СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что и как искать в сочинениях учеников.doc

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Чубукова. Что и как искать в сочинениях учеников.  

Просмотр содержимого документа
«Что и как искать в сочинениях учеников.doc»

Чубукова М.В.

Московская филологическая олимпиада

Проблемы критериального оценивания, или Что и как искать в сочинениях учеников

Критериальное оценивание пришло к нам из Европы. Но в отличие от быстро меняющейся европейской моды критериальное оценивание не просто сиюминутное требование времени, а серьезный педагогический шаг, заставляющий переосмыслить не только способ оценивания результатов образования, но и пересмотреть подходы к образовательному процессу. Безусловные плюсы критериального оценивания в плане именно осуществления оценки – это

  • в целом значительно большая по сравнению с традиционным способом понятность самой процедуры оценивания,

  • дифференцированное оценивание разных параметров результата,

  • уменьшение доли субъективизма при оценивании (иначе, объективация результатов),

  • больший спектр сравнимости результатов образования разных участников образовательного процесса (отдельных учеников, групп, классов, школ и пр.),

  • возможность осуществления политики предпочтений через пересчет результатов по коэффициентным формулам и процедуру шкалирования,

  • возможность опротестовать результат оценивания через апелляцию.

Минусы критериального оценивания связаны с трудностями, возникающими при разработке системы критериев. Выявление критериев оценивания и выбор адекватных и одновременно «практически удобных» и «целесообразных» значений критериев оказывается делом нелегким, поскольку сами предметы оценивания (в нашем случае сочинения) представляют собой самобытные и целостные отдельные результаты различных прецедентов человеческой деятельности. Разрабатывая критерии оценки, принято ориентироваться, прежде всего, на качества и качество результата. Поэтому разработка критериев связана с выделением характерных черт результата и степеней их наличия/проявления, под которые «делаются» критерии. Обратим внимание на то, что критерии могут быть ориентированы на общие, сущностные свойства объекта оценивания, и тогда они максимально общи и применимы ко многим формально однотипным объектам. Таковы, например критерии, разработанные для проверки ЕГЭ и ГИА по литературе и русскому языку.1 Будем называть их общие критерии. Возможно и построение критериев под определенное ожидаемое конкретное содержание. В практике ЕГЭ и ГИА такие критерии называются ключами. По сути – это ответы, некоторые, сегодня далекие от совершенства, содержательные эталоны, с которыми следует сличать объект оценивания. Трудность «прописывания» таких критериев в гуманитарных областях настолько велика, что сегодня никто всерьез даже не взялся за проблему описания стратегий выявления и представления содержательных критериев применительно к тем типам заданий, где и при заданном формате «неформатность» (невозможность вписать в формат) – непременный атрибут результата. Так, математическая задача имеет определенное конкретное число ответов, которые могут быть исчислены, а ответ на вопрос в любой гуманитарной области может быть в форме ключа, который, на взгляд составителей (!), отражает содержательное ядро задания, но не покрывает всех возможных нюансов и тонкостей ответа.2

Совокупность выделяемых критериев с описанием значений критериев представляет собой критериальную базу для оценивания. Разложение оцениваемого на различные оцениваемые составляющие («по критериям») и попытка их адекватно оценить в конечном итоге вызывает следующие недостатки критериальной базы:

  • содержательные пересечение критериев,

  • множественность интерпретаций формулировок критериев,

  • разная «дробность» критериев (числа значений, которые предполагает определенный критерий),

  • содержательная неполнота системы критериев, невозможность отслеживания всех нюансов оцениваемого,

  • трудность определения оптимального числа критериев,

  • неминуемый формализм и шаблонность.

Сама процедура оценивания (работа экспертов) требует специального навыка (понимание критериальной базы и способов ее «наложения» на оцениваемое плюс экспертный опыт). При отсутствии навыков время, затрачиваемое на проверку работ, значительно увеличивается, а качество проверки снижается.

Как же работает эксперт? Или - как стать экспертом-профессионалом?

