СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое текст-рассуждение?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках, составлять текст - рассуждение.

Просмотр содержимого документа
«Что такое текст-рассуждение?»

Русский язык 2 класс

Тема: Что такое текст – рассуждение?

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели:

Обучающие:

  1. Дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках, составлять текст - рассуждение.

  2. Учить распознавать повествовательный, описательный и тексты-рассуждение.

Развивающие

  1. Развивать умения и навыки работы с текстом.

Воспитательные

1.Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе

2.Воспитывать любовь бережное отношение к животным;

3.Воспитывать аккуратность письма.

Оборудование:

  • учебник для 2 класса «Русский язык».

  • презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».

  • карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).

1 .Организационный момент

Долгожданный дан звонок. Начинается урок!

Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь.

Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность друг в друге. Мы преодолеем трудности при работе вместе, вы готовы к работе вместе?

Итак, мы начинаем наш урок!


2. Актуализация знаний.

Речевая разминка

Шел медведь, косматый мех.

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук-

Смех и высыпался вдруг.

Раскатились по тропинке

33 смешинки

.( Прочитать стихотворение медленно, быстро, весело, грустно)


Актуализация опорных знаний.

- Можно ли это стихотворение назвать текстом?

- Почему? (предложения связаны по смыслу)

- Что можно определить у текста? (Тип).

- Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование)

- Послушайте тексты и определите их типы.

Предлагаются тексты.


Работа с текстами

Медведь

Медведь - самый крупный хищник на земле. Это животное относится к классу млекопитающие, отряду хищные, роду медведи. Тело у этих животных крупное, с короткой шеей и большой головой. Конечности короткие и едва изогнутые. Шерсть густая. Многие виды медведей хорошо плавают. У белого медведя для этого между пальцами есть большая перепонка. Продолжительность жизни медведя может достигать до 45 лет. Медведи не отличаются острым зрением и хорошо развиты слухом.



Лесной гость

Жил на берегу реки старик. Однажды посмотрел он в окно и увидел большого медведя. За ним гналась стая волков. Могут его догнать.

Медведь быстро вскочил в двери, двери за ним сами закрылись. А он ещё и лапой держит.

Так и остался ночевать у старика лесной гость.

-Что общего у этих текстов? (одна тема)

- Какова их тема? (о медведях)




Определите главную мысль первого текста. (Описывается какой медведь)

-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)

-Как называется такой текст? (текст-описание)

Текст-описание, отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? какое?

(Помогает представить события в ярких красках)

-Для чего нам нужны тексты - описания? (Описывать предмет)

Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описании описываются предметы, люди, животные, природа.

-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том, что произошло с медведем)

-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)

-Как называются такой текст? (текст-повествование или текст–сообщение) (Повествовательный, передает факты и события. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?)

Заполнение таблицы:

Что я знаю

Вид текста

Вопросы

Повествование (сообщение)

Что произошло?

Описание

Какой? Какая? Какое?


-Прочитайте 3 текст.

-Как называются такой текст?

-Как вы думаете этот текст–описание? Повествование?

3.Постановка учебной проблемы.

- Как называется текст, который отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?

– Сформулируйте тему урока.

(Текст-рассуждение.)


4.Открытие новых знаний.

Рассуждение - это очень сложный текст. Мы будем учиться создавать рассуждение, объяснять и доказывать.

Сегодня на уроке познакомимся с новым видом текста и его признаками .

Заполнение таблицы.

Что хочу узнать

Новый вид текста

На какие отвечает вопросы.


Работа в группах.

-Подумайте, на какой вопрос отвечает этот текст?

(Почему? Причины, доказательства)

-Как вы думаете, как называется такой текст?

Ребята высказывают свои предположения.

Такой текст называется текст-рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.

-Какой мы можем сделать вывод? Какие ещё бывают тексты?

Заполнение таблицы.

Что узнал

Вид текста

Вопросы

Рассуждение

Почему?

Найдите в тексте-рассуждении три части.

Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.

Физминутка.

5.Применение знаний.

Чтение сказки «Два барана»

- Какие чувства вызвала эта сказка?

- Почему утонули два барана?

(Два барана утонули, потому что они были упрямыми.)

- Какими качествами должны были они обладать, чтобы такой трагедии с ними не случилось?

(Терпимость, вежливость, уступчивость.)

- Как можно назвать этот текст? (рассуждение)

2). Знакомство с частями, структурой текста-рассуждения.

- Из чего состоит рассуждение?

Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.

Два барана утонули, потому что они были упрямыми.

- Прочитайте первую часть.

- О чём она?

- Как можно назвать эту часть? (Что объясняется.)

- Прочитайте вторую часть.

- О чём она?

- Как можно её назвать? (Объяснение.)

- Какие слова соединяют обе части? (Потому что.)

Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:



Работа в парах. (Упр. 181 на стр.106)

Дети отвечают на вопросы, составляют тексты-рассуждения:

- Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы?

- почему растение подорожник так называется? И др.

6.Итог урока


Вид текста

Вопрос

Повествование (сообщение)

Что произошло?

Описание

Какой? Какая? Какое?

Рассуждение

Почему?


- Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице)

- На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?

- Из каких частей состоит?

- Какие слова используются для связи этих частей?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какие качества вы хотели бы в себе воспитать?

Оцените свою работу на уроке.


Рефлексия. «Синквейн»

Составьте пятистишие к слову «текст-рассуждения» (работа в группе)









7. Домашнее задание. Выполнить упр.182, выучить правило.

Выполнила учитель начальных классов 1 категории

Эрпес Татьяна Олеговна



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!