СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое искусство?"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока №1 по предмету "Искусство" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Что такое искусство?"»

Урок 1. Что такое искусство?

Цель: формирование общего представления о месте и роли искусства в жизни человека и общества.

Задачи:

  • актуализировать представления об искусстве;

  • ознакомить с основными версиями происхождения искусства;

охарактеризовать значение и функции искусства в жизни человека и общества;

  • формировать умение высказывать собственные суждения о произведениях искусства;

  • формировать культуру восприятия произведений искусства;

  • развивать ассоциативно-образное мышление.

Тип урока: вводный

Оборудование: учебное пособие, репродукции произведений искусств, техническое оборудование.


Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, чувствует неодолимое влечение к наиболее

достойному толкователю – к искусству.

И. В. Гёте





Жизнь коротка, искусство долговечно.

Латинская пословица



Искусство – это то, что нельзя казать словами.

И. В. Гёте


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами не обыкновенный урок. Я хочу вам дать представление о предмете, который вы будете изучать на протяжении нескольких лет - это

Предмет «Искусство». Мы постараемся увидеть красоту в окружающем нас мире, прекрасное во всем, с чем сталкиваемся и, прежде всего, в искусстве.

И тема нашего первого урока звучит как вопрос «Что такое искусство?»(слайд 1)

Может кто то из вас уже знает ответ на этот вопрос? Не стоит огорчаться, если этот вопрос вызывает затруднение. Исследователи всего мира ищут ответ на него, но так и не могут прийти к единому толкованию.

Ответьте сначала на такой вопрос: Как часто мы встречаемся с искусством?(слайд 2)

Ответы детей

Прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как вы его поняли? (слайд 3)

  1. Актуализация знаний и мотивация. Беседа.

В истории человечества не было никогда, да и не могло быть общества без искусства. (Слайд 4)Во все времена, начиная с первобытных, человек оборудовал себе место для жилья, создавал форму орудий и вещей, украшал себя и предметы, изображал свои представления об окружающем мире (слайд 5)

Человек всегда стремится к красоте. Он любуется звездным небом, украшает свою квартиру, одежду, облик. Нет такого народа, которому не ведомо было бы чувство прекрасного. Человек обладает способностью находить и хранить красоту.

- Вспомните, пожалуйста, тот момент в жизни, когда вы сказали или подумали «Как красиво!».

(Ответ: закат солнца, степь широкая, горы и водопады, первые цветы, и т.д.)

- Кто может остановить время и запечатлеть это на долгие годы?

Художник (слайд 6, 7)

Но иногда мы называем художником мастера любого дела, работающего творчески,
способного создавать что-то новое.
Умение строить замысел и находить средства для его воплощения нужно каждому человеку! Работа художника-это творчество.
Но восприятие и понимание искусства - это тоже творчество, только не художника, а зрителя. Зритель перенимает опыт, чувства других людей, опыт многих поколений и своих современников (слайд 8)

Но каждый человек - индивидуальность, поэтому каждый выражает свои эмоции и чувства по – разному. Средства выразительности могут быть разными. Какими?

Ответ детей. Как назовем человека. Выражающего свои чувства при помощи:

  • слова – писатель, поэт

  • звуков – музыкант, композитор

  • движения – танцор

  • мимики и реплик – артист

  • красок – живописец

  • линий и точек – график

  • объёма – скульптор

  1. Изучение новой темы.

Искусство появилось очень давно. Как это произошло никто доподлинно не знает. Существует несколько версий происхождения искусства:

  1. Зародилось в обрядах и ритуалах с практическими целями – древние люди считали, что оно помогало не только отразить окружающий мир, но и повлиять на него:

- изобразить животное значит получить власть над ним(для успешной охоты)

- украсить одежду орнаментом значит защитить себя от болезней и бед.

  1. Древние греки верили, что искусство – это дар богов.

Прочитаем миф «Аполон и музы». Музы приобщали людей к тайнам искусства, но не терпели тщеславия и обмана и наказывали за них.

Чтобы понять что же такое искусство узнаем какие виды искусства существуют

(слайд 9)Виды искусства: временные и пространственные.

Временные распространяются во времени - музыка, танец, мимика (слайд 10)

Пространственные связаны с материальной средой, обликом людей и предметов (слайд 11)

Все виды искусства имеют различное назначение (слайд 12)

Пространственные виды искусства делятся на 3 группы: конструктивные , декоративные, изобразительнные (слайд 13)

Рассмотрим каждый вид отдельно:

Конструктивные – архитектура и дизайн (слайд 14-17)

Декоративные – народные промыслы (слайд 18-20)

Изобразительные – живопись, графика, скульптура (слайд 21-24)

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление материала.

Класс делится на 3 команды (по рядам)

Командам по - очереди задаются вопросы и начисляются балы: 5 баллов за правильный ответ.

2члена от каждой команды получают задание нарисовать фрагмент узора для закладки. Узор должен быть со смылом (объяснить) – 5 баллов.

Пока они рисуют остальные члены команд отвечают на вопросы.

Задание 1. Назови вид искусства (слайд 26, 27, 28)

Задание 2 . Убери лишнее (слайд 29, 30, 31)

Задание 3. Назови жанр живописи (слайд 32, 33, 34)

Задание 4. Назови вид пространственного искусства (слайд 35 - 43)

Подведение итогов. Максимально – 30 баллов.

  1. Подведение итогов урока.

Сегодня мы выяснили, что искусство появилось очень давно. Когда? (в первобытную эпоху). Что свидетельствует об этом? (произведения искусства, найденные при раскопках древних поселений)

Что же такое искусство? Ответы детей

Искусство – это умение, мастерство, создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.

- это художественное творчество.

  1. Рефлексия.

Закончи предложение: искусство для меня значит…….













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!