Само слово «эксперт» подразумевает высокую степень профессионализма в заданной предметной области. Изначально эксперт должен быть хорошим предметником и педагогом, знающим основы педагогики и психологии. Однако не всякий такой профессионал успешно и с удовольствием выполняет работу эксперта. Некоторые качества экспертам приходится в себе вырабатывать дополнительно. Эксперту должны быть присущи качества, позволяющие правильно организовать работу с учетом специфики именно педагогических (образовательных и воспитательных3) задач:

  • способность создать и держать в голове некий идеальный ответ и его вариации (формат, форму, содержательные единицы),

  • постоянный контроль собственных умственных (насколько адекватно я соотношу оцениваемый объект с идеальным, построенным на базе критериев?) и физических (туда ли в протоколе оценивания поставлена отметка по критерию?) действий, осуществляемых во время проверки,

  • умелое задействование краткосрочной памяти (нельзя отвлекаться во время проверки одной работы, пока проверяется работа следует помнить о ее деталях, после проверки работы необходим «сброс» памяти о ней, поскольку работы сравниваются не друг с другом, а с абсолютной идеальной работой4),

  • навык дробления, расслоения, дифференциации целого,

  • внимание к частностям при учете общего,

  • сосредоточение на значимых моментах, обозначенных в критериях,

  • незашоренность, готовность к принятию иных структур, если они не ограничены заданием, готовность в структурах, построенных не по заданию, вычленить не нули по критериям, которым работа удовлетворяет, несмотря на свою «неструктурность»,

  • готовность принять тезис «Все в пользу ребенка» и работать, руководствуясь им не огульно во всех спорных и имитирующих5 ответ случаях, а с учетом высоких целей образования.

Недовольство экспертов при работе по критериям бывает вызвано тем, что за интуитивно неплохую работу, следуя критериям, эксперт вынужден выставить низкий балл, плохая (формальная, неинтересная, банальная, порой примитивная) – оценивается выше. Выход видится во введении бонусных баллов. Постановка бонусного балла должна быть снабжена пометой о причине выставления бонусного балла, заносимой в графу «Примечание». Отметим, что мы сейчас ведем речь не о массовом экзамене, а о мероприятии элитном и значительно более малочисленном по сравнению с государственной аттестацией. Примечания впоследствии должны послужить основой для оптимизации критериев (переформулировка критерия, пересмотр числа значений, создание дополнительного критерия, специальная координация критериев, изменение веса критерия в оценке в целом). Вообще эволюция критериальной базы, как и эволюция тестовых материалов, должна изначально иметься в виду составителями. Школьники и их наставники должны осознавать этот факт и воспринимать (конечно, заблаговременные) изменения как закономерные. Надо специально формировать отношение к изменениям в формате экзамена как к норме. Подобное отношение соответствует философским речениям о жизни вообще: «Все течет, все изменяется». «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «Ничто не вечно под луной».


Обратимся к материалам Московской филологической олимпиады школьников. Разберем практику применения в МФО оценивания трех разных типов: 1)с применением общих критериев; 2)с применением ключей; 3) с применением традиционного способа оценивания.

Первый тип. Участникам из 11 класса в дистанционном туре олимпиады в 2010-2011 году было предложено следующее задание6:

Проведите лексикографическую работу: соберите не менее 30 лексических единиц, связанных с итоговой аттестацией школьников (ГИА, ЕГЭ). Создайте собственный словарь. Дайте ему название. Опишите предназначение словаря, способ расположения единиц в словаре, систему помет, определите адресата словаря в предисловии.

Критерии оценивания

Число словарных единиц

0(менее15); 2 (от15 до 25) ; 4(от25 до30)

