СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое корень слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить понятие "корень слова",ознакомить с алгоритмом нахождения корня в слове

Просмотр содержимого документа
«Что такое корень слова»

Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Артемовская специализированная школа №8»



Что такое корень слова

Как найти в слове корень






Учитель

начальных классов

Попова З.Н.







2016г.

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цели и задачи: (Слайд2)

- Дать определение понятию «родственные слова».

- Выделить два основных признака родственных слов.

- Закрепить понятие «корень слова».

- Ознакомить с алгоритмом нахождения корня в слове.

- Развивать умение распознавать однокоренные слова. Обогащать речь детей новыми словами.

- Воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;

- воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.


Планируемые результаты

Предметные

учащиеся научатся находить группы одноко­ренных слов, выделять в них корень; объяснять лексическое значение од­нокоренных слов; нахо­дить в словаре однокоренных слов и выписывать слова с указанным корнем; писать правильно слово «столица»; объяснять лексическое значение однокоренных слов.

Метапредметные:

- поиск и выделение необхо­димой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- структурирование знаний; рефлексия способов и усло­вий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные :

- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

Девиз урока

Ум да разум надоумят сразу

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой. (Слайд 3 - 4)

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Что такое корень слова.Как найти в слове корень слова

Однокоренные слова


Только лишь оценку «пять»!




II Актуализация опорных знаний

Грамматическая разминка (Работа по карточкам)

- Орфограммы веселились
  И  пробелы получились.
Быстро  их восстановите,
  Буквы  правильно  впишите.


2. Минутка чистописания


Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!


Письмо строчных букв:  р у д з ф

Письмо слов: урок, друг, Родина

Письмо добрых слов: доброе утро, добрый день, здравствуйте.


III Работа над новым материалом


1.Мотивация учебной деятельности

Загадка

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов,

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. ( Слайд 5)


-Что вы можете сказать о слове корень? (многозначное) (слайды 6-7)



2.Постановка целей и задач урока

Составьте с корнем «САД» новые слова. Слайд 8


Надо узнать (Слайд 9)


Роль корня в слове

Что это?

Раскрыть секреты

Роль корня в слове



Корень слова





Как выделить в слове корень?


Как называются слова с одинаковым корнем


Признаки слов с одинаковым корнем

Объяснение материала (Слайд 10)

-О неко­то­рых сло­вах го­во­рят, что они род­ствен­ные. Вспом­ним, что озна­ча­ет это на­зва­ние?

    У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. Это члены нашей семьи.    - Как можно назвать членов вашей семьи? Кто они? (родственники, родные люди)

    -В семье родственники похожи друг на друга.      Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то шесть. А есть и большие семьи, где десять и более человек.

      В русском языке тоже есть родственники. Это родственные слова. Их еще называют однокоренными. Эти слова похожи друг на друга. Чем?! Сегодня мы

узнаем.

Прочитайте стихотворение. Прислушайтесь к звучанию слов, выделенных красным цветом. (Слайд 11)









-



Похожи ли они по звучанию? А по написанию?

Назовите общую часть этих слов. (-сад-)




Слова сад, посадили, рассада, посадка, садовод, садовник похожи по звучанию. По написанию они тоже похожи. Все эти слова имеют общую часть – САД.

Такие слова называются родственными. Все эти слова несут общее лексическое значение, которое заключено в корне. (Слайды 12 - 13)


















Работа с учебником ( с.74) Чтение и запоминание правила (Слайд 14)

А как вы думаете – родня ли гусеница гусю? (Слайд 15)









- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, это наши гусята

- А ты кто?

- А я ваша тетка-гусеница.

Физминутка. «Аист» 

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу

Аист отвечает:

Топай правою ногою,  

Топай левою ногою,

Снова правою ногою,

Снова левою ногою,

После правою ногою,

После левою ногою,

И тогда придешь домой.


5. Чтение и анализ текста: (Слайд 16)

Думай и рассуждай:

   - Почему корень слова назвали корнем?

    - Чем похожи корень слова и корень растения? Может ли растение существовать без корня? А слово?

 - Правильно. Корень- главная часть растения, потому что питает его. Корень главная часть слова, потому что в нём заключено основное лексическое значение, не будет корня – погибнет растение. Не будет корня слова – не будет самого слова. Про человека говорят: «Пустил корни». Как вы понимаете это выражение?

  - Правильно. Где человек живёт, где его семья, где его Родина - там его корни.

-Какую же роль играет корень слова?

   


IY Обобщение и систематизация знаний

1. Ищем однокоренные слова

Выполнение упражнений 130. 131 (с .74)

-Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково)


2. Ищем корень в слове (Слайды 17 – 19)

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй!


3.Работаем по алгоритму (Слайды 20-21)















Собираем семью родственных слов. Работа в парах. (Слайд 22)

   Словарная работа

Найдите в словаре однокоренных слов слова с корнем -дал-, -дол-. -мир-

(Слайд 23)


Рубрика «Это интересно»

Упражнение 135

- Являются ли в современном русском языке однокоренными слова стол и столица?

-Подберите к каждому из них родственные слова.

Рефлексия .

-Какие секреты корня узнали на уроке? (Слайды 24- 25)

Секрет 1 Корни род­ствен­ных слов пи­шут­ся оди­на­ко­во

Секрет 2 В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Зачем нам нужно умение находить однокоренные слова? (Дети высказывают свои предположения.) это умение нам поможет писать грамотно. Что такое корень?

Подберите синоним слову родственные. (Однокоренные.) Какие слова называются родственными?

• Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (У синонимов нет общей части.)

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова мож­но было назвать родственными

  • Слов  на  свете  нам  не  счесть,

В  каждом  слове  корень  есть.

Чтобы  грамотно  писать,

Надо  корень  выделять.

Из  корней  слова  растут

Родственными  их  зовут.


Прочитай стихотворение. Вспомни что такое корень слова (Слайд 26)


Корень слова  - главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства

Однокоренные подбери слова


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!