на решение конкретных задач, освещение действительно актуальных вопросов. Этого можно добиться путем творческого осмысливания привлеченных источников. С этой же целью рекомендуется избегать механического переписывания и выхватывания отдельных кусков используемой литературы.

  1. Работа над главами квалификационной работы.

Начинается квалификационная работа с введения. Во введении определяются актуальность темы, цели и задачи исследования; обозначаются объект и предмет, теоретическая и практическая значимость, степень разработанности темы исследования, а также источники научной работы.

Основное содержание работы раскрывается в главах и параграфах, поэтому нужно обратить внимание на изложение основной части.

Первая глава, как правило, является теоретической. Методика работы по созданию первой теоретической главы имеет целью подготовку студента к самостоятельному анализу и творческому осмысливанию теоретических основ исследуемой темы по научным трудам ученых-юристов, экономистов, практиков-экспертов. Здесь студент должен дать краткий обзор специальной литературы по теме научного изыскания, обратить внимание на существование различных трактовок, мотивировать их появление. Вместе с тем на базе предварительно обобщенной позиции студент должен высказать свое собственное суждение, выразить своё понимание того или иного вопроса и аргументировать свой выбор, свою точку зрения.

Теоретическая глава квалификационной работы должна содержать четко и ясно изложенные выводы.

Необходимо правильно, грамотно и уместно вводить в ткань работы выдержки из авторитетных сочинений известных авторов – цитаты. Без цитат, как известно, не обходится ни одно научно-речевое произведение. Однако чрезмерное насыщение работы цитатами оставляют мало места собственным мыслям. При сохранении целостности изложения, идеи авторов источников можно передавать в косвенной форме, иначе говоря, своими словами.

К цитированию можно обращаться в следующих случаях:

- для подтверждения своей собственной мысли;

- для более яркого выражения собственной мысли;

- для обращения к чьему-либо авторитетному мнению;

- для сохранения особенностей языка и стиля исходного текста.

Изложение цитаты без ссылки на автора недопустимо. Ссылку на источник дают в подстрочной сноске (внизу страницы, где точно указывается источник) или в квадратных скобках (в таком случае указывается порядковый номер источника в списке использованной литературе и страница, с которой взята цитата).

Материал, накопленный при изучении специальной литературы, а также знания, полученные в процессе обучения в вузе, необходимо использовать осмысленно, материалы источников нужно творчески перерабатывать, а не списывать механически отдельные абзацы текстов.

Наблюдаются случаи, когда в литературе описываются различные точки зрения относительно одной и той же проблемы. Это не должно служить поводом для беспокойства. Исследователь имеет право принять любую позицию и подвергнуть обоснованной критике другую. Свою точку зрения или принятую одну из известных в литературе необходимо аргументировать и обосновать убедительными фактами, что позволит повысить качественное содержание и научность дипломной работы.

В первой главе, таким образом, представляется анализ литературы, обосновываются теоретические подходы в решении основных проблем дипломной работы.

Вторая глава носит аналитический характер: в ней дается детальное описание практического решения задач исследования. Именно здесь производится анализ собранного фактического материала, проводится сравнение и систематизация данных, поэтому вторая глава является наиболее содержательной. Основная задача этой главы – путем анализа и синтеза собранных данных на примерах отразить свое понимание темы, свою трактовку идеи. При написании второй и третьей глав необходимо использовать тот конкретный материал, который был собран во время прохождения государственной практики. Однако одного этого материала бывает недостаточно. Необходимо также опираться на различные источники, такие как справочники, статистические сборники, отчеты правительства, министерств, ведомств, фирм, общественных фондов, банков, судебных органов, фискальных и правоохранительных органов, официальные сообщения, данные монографий, статей и др. Некоторые материалы главы могут преподноситься в виде таблиц, схем, диаграмм и т.п. При выборе форм иллюстраций необходимо руководствоваться принципами целесообразности и наибольшей наглядности. Поскольку Конституция является базой для текущего законодательства, необходимо изучать соответствие норм текущего законодательства конституционным нормам, с целью выявления, если это присутствует, правовых коллизий, пробелов и др.

По необходимости нужно обращаться к специальной литературе, словарям, различным сборникам, при этом не забывать цитировать. После написания каждой главы целесообразно делать краткие выводы по главе.