Тематическая выдержанность словника

0 2 4

Оправданность названия

0 2 4

Определение назначения словаря

0 2 4

Определение адресата словаря

0 2 4

Закономерность расположения словарных единиц

0 2 4


Система помет

0 2 4

Всего

28

Заметим, что, как правило (и именно так и должно быть), исполнителю задания известны общие критерии оценки. В целом же максимальное число баллов, выставляемых за задание, должно быть известно при любом из типов оценивания. Сосредоточим внимание на приведенной таблице. При составлении критериев возникли мысли о том, что, во-первых, трехпозиционная структура критерия (0 – «неудовлетворительно», 2 – «пятьдесят на пятьдесят», 4 – «критерий соблюден») максимально проста и понятна в реализации, если не требуется учет нюансов исполнения критерия; во-вторых, взятие кратных чисел к значениям 0-1-2 (в нашем случае 0-2-4) позволяет увеличить вес задания на фоне прочих, предлагаемых к исполнению. Так, приведенное задание расценивалось в дистанционном туре как одно из важных: его вес, 28 баллов, выглядит значительно на фоне весов других заданий и составляет около ¼ общего веса:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Всего

Макс. баллы

8

6

21

8

5

5

3

4

3

2

6+

2

28

101+

Понятно, что можно в зависимости от желания усилить/уменьшить роль того или иного критерия так или иначе увеличивать выставляемые за него баллы. Здесь возможны разнообразные стратегии. Например, повышение значимости критерия «Тематическая выдержанность словника» и снижение значимости критерия «Определение адресата словаря» при том же общем балле даст такую таблицу критериев:

Число словарных единиц

0(менее15); 2 (от15 до 25) ; 4(от25 до30)

Тематическая выдержанность словника

0 3 6

Оправданность названия

0 2 4

Определение назначения словаря

0 2 4

Определение адресата словаря

0 1 2

Закономерность расположения словарных единиц

0 2 4

Система помет

0 2 4

Всего

28

Если подобная таблица (или информация о критериях в иной форме) прилагается к заданию, то, кроме самой формулировки задания, именно она направляет мыслительную деятельность исполнителя в нужное русло, «форматирует» при имеющейся, тем не менее, некоторой свободе исполнения задания.

Второй тип. В 2011-2012 году учащимся 11 класса на очном туре МФО среди прочих был предложен блок заданий по лирическому произведению. (Задания составлены методистом ГАОУ ВПО Сперантовым В.В.):

Прочитайте.


Осип Мандельштам (1891 — 1938)

Петербургские строфы

Н. Гумилёву

Над желтизной правительственных зданий

Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани,

Широким жестом запахнув шинель.


Зимуют пароходы. На припёке

Зажглось каюты толстое стекло.

Чудовищна, как броненосец в доке, —

Россия отдыхает тяжело.


А над Невой — посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина!

И государства жёсткая порфира,

Как власяница грубая, бедна.


Тяжка обуза северного сноба

Онегина старинная тоска;

На площади Сената — вал сугроба,

Дымок костра и холодок штыка...


Черпали воду ялики, и чайки

Морские посещали склад пеньки,

Где, продавая сбитень или сайки,

Лишь оперные бродят мужики.


Летит в туман моторов вереница;

Самолюбивый, скромный пешеход —

Чудак Евгений — бедности стыдится,

Бензин вдыхает и судьбу клянёт!

1913, 1927

1. В каком значении употреблены выделенные курсивом слова:

правовед, броненосец, власяница, обуза, сноб, ялики, пенька, сбитень, сайка, мотор

2. Дайте историко-литературный комментарий к выделенным полужирным шрифтом строкам:

3. Напишите небольшое эссе (150-200 слов): Как связаны текст стихотворения и посвящение? Ответ обоснуйте.

Приведем ключи, ориентируясь на которые, эксперты выставляли баллы. Ключи прописаны кратко и очень конкретно, их функция - сориентировать эксперта, напомнить историко-литературные факты.


1.Юрист, специалист по праву, студент училища Правоведения (здесь – последнее значение). 1 балл при указании на общее значение, 1,5 балла если дано точное значение в контексте

Корабль военного флота, защищённый броней и орудиями. 1 балл

Бедная грубая одежда из волос, носимая аскетами. 1 балл

Бремя, ноша, обременительная обязанность. 1 балл

Человек, поведение и вкусы которого определены стремлением не отстать от моды и придерживаться манер «высшего света». 1 балл

