Русский язык 2 класс
Тема: Что такое текст – рассуждение?
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
Обучающие:
Дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках, составлять текст - рассуждение.
Учить распознавать повествовательный, описательный и тексты-рассуждение.
Развивающие
Развивать умения и навыки работы с текстом.
Воспитательные
1.Способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе
2.Воспитывать любовь бережное отношение к животным;
3.Воспитывать аккуратность письма.
Оборудование:
учебник для 2 класса «Русский язык».
презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
1 .Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок!
Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь.
Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность друг в друге. Мы преодолеем трудности при работе вместе, вы готовы к работе вместе?
Итак, мы начинаем наш урок!
2. Актуализация знаний.
Речевая разминка
Шел медведь, косматый мех.
Нес в мешке веселый смех.
Зацепил мешком за сук-
Смех и высыпался вдруг.
Раскатились по тропинке
33 смешинки
.( Прочитать стихотворение медленно, быстро, весело, грустно)
Актуализация опорных знаний.
- Можно ли это стихотворение назвать текстом?
- Почему? (предложения связаны по смыслу)
- Что можно определить у текста? (Тип).
- Какие типы текстов вы знаете? (Описание, повествование)
- Послушайте тексты и определите их типы.
Предлагаются тексты.
Работа с текстами
Медведь
Медведь - самый крупный хищник на земле. Это животное относится к классу млекопитающие, отряду хищные, роду медведи. Тело у этих животных крупное, с короткой шеей и большой головой. Конечности короткие и едва изогнутые. Шерсть густая. Многие виды медведей хорошо плавают. У белого медведя для этого между пальцами есть большая перепонка. Продолжительность жизни медведя может достигать до 45 лет. Медведи не отличаются острым зрением и хорошо развиты слухом.
Лесной гость
Жил на берегу реки старик. Однажды посмотрел он в окно и увидел большого медведя. За ним гналась стая волков. Могут его догнать.
Медведь быстро вскочил в двери, двери за ним сами закрылись. А он ещё и лапой держит.
Так и остался ночевать у старика лесной гость.
-Что общего у этих текстов? (одна тема)
- Какова их тема? (о медведях)
Определите главную мысль первого текста. (Описывается какой медведь)
-Какай вопрос, мы можем поставить к этому тексту? (Какой предмет?)
-Как называется такой текст? (текст-описание)
Текст-описание, отвечает на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? какое?
(Помогает представить события в ярких красках)
-Для чего нам нужны тексты - описания? (Описывать предмет)
Такие тексты создаются для того, чтобы охарактеризовать предмет, сообщить о его признаках. В тексте - описании описываются предметы, люди, животные, природа.
-О чем говорится во втором тексте? (О событиях, действиях о том, что произошло с медведем)
-Какой вопрос вы можете к нему поставить? (Что произошло?)
-Как называются такой текст? (текст-повествование или текст–сообщение) (Повествовательный, передает факты и события. Отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?)
Заполнение таблицы:
Что я знаю |
Вид текста | Вопросы |
Повествование (сообщение) | Что произошло? |
Описание | Какой? Какая? Какое? |
-Прочитайте 3 текст.
-Как называются такой текст?
-Как вы думаете этот текст–описание? Повествование?
3.Постановка учебной проблемы.
- Как называется текст, который отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?
– Сформулируйте тему урока.
(Текст-рассуждение.)
4.Открытие новых знаний.
Рассуждение - это очень сложный текст. Мы будем учиться создавать рассуждение, объяснять и доказывать.
Сегодня на уроке познакомимся с новым видом текста и его признаками .
Заполнение таблицы.
Что хочу узнать |
Новый вид текста | На какие отвечает вопросы. |
Работа в группах.
-Подумайте, на какой вопрос отвечает этот текст?
(Почему? Причины, доказательства)
-Как вы думаете, как называется такой текст?
Ребята высказывают свои предположения.
Такой текст называется текст-рассуждение. Рассуждать - значит доказывать.
-Какой мы можем сделать вывод? Какие ещё бывают тексты?
Заполнение таблицы.
Что узнал |
Вид текста | Вопросы |
Рассуждение | Почему? |
Найдите в тексте-рассуждении три части.
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.
Физминутка.
5.Применение знаний.
Чтение сказки «Два барана»
- Какие чувства вызвала эта сказка?
- Почему утонули два барана?
(Два барана утонули, потому что они были упрямыми.)
- Какими качествами должны были они обладать, чтобы такой трагедии с ними не случилось?
(Терпимость, вежливость, уступчивость.)
- Как можно назвать этот текст? (рассуждение)
2). Знакомство с частями, структурой текста-рассуждения.
- Из чего состоит рассуждение?
Давайте рассмотрим данное рассуждение внимательно.
Два барана утонули, потому что они были упрямыми.
- Прочитайте первую часть.
- О чём она?
- Как можно назвать эту часть? (Что объясняется.)
- Прочитайте вторую часть.
- О чём она?
- Как можно её назвать? (Объяснение.)
- Какие слова соединяют обе части? (Потому что.)
Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится следующее:
Работа в парах. (Упр. 181 на стр.106)
Дети отвечают на вопросы, составляют тексты-рассуждения:
- Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы?
- почему растение подорожник так называется? И др.
6.Итог урока
Вид текста | Вопрос |
Повествование (сообщение) | Что произошло? |
Описание | Какой? Какая? Какое? |
Рассуждение | Почему? |
- Что же мы сегодня нового узнали о тексте? (возврат к таблице)
- На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?
- Из каких частей состоит?
- Какие слова используются для связи этих частей?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Какие качества вы хотели бы в себе воспитать?
Оцените свою работу на уроке.
Рефлексия. «Синквейн»
Составьте пятистишие к слову «текст-рассуждения» (работа в группе)
7. Домашнее задание. Выполнить упр.182, выучить правило.
Выполнила учитель начальных классов 1 категории
Эрпес Татьяна Олеговна