В третьей главе на основе результатов анализа, обобщения имеющегося опыта разрабатываются конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемого вопроса и методические рекомендации по апробированию результатов исследования. Особое внимание следует обратить на использование конкретного материала по Кыргызской Республике, поскольку каждая дипломная работа должна иметь целью анализ состояния и решение правовых проблем конституционного и текущего законодательства нашего государства.

Каждая глава может сопровождаться предварительными замечаниями и краткими выводами.

Завершающая часть квалификационной работы – заключение. В заключении подводятся итоги всей работы. Здесь даются основные выводы, вытекающие из всего исследования, а также доказывающие или обосновывающие гипотезу. Здесь помещаются как бы краткие ответы на вопросы, поставленные перед исследованием. В этой части могут быть также представлены рекомендации по практическому использованию положений и выводов, сделанных автором. Таким образом, заключение логично завершает работу и носит не аналитический, а обобщающий характер.

  1. Оформление, научный аппарат и представление к защите.

Квалификационная работа – важнейшее квалификационное исследование, и к ее оформлению предъявляются специальные требования:

- квалификационная работа представляется в машинописном виде и выполняется в формате А4, на одной стороне листа белой бумаги размером 210 х 297 мм;

- квалификационная работа должна иметь объем 70-80 страниц машинописного текста через 1,5 интервала или набранного на компьютере, шрифт 14; страницы пронумерованы, в том числе и приложение, аккуратно оформлены и сброшюрованы (переплетены).

- страницы текста квалификационной работы нумеруются посредине верхнего поля листа; размеры нижнего и верхнего полей – 20 мм, левого поля – от 25 до 30 мм, а правого – 10 мм;

- внизу каждой страницы, по необходимости, делаются сноски;

- на последней странице помещается библиография в соответствии с требованиями. Работа обязательно должна быть отпечатана и сброшюрована. Хорошо, если она будет выполнена на бумаге лучшего качества.

Квалификационная работа должна открываться титульным листом, где указываются: название учебного заведения, факультета, кафедры, фамилия и инициалы студента, полное наименование работы, ученая степень, звание, фамилия и инициалы научного руководителя, город и год окончания.

После титульного листа следует оглавление с точным названием каждой главы параграфа и указания их страницы. В приложении к работе включаются все первоначальные, необработанные источники, фактические материалы, использованные в дипломной работе. Список использованных источников дается в следующей последовательности по блокам:

1.Международные нормативно-правовые акты.

2. Конституция Кыргызской Республики, законы Кыргызстана и других государств, указы Президента, правительственные решения, постановления Жогорку Кенеша, выступления государственных руководителей в хронологическом порядке, с указанием места их публикации. Название постановления и органа его принявшего приводятся полностью.

3.Документальные публикации – сборники государственных документов и материалов, справочники, журнальные публикации перечисляются в алфавитном порядке с указанием года и места издания.

4.Фактические материалы даются в порядке их расположения в организациях и учреждениях: (центральных, местных, хозяйствующих субъектов) с указанием фондов, описей и номеров дел. Если при написании дипломной работы используются материалы практики (нотариальной, судебной, адвокатской), то в списке использованных источников вначале указываются опубликованные дела, а за ними неопубликованные. Например:

а) Опубликованное дело – Дело по иску Абитова С.А. Сазонову И.И. и др. О признании права собственности на жилой дом.// Бюллетень Верховного суда Кыргызской Республики. -1990. -№6. –С.18-19.

б) Неопубликованные дела – Дело №2/194… из архива Ошского городского суда. Дело № 7/379… из архива Узгенского городского суда.

5.Вся остальная использованная литература перечисляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Монографии и сборники, не имеющие на титульном листе имен авторов, включаются в общий список по алфавитному расположению заглавия. При использовании статьи, опубликованной в журнале или сборнике, приводятся фамилия и инициалы автора, полное название статьи, наименование журнала или сборника с их выходными данными. Периодическая печать (газетные статьи) приводится в алфавитном порядке. Для местной печати указывается название учредителя, чьим органом является газета.

В целом список литературы должен включать лишь те источники и литературу, которые непосредственно были использованы в квалификационной работе.