Небольшая лодка (двух- или четырёхвесельная). 1 балл

Конопляное волокно для вязки канатов. 1балл

Горячий напиток из меда с пряностями. 1 балл

сайка булка, хлебец из пшеничной муки 1 балл

(здесь) автомобиль 1 балл

Всего 10,5 баллов

2. Образ Петербурга в русской поэзии неотделим от образов пушкинских Евгения Онегина и Евгения из «Медного Всадника», эти образы вечны, Онегин и сейчас томится скукой, а современный Евгений так же терзаем бедностью. 5 баллов

3. В пору создания стихотворения Н.С.Гумилёв – близкий друг и учитель Мандельштама, заведующий литературным отделом журнала «Аполлон», основатель и вдохновитель акмеизма как литературного течения. Гумилев всячески способствовал становлению Мандельштама как поэта. Образ Петербурга в творчестве Гумилева не менее значим, чем в творчестве Мандельштама. 10 баллов

При оценивании развернутых ответов не забывайте о логичности, композиции и речевой грамотности работы.

В случае наличия содержательных ключей работа сравнивается с образцом. При отсутствии каких-либо элементов содержания или ошибочности фактологической, речевой, иногда формальной (орфография, пунктуация) баллы снимаются. Обратим внимание, что приведенные выше задания очень «локальны» - ориентированы на конкретное слово (задание 1), на одну строку (задание 2), на один содержательный аспект произведения (задание 3). Если же задание формулируется как требование провести комплексный анализ текста или дать историко-литературный комментарий текста, «прописать» конкретные ключи очень сложно. Для этого необходима предварительная апробация материалов. В качестве «подопытных» могут выступать студенты, обучающиеся по филологическому профилю, или педагоги-словесники, например, на курсах повышения квалификации. После анализа написанных ими работ можно выделить те единицы содержания, которые мы вправе искать в работах школьников. Причем эти единицы можно было бы ранжировать по весу в зависимости и от частоты их предъявления в пробных работах, и в связи с весомостью того или иного содержательного аспекта «с позиций большой науки».

Третий тип. Традиционное оценивание, вообще говоря, всегда подразумевало обращение к ходам первого и второго типов: учитель ожидал определенный ответ в определенной манере. Однако у каждого учителя были свои ожидания, что заставляло ученика подстраиваться под учителя7. Обратим внимание, что при описанных первых двух типах подразумевается двусторонняя подстройка.

Сегодня проверка работ без прописанных критериев невозможна или требует предварительных консультаций. Так, попытка предложить проверить задание с развернутым ответом в дистанционном туре в традиционном режиме обернулась для автора статьи, как разработчика и модератора дистанционного тура, просьбами экспертов посмотреть так ли оценены первые пять -десять работ и дать хотя бы краткий отзыв. Приведем задания, работы детей с оценками и сделанными в рабочем порядке комментариями.

Задания, предложенные в 11 классе на дистанционном этапе МФО:

21.8 Какими способами и средствами автор передает атмосферу схватки в данном фрагменте?9

(1)Дело было ясно: страшная качка! (2)Но этот гром, грохот? (3)Этот удар в ноги? (4)Чем это меня так хватило? (5)Страшней всего было мгновенье ожидания нового удара, пока я катился к койке. (6)Тут я, однако, изловчился, упал в койку грудью и, поймав на переборке какую-то кнопку, осветил каюту. (7)Что ж оказалось? (8)В шуме волн, в свисте ветра, в скрипе переборок, по полу бешено летающей каюты носится что-то живое! (9)Да, живое, живое! (10)Что? (11)Но чемодан, конечно! (12)Это он оглушил меня громом, брякнувшись с верхней койки об пол, потом чуть не перебил мне ноги... (13)Теперь, на свободе, он носился по каюте как угорелый. (14)Он точно мстил кому-то за всю ту покорность, с которой он должен был лежать всю дорогу в сетках, притворяться моей вещью, бездушным чемоданом. (15)Он вдруг ожил и бесовски разыгрался: гладкий, скользкий, тяжелый, как булыжник, набитый мной до круглоты, до отказа, как говорят нынче, он, в диком и резком веселье, то мчался на меня, на койку и бил лбом в ножку койки, то, подпрыгнув, кубарем летел под умывальник, а оттуда к двери, а от двери под иллюминатор... (16)Умывальник, мотаясь, как пьяный, задыхался, отчаянно ловил своей дырой воздух, клокотал и захлебывался рёвом, переборки трещали, скрипели, иллюминатор то и дело падал своим черным стеклом в налетавшие волны, которые, взвиваясь, били в него густой, мутной слюной, текли ее мерзкими разводами, кружевами, а чемодан стервенел все больше и больше, ничуть себя не жалея, драл свою дивную кожу, с яростью бился замками и углами обо что попало... (17)Надо было немедля кинуться на этого безумца, подмять под себя, притиснуть к полу, забить под койку! (18)И потом я опять сорвался с койки и упал на него всем телом. (19)Но тут пол за мной опять рухнул, впереди же встал дыбом – и чемодан быстро выскользнул из-под моего тела, крепко дал мне в темя и, крутясь, грохоча, сам понесся под койку. (20)Я мгновенно перевернулся и уже готов был вбить его туда одним ударом, но он вдруг подпрыгнул, как мячик, взвился и понесся к двери, а я угодил как раз туда, куда его метил, – под железную сетку койки, страшно ободравшую мне плечи.

