М униципальное казённое общеобразовательное учреждение
Дупленская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Дергача Алексея Николаевича
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ Дупленская СОШ имени Дергача А.Н. ____________/Головачева Т.А./ «____» __________ 2019г. | | «Утверждено» Директор МКОУ Дупленская СОШ имени Дергача А.Н. __________/Павливский А.А./ «____»__________ 2019г. |
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
10 класс
(базовый и повышенный уровень)
Составитель: учитель математики и информатики первой квалификационной категории Колесник Т.Н.
2019 год
Пояснительная записка
Программа спецкурса «Сложные вопросы математики» (базовый и повышенный уровень) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования и в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ МО РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования».
Приказ МО РФ от 26.01.2016 № 38 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного планов для образовательных учебных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Приказ министерства образования и науки РФ от 30.08.2011 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учебных РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312»
Учебный план МКОУ Дупленская СОШ имени Героя Советского Союза Деграча А.Н. Коченевского района Новосибирской области для третьего уровня образования на 2019-2020 учебный год.
Данная программа реализуется на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Математика» 5-11 классы Составитель Г.М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. – М.: Дрофа, 2004г.
Программа спецкурса «Сложные вопросы математики» предназначена для старшей школы, рассчитана на 36 часов (1 час в неделю, 36 учебных недель) для обучающихся 10 класса.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, предназначен для повышения эффективности подготовки обучающихся 10 класса к будущей итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы. Его изучение поможет обобщить и систематизировать знания обучающихся 10 класса на базовом и повышенном уровне.
Основной задачей модернизации российского образования является обеспечение нового качества школьного образования, соответствующего требованиям изменившейся системы общественных отношений и ценностей. Направленность задач данного курса – демонстрация их общности с точки зрения исследования и анализа реальных процессов средствами математики. Значительное место в курсе уделено практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания. Спецкурс предусматривает не только овладение различными умениями, навыками, приемами для решения задач, но и создает условия для формирования мировоззрения ученика, логической и эвристической составляющих мышления. Старшеклассники, изучившие данный курс, смогут реализовать полученные знания и умения на итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Главная цель предлагаемой программы не только дать определённый объём знаний, готовых методов решения задач повышенной сложности, но и научить самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме. Это создаст предпосылки для развития, умения мыслить творчески, нестандартно, что не будет лишним в любом виде деятельности и в будущей жизни ученика.
Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний обучающихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности обучающихся.
Расширять и углублять знания, полученные при изучении курса алгебры и геометрии.
Закреплять теоретические знания; развивать практические навыки и умения, умение применять полученные навыки при решении задач.
Создать условия для формирования и развития у школьников навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний.
Подготовить к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике.
Формирование устойчивого интереса обучающихся к предмету математика.
Подготовка к будущей аттестации.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов, методов и способов решения задач.
Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического кругозора по определённым темам.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя; беседа;
практикум; консультация;
работа на компьютере.
Формы контроля:
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа, домашняя самостоятельная работа.
Тематический контроль: проверочная работа, творческое задание, зачёт.
Итоговый контроль: итоговый тест; итоговый зачёт.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для обучающихся.
Обобщение и систематизация изученного ранее материала.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у обучающихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, геометрии, начал математического анализа. Результатом предложенного курса должно быть успешное выполнение итогового теста в форме ЕГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Для этого обучающиеся должны знать/понимать:
что такое числа, выражения, степени, корни;
способы преобразования арифметических, алгебраических выражений;
проценты, основное свойство пропорции, сложные проценты;
схему решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений;
способы решения неравенств и систем уравнений;
способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
определение параметра; примеры уравнений с параметром;
основные способы решения задач с параметрами;
определение функции, виды изученных функций их свойства и графики;
основы планиметрии.
Уметь:
находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем;
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы;
решать рациональные, дробные рациональные уравнения, их системы;
решать рациональные неравенства, их системы;
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики функций элементарными методами;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи, исследовать полученные модели с использованием аппарата алгебры;
решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
моделировать реальные ситуации на языке геометрии исследовать, построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры.
Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
анализировать реальные числовые данные;
осуществлять практические расчёты по формулам;
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
решать прикладные задачи, в том числе социально – экономического характера;
применять вышеуказанные знания и умения на практике;
находить по возможности оптимальные и рациональные способы решения задач.
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает обучающимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения задачи;
овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов.
Содержание изучаемого спецкурса
Введение (1 час)
Тема 1. Числа и вычисления (3 часа)
Действительные числа, десятичная форма записи числа (1 час).
Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямо и обратно пропорциональные величины (1 час).
Решение задач на поиск оптимального решения (1 час)
Тема 2. Алгебраические уравнения (5 часов)
Линейные и квадратные уравнения с одним неизвестным (1 час).
Аналитический и графический способы решения уравнений (1 час).
Дробные рациональные уравнения (1 час).
Решение текстовых задач на движение и выполнение плановых заданий (1 час).
Решение текстовых задач на совместную работу. Зачёт (1 час).
Тема 3. Система алгебраических уравнений (4 часа)
Системы линейных уравнений (1 час).
Решение систем уравнений методом подстановки и методом сложения (1 час).
Графический метод решения систем уравнений (1 час).
Решение задач на составление систем уравнений (1 час).
Тема 4. Алгебраические неравенства (5 часов)
Неравенства с одной переменной. Свойства неравенств и методы решения неравенств (1 час).
Системы неравенств с одной переменной (1 час).
Неравенства с двумя переменными (1 час).
Системы неравенств с двумя переменными (1 час).
Зачёт. Уравнения, неравенства и их системы (1 час).
Тема 5. Проценты (4 часа)
Проценты. Процент от числа. Число по его процентам (1 час).
Решение задач на изменение цены товара и количества товара (1 час).
Определение величины вклада или кредита (1 час).
Решение задач на сплавы, смеси и растворы (1 час).
Тема 6. Модуль (4 часа)
Модуль числа. Преобразования числовых выражений (1 час).
Уравнения и неравенства с одной переменной под знаком модуля (1 час).
Графики функций с переменной под модулем (1 час).
Зачет. Проценты. Модуль числа (1 час).
Тема 7. Планиметрия (4 часа)
Треугольники. Виды треугольников. Элементы треугольников. Решение треугольников (1 час).
Параллелограммы и их свойства (1 час).
Вписанные и описанные многоугольники (1 час).
Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции и многоугольника (1 час).
Тема 8. Алгебраические задачи с параметрами (3 часа)
Задачи с параметром (1 час).
Линейные уравнения с параметром (1 час).
Линейные неравенства с параметром (1 час).
Итоговое обобщение (3 часа)
Учебно-тематический план спецкурса «Сложные вопросы математики» № занятия | Содержание учебного материала | Кол-во часов | 1 1 | Введение Об итоговой аттестации по математике | 1 1 | 2 – 4 2 3 4 | 1. Числа и вычисления Действительные числа, десятичные дроби Пропорции. Основное свойство пропорции. Прямо и обратно пропорциональные величины Решение задач на поиск оптимального решения | 3 1 1 1 | 5 – 9 5 6 7 8 9 | 2. Алгебраические уравнения Линейные и квадратные уравнения с одним неизвестным Аналитический и графический способы решения уравнений Дробные рациональные уравнения Решение задач на движение и выполнение плановых заданий Зачет. Решение задач на совместную работу и движение | 5 1 1 1 1 1 | 10 – 13 10 11 12 13 | 3. Система алгебраических уравнений Системы линейных уравнений Решение систем уравнений методом подстановки и методом сложения Графический метод решения систем уравнений Решение задач на составление систем уравнений | 4 1 1 1 1 | 14-18 14 15 16 17 18 | 4. Алгебраические неравенства Неравенства с одной переменной. Свойства неравенств и методы решения неравенств Системы