СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое плохое певедение ребёнка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет классному руководителю найти подход к ребёнку с нежелательным поведением.

Просмотр содержимого документа
«Что такое плохое певедение ребёнка?»

Что такое плохое поведение ребёнка?

О дисциплине детей в целом написано очень много психологами, педагогами, родителями. Пересказывать здесь их содержание едва ли целесообразно. Остановимся на нескольких главных аспектах «плохого» поведения детей, прежде чем более подробно обсудим, что делать с непослушанием учителю в ситуации урока.

Любой родитель расстроится, если его ребёнку в школе сделают замечание или поставят двойку за поведение, и подумает: «Неужели я воспитал хулигана?». Но какие бы эмоции вы ни испытывали, лучше сначала разобраться, чем был вызван проступок сына или дочери.

Только четыре мотива их «плохого» поведения, а не сто и не тысячу (Б. Грюнвальд, Г. Макоби "Консультирование семьи", 1999). Сказанные почти 50 лет назад, эти слова на удивление современны. Так что же это за мотивы?

1) Привлечение внимания – ребенок совершает проступки, чтобы оказаться заметным, выделяться среди других учеников, получать, пусть и в негативной форме, внимание учителя и сверстников. Этот мотив распространен и часто лежит в основе дурашливого, шумного поведения как на уроке, так и на перемене.

2) Власть – ребенок ведет себя неподобающе, как бы желая показать «вы мне ничего не сделаете». Часто он инициирует негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней самым главным, лидером, влияющим на ход развития событий.  Руководствуясь таким мотивом, дети часто демонстративно нарушают установленный порядок, открыто отвергают требования учителя, явно противопоставляют себя другим в школьном общении.

3) Месть – в своих негативных поступках школьник отыгрывает реальную или вымышленную обиду на одноклассников, учителя, родителей или мир в целом. Часто такой мотив приводит к наиболее жестоким выходкам с применением словесной или физической агрессии к сверстникам или учителю.

4) Избегание неудачи – руководствуясь подобным мотивом, школьники предпочитают устраняться из ситуации и ничего не делать, даже когда это требуется. Они оказываются буквально «непробиваемыми» для любых обращений учителя. В прошлом они имели опыт неудачи, ошибки, за которую пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего. Подчиняясь такому мотиву, дети бывают инертны, безынициативны, отстранены, внешне безразличны. Именно они получают в свой дневник замечания вроде «весь урок смотрел в окно», «отказался выходить к доске», «не слушает на уроке, занят своими делами».

Обучение новым способам поведения взамен старым, неприемлемым.

Что делать, когда ученики не слушаются и неподобающе себя ведут?

О дисциплине детей в целом написано очень много психологами, педагогами, родителями. Пересказывать здесь их содержание едва ли целесообразно. Остановимся на нескольких главных аспектах «плохого» поведения детей, прежде чем более подробно обсудим, что делать с непослушанием учителю в ситуации урока.

Любое действие, которое совершает человек, направлено на то, чтобы достичь какой-то цели. В этом смысле говорить о плохом или неплохом поведении просто бессмысленно – оно может быть эффективным с точки зрения того, что цель будет достигнута, или же нет. Если ученик на уроке постоянно вертится, тычет карандашом в спину впереди сидящего, качается на стуле, пока не упадет и т.д., возможно (хотя и не обязательно), его цель – привлечение внимания одноклассников (а может быть, и учителя). Если одноклассники забыли о теме урока, а учитель вышел из себя и кричит, значит, цель достигнута. Можно ли называть такое поведение плохим? С точки зрения достижения цели – очень даже хорошее, подходящее поведение.

Более эффективная позиция заключается в том, чтобы изначально считать всех учеников хорошими, а вот их поведение – приемлемым или неприемлемым для каждой конкретной ситуации. И с неприемлемым поведением взрослый (в том числе, учитель, помогает ребенку бороться).

Важно, чтобы при этом взрослый (в первую очередь, для себя самого) смотрел на свои отношения с ребенком и учителем с точки зрения сотрудничества: моя задача сейчас вместе с Петей , с Марьей Ивановной справиться с некоторыми аспектами их поведения, которые неприемлемы для нахождения в классе. Позиция взрослого при этом – «по одну сторону баррикады» с ребенком, против проблемы – неприемлемого поведения – которая находится по другую. Позиция сотрудничества взрослых с ребенком помогает избежать множества конфликтов и стычек в ходе воспитательного процесса.

То, что мы часто называем «плохим» (или как уже выше договорились называть «неприемлемым») поведением, для ребенка далеко не всегда специальная попытка сделать что-то взрослому назло. Очень часто ребенок ведет себя так, а не иначе, потому что иные способы поведения ему просто не знакомы. Каждый ребенок очень зависим от внимания взрослого, и до определенного возраста в физическом смысле не может без него выжить.

