Цель: дать воспитанникам представление об обмене товара на деньги – продаже; обмене денег на товар – покупке; о цене; уточнить и расширить знания о свойствах и функциях денег; развивать познавательные процессы обучающихся – мышление на основе упражнений в классификации; воспитывать устойчивые мотивы учебной деятельности воспитанников
Женя А. читает на занятии стихотворение
Оборудование: настоящие деньги, гном «Эконом», плакат «Что такое экономика», «Для чего нужны деньги», ребус, пословицы, задания по количеству воспитанников, слова упражнения по классификации, цветные карандаши; текст стихотворения, магниты, фотоаппарат
Парты и стулья стоят в обычном порядке, пособия вывешиваются на доску
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
- Уже не первый год мы изучаем основы экономики, знакомимся с экономическими понятиями, решаем экономические задачи, играем, путешествуем.
Что такое экономика? (Экономика - наука, изучающая экономические отношения в обществе, хозяйство страны, семьи.)
Зачем изучают эту науку?
Что нового, интересного об этой науке узнали на занятиях в прошлом году?
3. Сообщение темы и цели
Выполните задание. Решите ребус
(деньги)
- Что вы знаете о деньгах?
Сегодня вам предстоит ответить на вопрос, зачем людям деньги.
4. Работа над новым материалом
Упражнение по классификации:
Отобрать из предложенных слов (одежда, посуда, жильё, библиотека, парикмахерская, продукты питания, электричество, воздух, книги, игрушки, мебель, вода, отопление, музыкальная школа) те, которые можно купить за деньги.
Отобрать из предложенных слов (одежда, посуда, жильё, библиотека, парикмахерская, продукты питания, электричество, воздух, книги, игрушки, мебель, вода, отопление, музыкальная школа) те, за которые мы платим деньги.
- Женя прочитай стихотворение. О чём в нём говориться?
Предлагал Андрей Илюшке
Поменять фонарь на клюшку,
А потом просил Иришку
Клюшку поменять на книжку.
- Какую операцию хочет совершить Андрей? (Обмен)
- Как вы думаете, согласятся на обмен Илья и Ирина?
- Как легче договориться детям? (Надо использовать деньги)
- Что такое деньги? Зачем нужны деньги? Прочитайте ответы на эти вопросы. (Воспитатель обращает внимание воспитанников на плакат «Для чего нужны деньги?»)
Деньги нужны:
Для обмена товара или услуг на деньги – продажи.
Для обмена денег на товары и ли услуги – покупки.
Чтобы определить цену товара или услуги.
Чтобы накапливать средства.
- Можно сказать, что деньги – измеритель товаров?
- Всё ли можно купить за деньги?
- Какие виды денег вы знаете? (Наличные и безналичные, бумажные и металлические)
Физкультминутка
- Как живёшь?
- Вот так! (показ большого пальца)
- Как идёшь?
- Вот так! (имитация шагов)
- А бежишь?
- Вот так! (имитация бега)
- Ночью спишь?
- Вот так! (имитация сна, руки сложены ладонями вместе под голову)
- Как берёшь?
- Вот так! (имитация рукой движения)
- А даёшь?
- Вот так! (имитация рукой движения)
- Как шалишь?
- Вот так! (надуть щёки и слегка хлопнуть по ним ладонями)
- А грозишь?
- Вот так! ( погрозить пальчиком)
5. Закрепление
Задание 1.
- Что можно купить за деньги? Соедините стрелками.
Пища
Здоровье
Безопасность
Развлечения
Одежда
Образование ДЕНЬГИ
Воздух
Услуги
Товары
Дружба
Удача
Счастье
- Зачем нужны деньги?
Проверка
За деньги можно купить пищу, одежду, услуги, товары, развлечения
- Можно ли купить здоровье, образование, безопасность? Докажите свои ответы.
Вывод. Зачем нужны деньги? Деньги нужны для совершения купли-продажи, для определения цены товара.
Задание 2. Работа с пословицами
Объясните смысл пословиц.
- Какие предметы вы купили бы, имея много денег? Почему?
Вывод. Что такое деньги? Для чего они нужны?
6. Итог.
- Как нужно относиться к деньгам? Как вы думаете, если денег много, можно не задумываясь, покупать всё, что захочется?
Литература:
Воронина М.М. Школа юного экономиста. Разработка занятий для младших школьников. Волгоград. Учитель, 2007, 149-152с.
Воронина М.М. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе. Занимательные задания и упражнения. Познавательные истории. Волгоград. Учитель, 2008, 29с.