СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что мы знаем о коррупции?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и негативного отношения к коррупции.

Просмотр содержимого документа
«"Что мы знаем о коррупции?"»

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности


Классный час в 7-ом классе «Что мы знаем о коррупции?»



Сухорукова Виктория Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ города Абакана «СОШ № 24», Республика Хакасия



Пояснительная записка. В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственных людям, наделенным властными полномочиями. В современной школе данный вид преступления изучается на уроках обществознания. К окончанию школьного обучения учащиеся получают целостное представление о коррупции как социальном явлении и преступлении: о причинах, по которым оно совершается, последствиях и мерах наказаний.

 Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы школьного антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению и минимизации причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

В связи с этим становится актуальным проведение воспитательной антикоррупционной работы со школьниками не только на учебных занятиях, но и на различных внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности.

С целью антикоррупционного просвещения школьников разработан классный час на тему «Что мы знаем о коррупции?».






Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и негативного отношения к коррупции.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представления о видах, причинах, проявлениях и последствиях коррупции.

  2. Ознакомить учащихся с факторами, способствующими развитию коррупции.

  3. Воспитывать активную жизненную позицию по борьбе с коррупцией.

Планируемые результаты: сформированность и закрепление знаний о видах, причинах, проявлениях и негативных последствиях коррупции, умение использования данных знаний во взрослой жизни.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (бумага А3, цветные карандаши, фломастеры), методическое пособие «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания» (автор О.Н.Журавлева,2014г.), словарь-справочник «Коррупция и антикоррупционная политика (Под ред. П.А. Кабанова, 2012г.).

Ход:

  1. Организационный этап (включение учащихся в деятельность).

Ребята, добрый день! Рада вас всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга! Молодцы! Садитесь.

Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа «Что мы знаем о коррупции?» (Слайд1).

Давайте вместе раскроем данную тему. Скажите, а вы знаете, что такое коррупция? (учитель выслушивает мнение каждого ученика). Молодцы! Давайте подведем итоги вместе дадим понятие слову «коррупция» (Слайд 2).

Итак, сегодня мы с вами обсудим проблему коррупции.

  1. Актуализация знаний.

Согласно Международной Организации объединенных наций 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, средства массовой информации, международные и иностранные организации. И очень важно осознавать, что противостояние коррупции является делом всего общества, делом каждого из нас.

В связи с обозначенной нами проблемой, сегодня мы с вами обсудим виды коррупции, причины коррупции, ее проявления и последствия.

На слайде вашему вниманию представлены виды коррупции: бытовая, деловая и коррупция в верховной власти (Слайд 3).

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников и включает различные подарки от граждан и услуги должностным лицам, «кумовство».

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса, к примеру, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция в верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах и касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Ребята, скажите, какие, по вашему мнению, могут быть причины коррупции? (учитель выслушивает учащихся, обсуждает с ними причины, подсказывает). А теперь давайте вместе все это сгруппируем и подведем итог (Слайд 4).

Первым правителем, который считался борцом с коррупцией был Уруинимгина–шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н.э. Он писал, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающим и этим имуществом» (Слайд 5).

Данную проблему обсуждали древнеегипетские фараоны, которые боролись со многими чиновниками, позволявшими творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твоё жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит» (Слайд 6).

Особую озабоченность вызывала продажность судей, так как она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решать споры вне правового поля. Неслучайно известные мировые религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей. Давайте по очереди прочитаем данные высказывания:

- «…начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело…» (Библия);

- «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Библия);

- «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран) ит.д. (Слайд 7).

В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» использовался в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью» (Слайд 8).

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом бывшие социалистические страны в 1990-е гг. отличались вопиющими должностными злоупотреблениями. Для пропаганды знаний о коррупции Международная Организация Объединенных наций и учредила Международный день борьбы с коррупцией (Слайд 9).

В нашей стране к сферам деятельности, которые больше всего подвержены коррупции, относятся таможенные службы, медицинские организации, автоинспекции, судебные, налоговые и правоохранительные органы, лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности, выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами, получение кредитов и экспортных квот и многие другие (Слайд 10).

  1. Целеполагание.

Ребята! А сейчас я предлагаю вам поразгадывать ребусы (учитель листает слайды, на каждом слайде ребус, дети должны отгадывать и говорить, кто вперед свои ответы) (Слайды 11–13).

Какие вы молодцы! С легкость все отгадали и решили! Перейдем к следующему этапу нашего классного часа.

  1. Применение знаний и умений.

Ребята, давайте вспомним, какие поговорки и пословицы о коррупции вы знаете? («Не подмажешь, не поедешь», «Рука руку моет», «Загребать жар чужими руками» «Видит око, да зуб не мед», «Хапуга еще тот» и др.). Правильно (Слайд 14).

А теперь проведем конкурс. Разделимся на три команды (можно две или четыре). Каждая команда должна за 5 минут придумать интересную и познавательную рекламу на тему «Скажем коррупции «Нет!» (учитель раздает детям листы А3 для выполнения задания). После выполнения задания детьми, каждая команда показывает свою рекламу и, сообща, все участники выбирают самую познавательную и информационную рекламу.

  1. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.

Итак, что такое коррупция. Каковы признаки коррупционных действий? (Слайд 15).

Правильно ребята, вы большие молодцы, все поняли и хорошо усвоили.

Каковы последствия коррупции? Последствия коррупции могут быть экономическими, социальными и политическими (Слайд 16).

На сегодняшний день неизвестны методы, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником, но есть страны с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам, это Эстония, Швеция, Португалия, Гонконг и Сингапур.

Подведение итогов классного часа, анализ результатов труда учащихся (обсуждение темы, что лучше запомнилось).

Всем спасибо! (Слайд 17).


























Приложение

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17



Список литературы


  1. Антикоррупционное воспитание [электронный ресурс]. Режим доступа:https://studopedia.ru/3_66445_printsipi-metodi-i-formi-antikorruptsionnogo-vospitaniya.html (дата обращения: 24.01.2021).

  2. Ильина Л.А. Антикоррупционное просвещение как средство профилактики коррупции. – М., 2017. – 32 с.

  3. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания. – М., 2014. – 144 с.

  4. Моисеева В.В. Антикоррупционное просвещение школьников. – М., 2014. – 180 с.

  5. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (редакция от 30.07.2020) [электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/ (дата обращения: 24.01.2021).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!