У каждого поведения есть цель, есть мотив, есть причина, заставляющая вести себя ребенка именно так. И если взрослый старается помогать ребенку справляться с неприемлемым поведением, первое, с чего он должен начать – это, как раз, понять причину. В зависимости от того, какова она, выбирается дальнейшая стратегия поведения

Когда речь заходит о неприемлемом поведении учеников на уроке, всегда возникает очень много вопросов относительно того, как учителю себя правильно вести. Что стоит делать: игнорировать его? Делать выговор? Наказывать? Отстранять от занятий (если это вообще возможно)? Привлекать к работе коллег, родителей?

Важная (а может быть, и главная цель) учительского вмешательства в поведение учеников с целью его коррекции – научить в итоге детей регулировать свое поведение самостоятельно. Способность к произвольному поведению, адекватному ситуации, а также к саморегуляции (регуляции своего психического состояния) – характеристики взрослого человека. Таким образом, работа учителя с трудным поведением учеников в классе – важная поддержка их развития, взросления, социализации.

Если же нарушения дисциплины имеют место, меры, которые принимает учитель, должны зависеть от тяжести нарушения, то есть нельзя сказать, что есть один универсальный способ добиться в классе идеального поведения.

Может быть, такой универсальный способ все же приходит кому-то из читателей сейчас в голову. Они представляют себе грозного, сурового преподавателя, который наводит на учеников страх одним своим видом. Про таких говорят, что ученики у них «пикнуть боятся», и в классе слышно, как пролетает маленькая муха.

Действительно, среди учителей есть те, при ком дети боятся вести себя плохо. Правда, при этом они вообще боятся хоть как-то себя проявлять, стараясь максимально «слиться с партой», чтобы возможный страшный гнев их минул. С точки зрения дисциплины класс выглядит прекрасно. Но есть проблема. Дети приходят в школу, чтобы получать знания. Многолетние исследования биологов, психологов, врачей, убедительно показывают, что в ситуации сильного стресса (к которому относится постоянный страх), ребенок (да и любой человек) нормально учиться и усваивать информацию и не может. Все ресурсы нервной системы уходят на отслеживание угрозы и принятие решения о том, как «спастись» от нее, если что.

Таким образом, держать класс в страхе – не вариант.

Действовать последовательно, то есть применять для одних и тех же нарушений дисциплины всегда и для любого ученика одинаковые санкции. Постоянство дисциплинарных мер – не менее важная составляющая их эффективности, чем и их одинаковость для каждого ученика! На первый взгляд, это правило может показаться очень простым, но на деле это не так. У каждого из учителей есть те дети, к которым они относятся с большим теплом, и им готовы простить большее, в случае чего. Но такой подход играет с учителем злую шутку: другие дети, видя, что кому-то дозволено больше, начинают намеренно игнорировать правила, а «любимчик» может стать объектом нападок и травли с их стороны. Возможно и обратное – часто инициаторами агрессии и травли по отношению к другим детям становятся те, кому «можно больше».

Уровень 1.

Учитель принимает решение, что данное поведение, хотя не соответствует текущим задачам урока, можно считать приемлемым. Причины могут быть разными: оно длится не долго, не наносит ущерба другим ученикам, если же будет продолжаться, с ним можно будет справиться какими-то невербальными воздействиями.

Учитель не вмешивается.

Здесь возможно 2 основных формы: разрешить или запастись терпением.

Уровень 2.

Учитель вмешивается в неприемлемое поведение ученика без слов. Намеренное игнорирование (например, поведения, направленного на получение внимания) также относится к этому уровню. Все ситуации, когда учитель использует мимику, жесты, прикосновения (например, к руке ученика), относятся к этому уровню.

В чем преимущества невербального вмешательства?

- оно в наименьшей степени отвлекает остальных учеников;

- неправильное поведение ученика на уроке не осталось без вмешательства, при этом урок продолжается;

- можно вмешаться, не привлекая к этому весь остальной класс;

- проблемный ученик не называется вслух, поэтому он может избежать смущения;

- гораздо меньше риск того, что ученик будет враждебно протестовать;

- у ученика есть возможность попробовать отрегулировать свое поведение самостоятельно (помните, наша конечная цель – чтобы дети научились саморегуляции!).

Уровень 3.

Учитель вмешивается при помощи слов. Одно из самых несильных воздействий со стороны учителя – использование юмора (не обидного!) для того, чтобы ученик обратил внимание на то, как он себя ведет. Степень вмешательства зависит от серьезности происходящего: если дети в течение урока систематически отвлекаются на какой-то посторонний объект, учитель говорит им о том, что такое поведение на уроке не приемлемо, и забирает эту вещь.

