Задача | Этап | Учебная ситуация | Планируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организовать детей на совместную деятельность | Организационно-мотивационный | Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Давайте поприветствуем друг друга. Прикасаемся большими пальцами с соседом по парте и говорим ЖЕЛАЮ Указательными УСПЕХА Средними БОЛЬШОГО безымянными ВО ВСЕМ мизинцами И ВЕЗДЕ прикосновение всей ладонью ЗДРАВСТВУЙТЕ! | выполняют с соседом по парте | |
Определить тему и цели урока | Постановка темы и цели урока | Ребята, можно ли назвать то, что я пришла к вам сегодня встречей? Что это? Что значит встречаться с кем-либо? С кем можно встречаться? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Да, мы сегодня с вами будем говорить о встречах. Об одной из таких встреч вы начали разговор на прошлом уроке. О какой? Как назывался рассказ? Кто его автор? Как вы думаете, с каким произведением мы продолжим работать? Что мы будем с ним делать? (анализировать, читать) Да ребята, сегодня мы поговорим о том, как же нужно подготовиться к встрече и как себя на ней вести, а поможет нам в этом рассказ Драгунского «Независимый Горбушка» | | |
Актуализировать знания детей о рассказе | Актуализация знаний | Что вы делали дома с этим произведением? Отлично. Выяснили, почему такое странное название у рассказа? Что именно странного? - «Независимый» – это какой? Подберите синонимы - Посмотрите на иллюстрацию на стр.155. что вы видите на ней? - А как они себя ведут на данном рисунке? | Читали да Существительное «горбушка» женского рода, а прилагательное «независимый» почему-то стоит в форме мужского рода – это грамматическая ошибка. Самостоятельный, свободный 3 мальчика и девочка 2 мальчика и девочка говорят о мальчике, который посередине стоит, а он смущается | |
Анализ 1-4 частей произведения; Характеристика образов главных героев; Чтение по ролям; | Применение знаний | 1часть: Как мы можем быстро вспомнить рассказ? Что нужно составить? Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы, рассмотреть картинки, определить последовательность картинок в нашем плане и озаглавить части. (картинный план) Нужно соблюдать некоторые критерии: 1.Последовательность иллюстраций соответствует содержанию рассказа 2. Заголовки соответствуют основной мысли каждой части. Давайте проверим по эталону. Отлично, ребята. Так что же за праздник произошел в школе? - Давайте зачитаем строки, где говорится о том, что Раиса Ивановна сказала после долгого обсуждения? - А как бы вы встретили любимого писателя? - Что бы вы приготовили? - Что мы должны учитывать, когда приглашаем писателя или другого известного человека? Что нужно подготовить? | план Варианты детей (представление групп) Оценивание по критериям Эталон на слайде - встретить, быть красиво одетыми, вручить гостю какой-то подарок, цветы. | |
| | 2 часть: - С кем знакомит нас автор в начале 2 главы? - А чтоб вспомнить, какой он, поработаем в группах. Как нужно работать в группах? Характеризовать мы будем героя с разных позиций. Возьмите алгоритмы работы в группах. Что нужно сделать? 1. Кто он? 2. Каким показан в рассказе? 3. Речь героя (что и как говорит) 4. Как относится к этому герою автор? Охарактеризуйте героя со своей позиции, пользуясь текстом учебника. Ваше отношение к герою. - Найдите в тексте, как одноклассники относились к нему? Смеялись ли над ним? - Что предложил Горбушкин? - Как вы думаете, зачем берут автографы у знаменитых людей? - Поддержали одноклассники его идею? - Что мы сейчас с вами делали? | с Горбушкиным вместе, дружно, не перебивать, слушать. Составляли характеристику, работали в группе. | |
| | 3 часть: Прочитайте 2 абзац 3 главы, обсудите в паре и скажите, что еще важно при подготовке к встрече? - Давайте вспомним характеристику героя, работая в группах, по тому же алгоритму. Похожи чем то наши герои? Знал ли об этом Иван Владиславович? - Как вели себя ребята, когда учитель представила писателя? - Правильно ли они сделали? - Подумайте и скажите, как нужно вести себя на встрече с кем-либо? Что мы сейчас с вами делали? | быть нарядно одетыми, чистыми, собранными. Нужно поздороваться, культурно себя вести. Составляли характеристику, работали в группе. | |