(21)Продолжать ли рисовать эту гнусную битву? (22)Ей не было конца и края. (23)Я тоже потерял рассудок, тоже остервенился. (24)Сперва я еще думал, что все это только игра моего воображения, – что чемодан мне только показался живым, одушевленным; я сначала испугался лишь корыстно, – того, что он весь изобьется, обдерется, кинулся к нему, в сущности, на помощь, чтобы облегчить ему возможность где-нибудь приткнуться, задержаться... (25)Но нет, он вовсе не был лишь игрушкой, забавой волн и ветра, бессмысленной вещью, безвольно вверх и вниз летавшей вместе с каютой! (26)Он, видимо, сознательно был счастлив всем этим адом качки, давшей ему столь чудесный случай сорваться на пол и пуститься в свои беснованья, раззадорить меня ими, вовлечь в схватку и начать нещадно гвоздить почем попало. (27)И если б кто видел, сколь он оказался ловок, прыток, изворотлив, как метки и ужасны были все его удары, какой умной, сильной, злобной тварью он вдруг объявился! (28)Но ведь и я был не из таковских, что сдаются сразу. (29)Я бился не на живот, а на смерть, руками и ногами, – и порой награждал его такими тумаками, что он, невзвидев света, взвивался чуть не на умывальник, у которого все больше выворачивало душу от морской болезни. (30)Я скрежетал зубами, – о, если бы помощь! (31)Но кто же мог помочь мне? (32)Кричать – верх позора, да и кто бы отозвался? (33)Не спали лишь там, на вахте! (34)Я задыхался, обливался потом, катаясь по каюте в самом постыдном, растерзанном виде, молил Бога о кинжале: о, если б кинжал – с каким упоеньем я всадил бы его в бок этой твари! (35)Но какой кинжал, откуда? (36)Да и что ему кинжалы!


39.Что символизирует Нескучный сад в песне Л. Семакова «Нескучный сад»?


НЕСКУЧНЫЙ САД

Стихи и музыка Л. Семакова

Из темного лесного далека,
Где Подмосковье ёжится плечами,
Стать Волгой не спешит Москва-река,
На грани Новодевичьей печали.
В болотистой деревне Лужники
Кормились новодевичьи монашки.
В итоге лужниковых мужики
Бранили баб за барские замашки.

Не уступая лиственным лесам,
Недели за две перед покровами,
Воистину хорош Нескучный сад,
В неистовом, багровом покрывале.
Москва-река туманится чуть-чуть,
Осёдланная ловкими мостами.
Пожизненная рента москвичу -
Овладевать нескучными местами.

В Нескучном нет примет, что Бога нет,
Там подозрений нет, что Бога нету.
Там чудом сохранившийся корнет
Выгуливает смольную студентку.
И нравиться смолянке старику
По-прежнему захочется, ей-Богу.
А ветер хлещет листьями реку
С безумием безухого Ван Гога.

