СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое социология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок по разделу "Социальная сфера" в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Что такое социология»

Обществознание. 11 класс Что такое социология Михайлова Надежда Михайловна

Обществознание. 11 класс

Что такое социология

Михайлова Надежда Михайловна

ПЛАН  Понятие «социология» Объект и предмет изучения социологии Функции социологии Методы социального исследования Особенности социального познания Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЛАН

  • Понятие «социология»
  • Объект и предмет изучения социологии
  • Функции социологии
  • Методы социального исследования
  • Особенности социального познания

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

комплекс дисциплин, объектом которых является общество Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 2

комплекс дисциплин, объектом которых является общество

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2

Понятие «социология» Термин введен Огюстом Контом (1798-1857) в 1842 году французским философом. Понятие «социология» является производным от двух слов: латинского soci  (etas) – общество и греческого logos – слово, учение. Следовательно социология- наука об обществе Огюст Конт  (1798-1857 ) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 2
  • Понятие «социология»

Термин введен Огюстом Контом (1798-1857) в 1842 году французским философом. Понятие «социология» является производным от двух слов: латинского soci (etas) – общество и греческого logos – слово, учение. Следовательно социология- наука об обществе

Огюст Конт

(1798-1857 )

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2

Понятие «социология» Огюст Конт «Общество необходимо изучать по аналогии с естественными науками. Необходимо использовать только те понятия, которые соответствуют только наблюдаемым явлениям». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • Понятие «социология»

Огюст Конт

«Общество необходимо изучать по аналогии с естественными науками. Необходимо использовать только те понятия, которые соответствуют только наблюдаемым явлениям».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Понятие «социология»  Социология – наука о законах становления, функционирования и развития общества и общественных отношений.  Объект  изучения социологии: общество, социальные институты, организации, явления, общности и социальные отношения. Предмет  социологии: свойство особенностей изменения общества, социальных институтов, социальных явлений и т.д. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • Понятие «социология»

Социология – наука о законах становления, функционирования и развития общества и общественных отношений.

Объект  изучения социологии: общество, социальные институты, организации, явления, общности и социальные отношения.

Предмет  социологии: свойство особенностей изменения общества, социальных институтов, социальных явлений и т.д.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

УРОВНИ СОЦИОЛОГИИ Глубокое обоснование фактов, путем построения теорий, раскрывающих закономерности развития общества Изучает практические стороны жизни общества на базе общесоциологических законов и фактического материала Уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

УРОВНИ СОЦИОЛОГИИ

Глубокое обоснование фактов, путем построения теорий, раскрывающих закономерности развития общества

Изучает практические стороны жизни общества на базе общесоциологических законов и фактического материала

Уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социология как система Знания, полученные в ходе исследования реальности Описывают отдельные сферы жизни общества, обеспечивают истолкование эмпирических данных Технологии получения эмпирического материала и его первичная обработка Системы научного социологического знания Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социология как система

Знания, полученные в ходе исследования реальности

Описывают отдельные сферы жизни общества, обеспечивают истолкование эмпирических данных

Технологии получения эмпирического материала и его первичная обработка

Системы научного социологического знания

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции социологии    1. Познавательная  2. Прикладная  3. Функция социального контроля  4. Социального планирования  5. Прогностическая функция  6. Идеологическая функция  7. Гуманистическая функция   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции социологии

1. Познавательная

2. Прикладная

3. Функция социального контроля

4. Социального планирования

5. Прогностическая функция

6. Идеологическая функция

7. Гуманистическая функция

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Методы социального исследования Анкетирование Интервьюирование Социометрия (тестирование) Наблюдение Анализ газет, документов Эксперимент   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 9

Методы социального исследования

  • Анкетирование
  • Интервьюирование
  • Социометрия (тестирование)
  • Наблюдение
  • Анализ газет, документов
  • Эксперимент

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

9

Социальное познание Особенности социального познания Совпадает объект и субъект познания. Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества. Сложность изучаемого объекта – общества. Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом. Всегда связано с интересами индивидов – субъектов познания. Субъективно, оценочное знание (ценностное). Здесь истины относительные. Функции социального познания Выявление причин и следствий социальных процессов. Осмысление качественных характеристик социальных объектов. Использование результатов при осуществлении управления обществом. Согласование общественных интересов, оптимизация  социальных процессов. Социальное прогнозирование. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальное познание

Особенности социального познания

  • Совпадает объект и субъект познания.
  • Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества.
  • Сложность изучаемого объекта – общества.
  • Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом.
  • Всегда связано с интересами индивидов – субъектов познания.
  • Субъективно, оценочное знание (ценностное).
  • Здесь истины относительные.