| | 4 часть: - Найдите в тексте, как читал писатель? – Почему писатель захотел закончить своё выступление? – Что особенно тронуло писателя? - Что произошло в этот момент? Сейчас мы с вами будем рисовать, но не просто рисовать, а рисовать словами. Умеете так? Будем учиться. Представьте, что мы художники и нам нужно нарисовать иллюстрацию к фрагменту рассказа. Возьмем вот этот фрагмент на стр.160: «Горбушка, наверное, тоже волновался…» и до « Это я тут заикаюсь! Не путай, пожалуйста» Просмотрите на доску, у нас с вами есть план, как мы будем рисовать и в помощь вам иллюстрация в учебнике. Прочитайте фрагмент и посмотрите иллюстрацию, пожалуйста. С чего мы начинаем? Попробуйте проговорить соседу по парте. Кто хочет попробовать нарисовать словами? Хорошо, ребята, у нас получилась с вами отличная словесная иллюстрация. Что мы сейчас с вами делали? А теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Ты мне - я тебе». Каждому из вас нужно просмотреть последнюю страницу нашего рассказа и подготовить вопрос для своего одноклассника. Какой вопрос ты приготовил? Кто знает ответ на этот вопрос? - Специально он заикался? – А отчего волновался Горбушкин? – Почему писатель рассердился на мальчика? - Дразнил ли Горбушка писателя? – Кто объяснил всё Ивану Владиславовичу? - Почему Дениска решил это сделать? – Прочитайте строчки, которые объясняют заглавие рассказа. – С каким чувством ушёл писатель? – Как вы думаете, что он узнал о своих читателях? - Что мы сейчас с вами делали? - Значит, что мы делали? – Какой след оставила эта встреча в душе Дениски, других ребят? - Какой след оставил этот рассказ вам? А теперь я предлагаю прочитать фрагменты этого произведения по ролям, соблюдая следующие критерии: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Читать безошибочно 3. Подбирать правильную интонацию. Мы возьмем этот фрагмент … Прочитайте его. Сколько героев? Сейчас вы в группе распределяете роли, готовитесь 3 минуты и читаете, следуя критериям. Кто хочет попробовать оценить свою группу по критериям? - Что мы сейчас делали? | «Мы рисуем класс, парты…. учились рисовать словами задавали друг другу вопросы учились работать в паре группами читали по ролям | |
Оценить работу детей | Итог урока. Оценочно-рефлексивный этап | - Что вы узнали о встречах? - Кого можно пригласить на встречу ? Что нужно делать, прежде чем пригласить кого-то? - А теперь в группах, выберите из предложенных только то, что нужно сделать при подготовке и при проведении встречи. - Что выбрала 1 группа? 2? 3? 4? 5? - А теперь отклейте скотч с другой стороны слов, и приклейте на наш лист в любом порядке. - Что у нас получилось? (памятка, требования). Эту памятку вы можете повесить в свой классный уголок и не забывайте ей пользоваться. - Вспомните, как называется наш раздел? – Как вы думаете, почему этот рассказ включён в раздел «Наполним музыкой сердца…», ведь в нём ничего не говорится о музыке? Что значит, наполним сердца? Возьмите листы самооценки и поставьте плюс, напротив того, что вы умеете делать. У кого все плюсы? Значит, что вы умеете? Ребята, послушайте, пожалуйста, стих. Здравствуй, милый мой дружок, К встрече будь всегда готов, Распланируй, сосчитай, С плюшкой приготовив чай. Встретив, мило улыбнись, С гостем рядышком садись, Подошел к концу урок, Он пошел ребятам впрок? А домашнее задание на слайде. | (Авторы более широко понимают смысл этого названия: не только музыка, но и вообще искусство обладает удивительной способностью «наполнять сердца», влиять на людей – на их души и ум, на их чувства и мысли. Этой же силой влияния обладает и искусство слова – литература.) | |
Задать домашнее задание | Домашнее задание | Вам необходимо подготовить пересказ произведения, пользуясь нашим планом. | | |