неравенств с одной переменной Неравенства с двумя переменными Системы неравенств с двумя переменными Зачёт. Уравнения, неравенства и их системы | 5 1 1 1 1 1 | 19 – 22 19 20 21 22 | 5. Проценты Проценты. Процент от числа. Число по его процентам Решение задач на изменение цены товара и количества товара Определение величины вклада или кредита Решение задач на сплавы, смеси и растворы | 4 1 1 1 1 | 23 – 26 23 24 25 26 | 6. Модуль Модуль числа. Преобразования числовых выражений Уравнения и неравенства с одной переменной под знаком модуля Графики функций с переменной под модулем Зачет. Проценты. Модуль числа | 4 1 1 1 1 | 27 – 30 27 28 29 30 | 7. Планиметрия Треугольники. Виды треугольников. Элементы треугольников. Решение треугольников Параллелограммы и их свойства Вписанные и описанные многоугольники Площадь треугольника, параллелограмма, трапеции и многоугольника | 4 1 1 1 1 | 31 – 33 31 32 33 | 8. Алгебраические задачи с параметрами Задачи с параметром Линейные уравнения с параметром Линейные неравенства с параметром | 3 1 1 1 | 34-36 34 35-36 | Итоговое обобщение Обобщающее повторение Итоговый тест | 3 1 2 | |
Положение об оценивании спецкурса
«Сложные вопросы математики» для учащихся 10 класса
Курс оценивается по пятибалльной системе. Оценки выставляются при работе на занятиях у доски и зачетные работы.
После изучения запланированных тем курса, обучающиеся должны сдать зачётные работы по следующим темам:
Решение задач на совместную работу и движение
Уравнения, неравенства и их системы
Проценты. Модуль числа
После изучения всего курса, обучающиеся должны сдать:
Итоговый тест
Зачётная работа считается выполненной, если 30% работы выполнено правильно. Ставится оценка «3»-30-50% работы; «4» - 50-70% работы; «5» - более 70%
Список литературы:
Алгебра и начала анализа. 10 класс. В двух частя. Часть 2. Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Под редакцией А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2009.
Атанасян Л. С., Бутузов В. Б., Кадомцева С. Б., Киселёва Л. С., Позняк Э. Г. Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007
Виленкин Н. Я., Ивашев-Мусатов О. С., Шварцбурд С, И. Алгебра и математический анализ. 10 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - М.: Мнемозина, 2001.
Горнштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. задачи с параметрами. Под ред. Г. В. Дорофеева. – М.: Илекса, 2005.
Денищева Л. О., Бойченко Е. М., Глазков Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2004.
Звавич Л. И., Шляпочник Л. Я., Чинкина М. В. Алгебра и начала анализа: 3600 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
Клейменов В. А. Математика. Решение задач повышенной сложности. – М.: «Интеллект-Центр», 2004.
Колесникова С. И. Математика. Интенсивный курс подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Айрис Пресс, 2005.
Мордкович А. Г., Семёнов П. В. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В двух частя. Часть 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). - М.: Мнемозина, 2009.
Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10-11 классы: учебно-метод. Пособие/ С. Н. Олехник, М. К. Потапов, П. И. Пасиченко. – М.: Дрофа, 2001.
Ивлев Б. И., Абрамов А. М., Дудницын Ю. Д., Шварцбурд С. И. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа. Учебное пособие для 10 – 11 классов. – М.: Просвещение, 1990.
Математика. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Ю. А. Глазков, И. К. Варшавский, М. Я. Гаиашвили. – М.: Издательство «Экзамен». (Серия «ЕГЭ. Задачник»). 2011
Список Интернет-ресурсов:
http://www.uztest.ru/ Руководитель сайта - учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, обладатель премии Президента - Ким Н. А.
http://www.mathege.ru Открытый банк заданий ЕГЭ по математике.
http://www.fipi.ru/ Федеральный институт педагогических измерений.
http://www.school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ, экзамены