Функции социального познания

  • Выявление причин и следствий социальных процессов.
  • Осмысление качественных характеристик социальных объектов.
  • Использование результатов при осуществлении управления обществом.
  • Согласование общественных интересов, оптимизация

социальных процессов.

  • Социальное прогнозирование.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальное познание Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать ! Познание общества начинается с восприятия социальных фактов Факт (лат. faktum - сделанное, свершившееся) – действительное реальное событие или явление ; то, что существует, происходит или происходило ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ от учёного не зависят НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом Методы получения фактов Изучение документов Проведение массовых опросов Изучение исторических источников Виды фактов Памятники материальной и духовной культуры Словесные действия, мнения, суждения, оценки Действия людей Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 12

5. Социальное познание

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать !

Познание общества начинается с восприятия социальных фактов

Факт (лат. faktum - сделанное, свершившееся) действительное реальное событие или явление ; то, что существует, происходит или происходило

ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТЫ

от учёного не зависят

НАУЧНЫЕ ФАКТЫ – научные знания, зафиксированные особым способом

Методы получения фактов

Изучение

документов

Проведение

массовых опросов

Изучение исторических

источников

Виды фактов

Памятники

материальной

и духовной

культуры

Словесные

действия, мнения, суждения, оценки

Действия

людей

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

12

5. Социальное познание НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!! Как учёный обществовед работает с фактами? Сбор социальных фактов Систематизация и отбор   Толкование, объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация )   Интерпретация Оценка факта - собственное отношение + или – «НЕ выносить приговор, а понять» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальное познание

НАУЧНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ!!!

Как учёный обществовед работает с фактами?

Сбор социальных фактов

Систематизация и отбор

Толкование, объяснение, раскрытие смысла (научное понятие, связи, конкретная ситуация )

Интерпретация

Оценка факта - собственное отношение + или –

«НЕ выносить приговор, а понять»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ № 1. Определите : 1 - факты, 2 – суждения 3- теоретические положения  (А) Тер­мин «со­цио­ло­гия» был вве­ден в науку фран­цуз­ским уче­ным и фи­ло­со­фом Но­во­го вре­ме­ни О. Кон­том. (Б) Пред­ме­том вни­ма­ния и изу­че­ния со­цио­ло­гии яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ная жизнь. (В) Она вос­про­из­во­дит­ся как си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствия мно­гих про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих ре­а­ли­за­цию раз­лич­ных функ­ций. (Г) Функ­ции эти по­сто­ян­но рас­ши­ря­ют­ся, услож­ня­ют­ся, что при­ве­ло к оформ­ле­нию новых со­ци­аль­ных струк­тур, новых субъ­ек­тов со­ци­аль­ной жизни. (Д) По-ви­ди­мо­му, не толь­ко те­перь, но и пре­жде, на более ран­них ста­дия раз­ви­тия, си­сте­ма вос­про­из­вод­ства со­ци­аль­ной жизни не была про­стой. № 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социология»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения. Одно – содержащее информацию о методах социологии, а другое о функциях социологии. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Определите : 1 - факты, 2 – суждения 3- теоретические положения

(А) Тер­мин «со­цио­ло­гия» был вве­ден в науку фран­цуз­ским уче­ным и фи­ло­со­фом Но­во­го вре­ме­ни О. Кон­том. (Б) Пред­ме­том вни­ма­ния и изу­че­ния со­цио­ло­гии яв­ля­ет­ся со­ци­аль­ная жизнь. (В) Она вос­про­из­во­дит­ся как си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствия мно­гих про­цес­сов, обес­пе­чи­ва­ю­щих ре­а­ли­за­цию раз­лич­ных функ­ций. (Г) Функ­ции эти по­сто­ян­но рас­ши­ря­ют­ся, услож­ня­ют­ся, что при­ве­ло к оформ­ле­нию новых со­ци­аль­ных струк­тур, новых субъ­ек­тов со­ци­аль­ной жизни. (Д) По-ви­ди­мо­му, не толь­ко те­перь, но и пре­жде, на более ран­них ста­дия раз­ви­тия, си­сте­ма вос­про­из­вод­ства со­ци­аль­ной жизни не была про­стой.

2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социология»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения. Одно – содержащее информацию о методах социологии, а другое о функциях социологии.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

МОЛОДЦЫ!  Благодарю за работу Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

МОЛОДЦЫ!

Благодарю за работу

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Записи в тетради. Составьте расширенный план по теме «Социология» Доклад об Огюсте Конте и Питириме Сорокине Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Записи в тетради.

Составьте расширенный план по теме «Социология»

Доклад об Огюсте Конте и Питириме Сорокине

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!