В Нескучном, по Венерову суду,
Влюбленные вовек скучать не смели.
За все, что летом делалось в саду,
Деревьям стало стыдно — покраснели.
Нескучный не скучает вдоль реки,
Напраслину трещат сороки-дуры.
Нескучный сад не смог не перейти
В Центральный парк сомнительной культуры.

22. Рассмотрите вывеску. Запишите пять замечаний, касающихся словесного оформления вывески. Замечания иллюстрируйте примерами.

23. Какова жизненная философия лирической героини? Объем ответа – не более 25 предложений.

Марина Цветаева (1892–1941)

* * *

1 Легкомыслие! – Милый грех,

2 Милый спутник и враг мой милый!

3 Ты в глаза мои вбрызнул смех,

4 Ты мазурку мне вбрызнул в жилы.

5 Научил не хранить кольца, –

6 С кем бы жизнь меня ни венчала!

7 Начинать наугад с конца,

8 И кончать еще до начала.

9 Быть, как стебель, и быть, как сталь,

10 В жизни, где мы так мало можем...

11 – Шоколадом лечить печаль

12 И смеяться в лицо прохожим!

1915


Работа 31

Ответ участника олимпиады

оценка

комментарий модератора

21

В данном фрагменте автор передает атмосферу схватки с помощью различных художественных средств и способов. Во-первых, это обилие эпитетов и метафор ("гнусная битва"). Во-вторых,-- часто употребляющиеся олицетворения ("летающая каюта", "умывальник ... задыхался"). В-третьих, -- эксперссивная лексика ("мстил", "бесовски", "безумец"). Немаловажную роль в отрывке играют восклицательные и вопросительные предложения ("Дело было ясно: страшная качка!Но этот гром, грохот?"). Также следует отметить значение такого вида тропа, как градация ("стервенел...драл...бился"). Использование фразеологизмов("бился не на живот, а на смерть") и рядов однородных членов ("ловок, прыток, изворотлив") придают данному тексту невероятную красочность. А многочисленные союзы позволяют плавно перетекать одному предложению в другое.


5

Действительно, в работе чисто формальный подход. Только перечислены лингвистические средства.

39

Жизненная философия лирической героини необычайно глубока и в то же время - совсем проста. Жизнь каждого человека, с точки зрения девушки, коротка и противоречива("В жизни, где мы так мало можем..."). Однако эта же жизнь - красива и празднична. К любому явлению или предмету можно подойти с различных точек зрения. И такая человеческая черта, как легкомысленность, не является исключением из этого правила. Лирическая героиня одновременно называет это свойство характера и милым спутником, и своим врагом. Детская непосредственность, веселость - это именно те черты, которых часто недостает взрослым людям ("И смеяться в лицо прохожим!"). Но все же легкомыслие часто является синонимом ветрености("Научил не хранить кольца, // – С кем бы жизнь меня ни венчала!") и непостоянства ("Начинать наугад с конца // И кончать еще до начала"). И это основной его недостаток. В человеческой жизни же главное - бесценный опыт. Но его приобретение дается отнюдь не легко. С точки зрения героини, легкомысленная пора - это тоже часть школы жизни ("Быть, как стебель, и быть, как сталь..."). Детство, юность, веселый смех, танцы, первая любовь - все это нашло свое отражение в данном стихотворении Цветаевой. А самое важное, чему учит нас это стихотворение - необходимости уметь находить контраст и жить в гармонии с собой и окружающей средой.

8

Есть незначительные композиционные и риторические недочеты (например, нестыковка последней фразы с поставленным вопросом)

