СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить возможное родство музыки с изобразительным искусством (музыкальный портрет, живописная музыка, краски-ноты)

Музыкальный ряд:

З.Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев», башкирская народная песня «Салават», П.И.Чайковский «Февраль. Масленица»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»

Просмотр содержимого документа
«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

6


Музыка, 5 класс

Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Цель: выявить возможное родство музыки с изобразительным искусством (музыкальный портрет, живописная музыка, краски-ноты)

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;

Развивающая: развивать детское воображение, эмоциональную отзывчивость на произведения живописи и музыки; творческое мышление; вокально - хоровые навыки учащихся; умение работать в группах;

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся и любовь к искусству. Побуждать интерес к историческому прошлому нашей страны, её традициям.

Музыкальный ряд:

З.Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев», башкирская народная песня «Салават», П.И.Чайковский «Февраль. Масленица»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»

Зрительный ряд: презентация по теме урока (портреты композиторов, картины Б. Кустодиева «Масленица», картины с изображением Салавата Юлаева).

Формы работы:индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкального произведения, хоровое пение, пластическое интонирование.

Используемые технологии: проблемно-диалогического обучения, проектной деятельности, ИКТ.

Понятийный аппарат: музыкальный портрет, живописная музыка, язык искусства.

Ход урока

Работа по теме урока. (18 мин)

Организационный этап. (3 мин)

Музыкальное приветствие.

- Меня зовут Ольга Юрьевна. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.

-А с каким, вы узнаете, послушав эпиграф к уроку:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

-С каким искусством тесно связана музыка?

-Что помогло вам правильно определить вид искусства?

Совершенно верно. Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

-А в музыке есть понятие оттенки? Какие?

Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

Изучение нового материала. (15 мин)

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

-Тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся ответить в конце урока.

-Какие поставим перед собой цели? Что мы хотим узнать? Что для этого нам нужно? Что мы уже знаем?

Чтобы ответить на вопрос темы, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, есть ли темы, объединяющие музыку с изобразительным искусством, существует ли соотношение звука и цвета.

Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет.

Попробуем убедиться в этом. Проведем небольшое исследование.

-Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет… А вот чей? Вам предстоит узнать.

Слушание отрывка увертюры из оперы «Салават Юлаев»

Вопросы после слушания:

-Чей портрет нарисовала музыка? Как вы догадались?

-Что вам известно о Салавате Юлаеве?

-Какой характер у музыки? (Искрометный, стремящийся вперед,торжественный, мужественный, героический)

Башкирский композитор Загир Исмагилов для создания образа Салавата в опере«Салават Юлаев» использует мелодию башкирской народной песни «Салават». Послушайте её. Обратите внимание на движение музыки.

Слушание башкирской народной песни «Салават»

Работа с партитурой песни.

– Куда она стремится? (вверх)

-Что ещё заметили? (скачки)

-Вот эти скачки что рисуют? (как скачет лошадь, как батыр стремится вперёд)

-Какой напев?

Напев песни маршевый, мажорный, бодрый.

-Видим, что и в народной песне изображено мужество, целеустремленность Салавата Юлаева, его воля к победе, свободе, защите своего народа.

-А какую картину вы бы нарисовали?(Всадника на коне, со своим войском)

-Рассмотрите картины. Созвучны ли они музыке? Почему?

Сходство: Образное содержание; смысл написания данных произведений искусств. Объединяет общая тема. Музыка вызывает в воображении те же образы, что и на картине.

В песнях о Салавате выражена любовь народа к своему герою, звучит вера и гордость за него. На картинах мы видим целеустремленность, мужественность.

ФМ

-А сейчас попробуем представить себя батырами. Покажем, как двигается всадник на коне.

(Под музыку увертюры З. Исмагилова показываем движения езды на коне, пришпоривание коня, дергание за вожжи и т.д.)

Спасибо.

Музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

-Русский композитор П.И. Чайковский в своих произведениях не только рисовал образы героев, картины природы, но и показывал традиции русского народа.

-Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Какой праздник изобразил композитор? Какую картину вы представили?

Слушание. П. Чайковский. Февраль. Масленица.

Вопросы после слушания:

-Какое настроение передает музыка?

-О чём рассказала музыка?

-А какой это мог быть праздник?

-Какое можно дать название?

-А что вы знаете о Масленице? (праздник-проводы зимы, встреча весны, пекут блины)

-Какую картину вы бы нарисовали?

-Посмотрите, созвучны ли данные картины с музыкой П.И. Чайковского? Какие краски преобладают на картинах?

-А в музыке? (яркие, праздничные, светлые)

-А какую вы песню знаете про Масленицу? (Блины, А мы Масленицу дожидали). Если не знают, то послушать один куплет.

Вокально-хоровая работа.

-Без чего не смогла бы появиться песня?

Песня не смогла бы появиться без поэтического текста.

-Сегодня на урок я принесла красивую песню. Послушайте её.Как вы думаете, созвучна ли она теме нашего урока.

Задание перед слушанием:

-Найдите ключевые слова.

Слушание песни «Птица-музыка» (один куплет и припев)

Вопросы после прослушивания:

-Что вы заметили? Какие слова являются ключевыми?

Семь цветов у радуги. Семь нот.

-Существует переложение цвета в звуки.

-Вспомним ноты. Пропоём их.

Разучим её. Слова у вас на партах.

Начнем с припева. (Сначала читаем, затем поём с мелодией).

Исполняем один куплет и припев под фонограмму +

-Хорошо. Спасибо.

Закрепление и применение новых знаний. (7 мин)

Сделаем вывод:

-Что роднит музыку с изобразительным искусством? (На слайде: музыкальный портрет, картина-праздник, звуки-ноты)

Музыка может нарисовать портрет, изобразить картину. Краски радуги можно переложить в ноты.

Вывод: музыку и картины объединяют зрительные образы, возникающие у художников и композиторов, которые воплощают их в своих произведениях; сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета.

1.Общее между музыкой и ИЗО:(образ, композиция, интонация, ритм, игра звука и цвета)

2.Музыка и ИЗО - виды искусства, рождённые из одного источника - сама жизнь.

Работа над проектом (по группам)

-Предлагаю объединиться в группы по 4 человека и создать проект по теме нашего урока. У вас на партах есть необходимый материал. Нужно выделить три ключевые точки родства музыки и изобразительного искусства.

Дети работают в группах.

Защита проектов. Каждая группа рассказывает по одному примеру.

Итог урока.

-Я узнал…

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

-Свою работу на уроке оцениваю…


Оценивание. (5 мин)

-Сегодня на уроке хорошо работали…

Домашнее задание

-Найдите примеры родства музыки сизобразительным искусством. (Картины-пейзажи, былинные герои)

-Выучить песню.

-На какой эмблеме вы ещё видели радугу?

-Спасибо за урок. До свидания.Уход под песню «Птица-музыка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!