6
Музыка, 5 класс
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Цель: выявить возможное родство музыки с изобразительным искусством (музыкальный портрет, живописная музыка, краски-ноты)
Задачи:
Образовательная: совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;
Развивающая: развивать детское воображение, эмоциональную отзывчивость на произведения живописи и музыки; творческое мышление; вокально - хоровые навыки учащихся; умение работать в группах;
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся и любовь к искусству. Побуждать интерес к историческому прошлому нашей страны, её традициям.
Музыкальный ряд:
З.Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев», башкирская народная песня «Салават», П.И.Чайковский «Февраль. Масленица»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»
Зрительный ряд: презентация по теме урока (портреты композиторов, картины Б. Кустодиева «Масленица», картины с изображением Салавата Юлаева).
Формы работы:индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкального произведения, хоровое пение, пластическое интонирование.
Используемые технологии: проблемно-диалогического обучения, проектной деятельности, ИКТ.
Понятийный аппарат: музыкальный портрет, живописная музыка, язык искусства.
Ход урока
Работа по теме урока. (18 мин)
Организационный этап. (3 мин)
Музыкальное приветствие.
- Меня зовут Ольга Юрьевна. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.
-А с каким, вы узнаете, послушав эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
-С каким искусством тесно связана музыка?
-Что помогло вам правильно определить вид искусства?
Совершенно верно. Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.
-А в музыке есть понятие оттенки? Какие?
Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства.
-Попробуйте сформулировать тему урока.
Изучение нового материала. (15 мин)
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
-Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока.
-Какие поставим перед собой цели? Что мы хотим узнать? Что для этого нам нужно? Что мы уже знаем?
Чтобы ответить на вопрос темы, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, есть ли темы, объединяющие музыку с изобразительным искусством, существует ли соотношение звука и цвета.
Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет.
Попробуем убедиться в этом. Проведем небольшое исследование.
-Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей? Вам предстоит узнать.
Слушание отрывка увертюры из оперы «Салават Юлаев»
Вопросы после слушания:
-Чей портрет нарисовала музыка? Как вы догадались?
-Что вам известно о Салавате Юлаеве?
-Какой характер у музыки? (Искрометный, стремящийся вперед,торжественный, мужественный, героический)
Башкирский композитор Загир Исмагилов для создания образа Салавата в опере«Салават Юлаев» использует мелодию башкирской народной песни «Салават». Послушайте её. Обратите внимание на движение музыки.
Слушание башкирской народной песни «Салават»
Работа с партитурой песни.
– Куда она стремится? (вверх)
-Что ещё заметили? (скачки)
-Вот эти скачки что рисуют? (как скачет лошадь, как батыр стремится вперёд)
-Какой напев?
Напев песни маршевый, мажорный, бодрый.
-Видим, что и в народной песне изображено мужество, целеустремленность Салавата Юлаева, его воля к победе, свободе, защите своего народа.
-А какую картину вы бы нарисовали?(Всадника на коне, со своим войском)
-Рассмотрите картины. Созвучны ли они музыке? Почему?
Сходство: Образное содержание; смысл написания данных произведений искусств. Объединяет общая тема. Музыка вызывает в воображении те же образы, что и на картине.
В песнях о Салавате выражена любовь народа к своему герою, звучит вера и гордость за него. На картинах мы видим целеустремленность, мужественность.
ФМ
-А сейчас попробуем представить себя батырами. Покажем, как двигается всадник на коне.
(Под музыку увертюры З. Исмагилова показываем движения езды на коне, пришпоривание коня, дергание за вожжи и т.д.)
Спасибо.
Музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.
-Русский композитор П.И. Чайковский в своих произведениях не только рисовал образы героев, картины природы, но и показывал традиции русского народа.
-Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Какой праздник изобразил композитор? Какую картину вы представили?
Слушание. П. Чайковский. Февраль. Масленица.
Вопросы после слушания:
-Какое настроение передает музыка?
-О чём рассказала музыка?
-А какой это мог быть праздник?
-Какое можно дать название?
-А что вы знаете о Масленице? (праздник-проводы зимы, встреча весны, пекут блины)
-Какую картину вы бы нарисовали?
-Посмотрите, созвучны ли данные картины с музыкой П.И. Чайковского? Какие краски преобладают на картинах?
-А в музыке? (яркие, праздничные, светлые)
-А какую вы песню знаете про Масленицу? (Блины, А мы Масленицу дожидали). Если не знают, то послушать один куплет.
Вокально-хоровая работа.
-Без чего не смогла бы появиться песня?
Песня не смогла бы появиться без поэтического текста.
-Сегодня на урок я принесла красивую песню. Послушайте её.Как вы думаете, созвучна ли она теме нашего урока.
Задание перед слушанием:
-Найдите ключевые слова.
Слушание песни «Птица-музыка» (один куплет и припев)
Вопросы после прослушивания:
-Что вы заметили? Какие слова являются ключевыми?
Семь цветов у радуги. Семь нот.
-Существует переложение цвета в звуки.
-Вспомним ноты. Пропоём их.
Разучим её. Слова у вас на партах.
Начнем с припева. (Сначала читаем, затем поём с мелодией).
Исполняем один куплет и припев под фонограмму +
-Хорошо. Спасибо.
Закрепление и применение новых знаний. (7 мин)
Сделаем вывод:
-Что роднит музыку с изобразительным искусством? (На слайде: музыкальный портрет, картина-праздник, звуки-ноты)
Музыка может нарисовать портрет, изобразить картину. Краски радуги можно переложить в ноты.
Вывод: музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в своих произведениях; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.
1.Общее между музыкой и ИЗО:(образ, композиция, интонация, ритм, игра звука и цвета)
2.Музыка и ИЗО - виды искусства, рождённые из одного источника - сама жизнь.
Работа над проектом (по группам)
-Предлагаю объединиться в группы по 4 человека и создать проект по теме нашего урока. У вас на партах есть необходимый материал. Нужно выделить три ключевые точки родства музыки и изобразительного искусства.
Дети работают в группах.
Защита проектов. Каждая группа рассказывает по одному примеру.
Итог урока.
-Я узнал…
-Мне было интересно…
-Мне было трудно…
-Свою работу на уроке оцениваю…
Оценивание. (5 мин)
-Сегодня на уроке хорошо работали…
Домашнее задание
-Найдите примеры родства музыки сизобразительным искусством. (Картины-пейзажи, былинные герои)
-Выучить песню.
-На какой эмблеме вы ещё видели радугу?
-Спасибо за урок. До свидания.Уход под песню «Птица-музыка»