22

В данной песне Нескучный сад символизирует всю Россию, в частности, ее историю. Во-первых, песня начинается с тех времен, когда Лужники еще были деревней, а их основным промыслом - сельское хозяйство. Так и вся наша страна - крупных городов тогда еще не существовало, а промышленность была не развита. Позднее москвичи начали осваивать незаселенные местности ("Пожизненная рента москвичу - //Овладевать нескучными местами."), превращая их в культурные и промышленные центры. В это время большая часть населения нашей страны - люди верующие ("В Нескучном нет примет, что Бога нет,// Там подозрений нет, что Бога нету"). В Москве и Петербурге появляются франты и денди ("Там чудом сохранившийся корнет // Выгуливает смольную студентку"). Впоследствии в России происходит революция, и вера в Бога становится под запретом. Паркам же присваивается звание простых памятников культуры. В 90-е года двадцатого века в России меняются моральные и нравственные устои. То, что раньше было под запретом, теперь проявляется во всей своей красе. Начинается период безнравственности ("Нескучный сад не смог не перейти // В Центральный парк сомнительной культуры"). Нескучный сад является немым свидетелем нашей истории и хранителем ее тайн. Вера, любовь, человеческие взаимоотношения - все это прошло через Нескучный сад, и ничто из этого никогда не исчезнет.


4

Правда, ошибочность восприятия текста песни как стихов гражданских дает неверное направление ходу рассуждения.

23

нет

0


Работа 32

21

И.А.Бунин в данном отрывке из рассказа «История с чемоданом» использует множество средств художественной выразительности. Чтобы точно передать атмосферу схватки с чемоданом, писатель использует эпитеты, метафоры, олицетворения, фразеологизмы, сравнительные обороты, лексический повтор, риторические вопросы и восклицания

4

Бездоказательно. Можно и 3.

39

Жизненная философия лирической героини учит нас противостоять трудностям, которые бывают в жизни каждого человека. Учит нас не мириться, а бороться, "быть,как сталь". Главная героиня признает в себе некоторое легкомыслие, именно эта черта характера научила её не зацикливаться на трудностях и неурядицах, а гордо идти вперед и "смеяться в лицо прохожим"!

2

согласна

22

Нескучный сад- уголок, забытый Богом. В романсе Семакова Нескучный сад символизирует собой падение нравственных устоев. В нём даже «Деревьям стало стыдно — покраснели» из-за пороков, которые творятся в нём. Автор делает акцент на том, что при падении императорской власти Нескучный сад переименовывают в «Центральный парк культуры», но и культура в новом государстве «сомнительная». Сам образ парка в песне «В неистовом, багровом покрывале. Москва-река туманится чуть-чуть, Осёдланная ловкими мостами.»
подчеркивает ту нестабильную ситуацию, в которой оказалась Россия после братоубийственной гражданской войны.

5

И здесь, как и в предыдущей работе, не услышал ребенок лиризма, сладости, восторженности лирического героя. Но подмечены и оригинально проинтерпретированы интересные детали.

С оценкой согласна

23

Перечисление идёт без запятых.

2. Складывается впечатление что "комнатные почва","букетные горшки","садовые химикаты","искусственные удобрения".

3. Оптово-розничный подразумевается магазин или склад,а не мир цветов.

4. Название магазина без кавычек.

5. Левый столбик прилагательных в конце требует уточнения, что речь идёт о цветах.

1

Можно 2-3. Все-таки проведено наблюдение. Но, безусловно, ни формата замечаний, ни самих замечаний в работе не находим.

Работа 33

21

В рассказе нет сюжетной линии. Весь рассказ передан в динамичной форме.

Такими средствами, как риторические восклицания («Да и что ему кинжалы!») и риторические вопросы («Продолжать ли рисовать эту гнусную битву?») автор показывает свои чувства, эмоции по отношению к ситуации, в которой он оказался.

Олицетворением предметов ( « чемодан стервенел », « Умывальник, мотаясь, как пьяный, задыхался, отчаянно ловил своей дырой воздух»)автор помогает читателю погрузиться в эту атмосферу, передает все через ощущения («мутной слюной, текли ее мерзкими разводами»), осязания, запахи, звуки. Читатель становится соучастником борьбы рассказчика с чемоданом.

Автор передает атмосферу схватки через оксюморон («счастлив всем этим адом качки») , вопросно – ответную форму изложения (Что? Но чемодан, конечно!) , ряды однородных членов («Надо было немедля кинуться на этого безумца, подмять под себя, притиснуть к полу, забить под койку»),эпитеты («гнусную битву»), устойчивые выражения (« потерял рассудок»),

сравнительные обороты(«но он вдруг подпрыгнул, как мячик, взвился и понесся к двери»).