Уровень 4.

Учитель вводит последствия поведения учеников. Это - самое серьезное из возможных вмешательств, оно подчеркивает серьезность проступка и показывает другим, что в школе так себя вести нельзя. Это значит, что все предыдущие способы учителем уже были испробованы, и не имели эффекта. Ученик принял решение не менять свое поведение, и, значит, должен столкнуться с его последствиями.

‍‍

Ребёнок не может быть плохим во всём — что-то у него точно получается. Важно замечать его достижения и обсуждать, что ему нравится делать и как ему это удаётся. Позже эти алгоритмы он сможет перенести на другие ситуации.

‍ У плохого поведения могут быть и другие причины. Например, дурное влияние сверстников, стресс из-за смены школы, учителя или проблем в семье. А, может быть, ребёнку просто неинтересно учиться, вот он и безобразничает.

Прежде всего следует не искать виноватых, а попробовать разобраться:

‍- Как часто проявляется плохое поведение?

- В каких ситуациях ребёнок безобразничает?

- Кому адресованы его выходки?

Если ответить на эти вопросы трудно — обратитесь к психологу. Специалист поможет установить причину и даст рекомендации.

Помните, что поведение ребёнка нельзя изменить, не меняя поведения взрослых. Поэтому хороший специалист работает со всей семьёй. Если психолог занимается только ребёнком и не включает в работу вас — глобальных изменений ждать не стоит.

Не мешает дать родителям следующие советы:

Формируйте здоровое поведение в семье. Если ребёнок живёт в атмосфере взаимного уважения и чувствует себя нужным — скорее всего, у него не возникнет причин плохо вести себя в школе.

- Дружите с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным и понятым. Проводите время вместе, обсуждайте его увлечения, интересуйтесь успехами и неудачами.
‍- Советуйтесь с ребёнком. Перед тем как принять решение, спросите мнения ребёнка: например, куда поехать в отпуск или что подарить сестре на день рождения. Прислушивайтесь к ребёнку, и он поймёт, что его мнение имеет значение.
‍- Научите ребёнка решать конфликты. Показывайте на своём примере, как достойно выходить из сложных ситуаций, находите такие примеры вместе — в жизни, в книгах и в кино.
‍- Помогите ребёнку поверить в свои силы. Ему понадобится поддержка, чтобы заставить других уважать себя, а не бояться.
‍- Формируйте здоровое поведение в семье. Если ребёнок живёт в атмосфере взаимного уважения и чувствует себя нужным — скорее всего, у него не возникнет причин плохо вести себя в школе.

Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем. 
- Если вы раздражены, то, скорее всего, непослушание вызвано борьбой за ваше внимание.
- Если переполнены гневом, то ребенок пытается противостоять вашей воле.
- Если поведение ребенка вас обижает, то скрытая причина — месть.
- Если вы находитесь во власти безнадежности и отчаянья, то ваш ребенок глубоко переживает свою несостоятельность и неблагополучие.

Причины непослушания: 

- борьба за внимание;

- борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки;

- потеря веры в собственный успех; 

- появление  нового члена семьи;

- смена места жительства;

- вседозволенность.

Проблема семьи в воспитании детей существовала всегда.

Поведение взрослого в случае непослушания:

- Родителям уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для ребенка очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом".

Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.
- Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

Чтобы не провоцировать своего ребенка на непослушание взрослые должны:

  • Быть терпеливыми. Это самая большая добродетель, какая может быть у родителей.

  • Уметь объяснять ребенку, ПОЧЕМУ его поведение неправильно, но при этом избегать занудства, быть предельно краткими.

  • Уметь отвлечь, предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

  • Не торопиться с наказаниями.

  • Уметь выражать благодарность ребенку за те хорошие поступки, которые он совершает. Награждайте его. Награды более эффективны, чем наказания. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание поступать так и дальше, чтобы еще раз услышать вашу похвалу. Даже если понадобится больше времени, таким образом вы сможете изменить поведение своих детей совершенно безболезненно по сравнению с тем вредом, который принесет наказание.

Главные усилия родители  должны направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия.

Чтобы в вашей семье все было гармонично и счастье воцарилось там навеки, предлагаю приготовить его по рецепту:

- берем большую горсть взаимопонимания,

- всыпаем туда ложку взаимного уважения,

- приправляем все это большой порцией любви,

- посыпаем сверху совместными интересами и общением друг с другом,

- по вкусу добавляем гармонию,

- приправляем все это плодами нашей любви – детьми,

 И ВОТ ОН ГОТОВЫЙ РЕЦЕПТ СЕМЕЙНОГО ГАРМОНИЧНОГО СЧАСТЬЯ!  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!