Текст работы начинается с первого листа введения, начало каждой главы пишется на отдельной странице. Наименования глав и параграфов должно быть по возможности коротким. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Текст дипломной работы необходимо правильно разбивать на абзацы, начало которых пишется с «красной» строки. Абзацами выделяются примерно разные по объему, тесно связанные между собой и объединенные по смыслу части текста. Они могут включать несколько предложений, в каждом разделе должны содержаться положения, объединенные общей мыслью.

Сокращение слов в тексте и в подписи под иллюстрациями не допускается, кроме общепринятых стандартов. Не рекомендуется вводить собственные сокращения, обозначения и термины. При наличии же их необходимо в приложении указать их с расшифровкой. Наименования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Иллюстрация к квалификационной работе служит наглядным пояснением или дополнением к тексту и может быть представлена в виде таблицы, диаграммы, графика, схемы, чертежа и т.п.

Выбор вида иллюстративного материала зависит в основном от цели и характера квалификационной работы. Иллюстрации должны иметь единую для всей рукописи исследования последовательную порядковую нумерацию.

Если в работе приводится одна иллюстрация, то она не нумеруется. В квалификационных работах наиболее часто используются таблицы, которые облегчают восприятие текста, насыщенного однородными сведениями. Материал в них обычно систематизирован, цифры выступают на первый план, слова не повторяются и т.п.

В тексте квалификационной работы таблица должна помещаться сразу же после первого упоминания о ней и таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота (т.е. на одной странице). Если в таблице дается большое количество строк, то в этом случае допускается перенос на другой лист (страницу). Порядковый номер таблицы обозначается арабскими цифрами, знак номера (№) перед цифрой не ставится.

Слово «таблица» пишется полностью, без сокращения с прописной буквы и помещается в правом верхнем углу. Точка после арабской цифры не ставится.

Таким образом, структура квалификационной работы включает в себя:

- титульный лист;

- оглавление частей;

- введение;

- главы и параграфы;

- заключение;

- список литературы;

- приложение (по необходимости).

Квалификационные работы могут быть написаны на кыргызском или русском языках.

Получив квалификационную работу, преподаватель-консультант обязан дать свой отзыв. Кафедра организует внешнее рецензирование всех квалификационных работ, предзащиту квалификационных работ и выносит решение о допуске или не допуске ее к защите, или дает рекомендации по ее доработке в установленный срок.

6. Процедура защиты квалификационной работы

На кафедре должен быть утвержден график работы с выпускниками.

Готовый вариант квалификационной работы должен быть проверен научным руководителем. Если квалификационная работа в установленный срок не представлена студентом без достаточно веских уважительных причин, кафедра имеет право не допустить студента к защите. Тогда это мероприятие переносится на следующий год.

Таким образом, квалификационная работа должна быть подписана автором, пройти предварительное обсуждение на кафедре, иметь допуск к защите на ГАК, оформленный подписью заведующего кафедрой, отзыв руководителя квалификационной работы и внешнюю рецензию. Государственные экзамены и защита квалификационных работ проводятся по утвержденному графику (расписанию).

Процедура защиты квалификационной работы проводится на Государственной комиссии. Комиссии заранее должна быть представлена квалификационная работа, положительный отзыв руководителя, рецензия.

В ходе защиты студенту предоставляется возможность в течение 12-15 минут доложить основные положения квалификационной работы, выводы и предположения, высказаться по замечаниям рецензента и руководителя, затем ответить на вопросы членов комиссии. По итогам защиты квалификационной работы комиссия, после обсуждения на закрытом совещании, выставляет оценку по пятибалльной шкале, которая выставляется в дипломе. Если за квалификационную работу выставляется неудовлетворительная оценка, повторная ее защита запрещается и переносится на следующий учебный год.





Советы по подготовке к экзамену (зачету):

При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. .

2. .

Опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена (зачета) возникают по следующим разделам:

-

-

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем изучать дополнительную литературу, а также

Рекомендации по работе с литературой:

При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на нормативно-правовые акты.


Советы по подготовке к зачету:

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. На вопросы, при подготовке которых следует руководствоваться нормативно-правовыми актами.

2. На письменные задания, наличие которых обязательны на зачете.

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим разделам:

- Налоговая система;

- Источники Налоговый контроль;

- Налоговый режим в СЭЗ.

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем изучать дополнительную литературу, а также бюджетное законодательство.

Рекомендации по работе с литературой:

При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на нормативно-правовые акты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!