1

Да, чувствуется путаница в голове ребенка , неспособность верно использовать терминологию.

Но я бы баллы подняла до 4-5.

39

Жизнь хороша во всех проявлениях! Быть как стебель и быть как сталь. Просто жить и наслаждаться жизнью. Мы все гости в этом мире, так давайте просто наслаждаться этим мигом

2

Согласна

22

Сад для русского человека означает всегда уединение, размышление, уход от суеты и соединение с природой. Сад – это живое существо. Он разный и имеет много разных лиц: весной он оживает, летом можно спрятаться от зной жары, осенью он грустный, наполняется яркими красками , дождями, шорохом опавшей листвы и навевает нам грусть об ушедшем весёлом и звонком лете.

Это так похоже на жизнь. Сад проживает с человеком его юность, зрелость и старость. Он словно мост между прошлым и настоящим. Сад соединяет эпохи и поколения, времена давно ушедших людей, судеб. Всё проходит , а он будет вечно служить вновь пришедшим людям сюда. И всё повторится снова: любовь, свидания и осень принесёт воспоминания. Песня лирична, в ней звучит грусть по ушедшим временам, обитателям Нескучного сада. Это один из старейших садов столицы, островков культурного прошлого России. Но мне кажется, что грусть эта светлая, потому что Нескучный сад - это особенное место. Это сад добродетелей, место радости и утешения. Нескучный сад - это образ прекрасного Божественного сада, в котором каждый человек, идущий путем милосердия и добродетели, является прекрасным и неповторимым цветком.

0

Вероятно, просто балл не выставлен.

9.

23



1.Искусственный( не исскуственный) !

(искусственный букет, искусственный интеллект, искусственная ёлка.)

2. Букет цветов ( не «букетные цветы»)

3. Удобрения.(не химикаты)!

4.Оптово-розничная торговля

5.Земля (не почва)!

3

Верно 1 и 2. Опять же нет формы замечания.

Согласна.

В этом вопросе 5 позиций – по 2 балла на позицию в зависимости от полноты и правильности ответа.

Последнее замечание в правой колонке показывает, что так или иначе особенно в условиях проверки многими экспертами одних и тех же заданий необходим предварительный договор, который, если он начинает фиксироваться письменно, превращается в критерии первого и/или второго типа. Критериальное оценивание становится не только требованием времени, но и востребованным элементом при выполнении учебных заданий, их проверке, осуществлении учебного процесса в целом.




1 См. сайт ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html

2 См., например, там же в демоверсиях ключи к заданиям с развернутым ответом.

3 Следует констатировать, что в русской традиции даже в условиях олимпиады или государственного экзамена названные цели не игнорируются. («Старик Державин нас заметил, и, в гроб сходя, благословил».)

4 О правомерности и реальном воплощении именно такой оценки надо говорить отдельно.

5 Под имитацией в случае гуманитарных дисциплин имеется в виду пустословие, обозначаемое сочетанием «лить воду».

6 Задание предполагает лексикографическую работу, и, конечно, больше связывается с предметом «Русский язык». МФО в форматах прежних лет включала в себя отдельные задания по языку и литературе. Подобное задание можно предложить в связи с литературоведческой терминологией.

7 Безусловно, были, есть и будут учителя, которые идут навстречу ребенку, ориентируются на него. Но в каждом конкретном случае итог такой подстройки свой. Иногда ученику нужен «добрый» учитель. Иногда такой педагогический стиль развращает и не стимулирует ученика к преодолению трудностей и развитию.

8 21, 39, 22 и 23 – номера, под которыми задания предлагались в дистанционном туре.

9 Конечно, нумерация предложений меняет восприятие бунинского текста: чисто зрительно вставленные номера усиливают знаки конца предложений. Однако без такой разметки не обойтись. В формулировках заданий с выбором ответа и кратким ответом эта разметка используется. Она может быть использована и детьми. Опыт такого использования накоплен в ГИА по русскому языку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!