Во все времена книга считалась главным источником знаний. Она развивает и обогащает нашу речь, приносит радость и удовольствие, заставляет испытывать сильнейшие эмоции. Но в современном мире, к огромному сожалению, интерес к художественной литературе значительно падает.
Специалисты, занимающиеся изучением чтения, утверждают, что около 34% россиян вообще не читают. За последние 25 лет в нашей стране появилось два не читающих поколения. У не читающих родителей растут не читающие дети. И поэтому утверждение «кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу.
Почти все родители сегодня сетуют на то, что дети перестали читать книги, они отдают предпочтение компьютерным играм, Интернету и телевидению. Разумеется, мы не склонны игнорировать прогресс в области информации: телевидение, компьютеризация, Интернет. Это новая эпоха с новыми информационными технологиями.
Конечно, сказать, что школьники совсем не читают, нельзя. Но сейчас идет процесс изменения читательских привычек: меняется круг чтения, предпочитаемые произведения, любимые жанры, отношение к книгам. Меняется даже время, выделяемое на чтение книг. Меняются также и источники получения информации.
Актуальность данной темы состоит в том, что подростки часами (разумеется, там, где эта техника есть) сидят за компьютером, постепенно расширяется круг лиц, получающих информацию через Интернет, и это остановить нельзя, и не нужно, но как быть с чтением книг? Между тем, чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни. Поэтому стало интересно узнать, что читают подростки и читают ли они вообще, каково их отношение к литературе.
Просмотр содержимого документа
«Читательский портрет современного ученика и учителя»
Тема исследовательского проекта: «Читательский портрет современного ученика и учителя»
Автор проекта: Тимофей П., обучающийся 7 класса
МКОУ «ООШ №8» г.Миасса
Наставник проекта: Анастасия Геннадьевна Оленникова,
учитель иностранного языка
Кризис детского чтения
В нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях.
- малая начитанность школьников,
- уменьшение количества читающих детей.
Актуальность
Снижение интереса к чтению — это общемировая негативная тенденция, опасность которой заключается в постепенной утрате подрастающими поколениями духовных оснований своей жизни.
Цель и задачи исследования
- Цель исследования - анализ содержания чтения учащихся подросткового возраста и учителей, составление читательских портретов.
- Задачи исследования :
- изучить теоретический материал по теме исследования;
- проанализировать, как формируется читательский интерес;
- выявить факторы, влияющие на содержание читательских потребностей;
- проанализировать круг чтения учащихся среднего звена и учителей, особенности читательских интересов;
- составить анкету и провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов и учителей;
- разработать буклет с рекомендациями для родителей и учащихся по формированию интереса к чтению;
- составить читательский портрет учащихся подросткового возраста и учителей.
Как формируется интерес к чтению?
04/18/2023
Факторы, влияющие на формирование интереса к чтению у учащихся
- Школа Библиотека Досуговые учреждения Книготорговцы Родители Сверстники СМИ
- Школа
- Библиотека
- Досуговые учреждения
- Книготорговцы
- Родители
- Сверстники
- СМИ
Внешние
- Личная активность ребёнка Интерес Любознательность
- Личная активность ребёнка
- Интерес
- Любознательность
Внутренние
Особенности читательских интересов подростков обусловлены :
авторитетностью взрослых, увлечённых чтением
возрастными особенностями подростков
сформированностью устойчивого интереса к чтению в младшем школьном возрасте
Чтение — медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться.
Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам.
Анализ результатов анкетирования "МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ"
Составление читательского портрета современного подростка
- В читательском портрете современного подростка мы можем выделить следующие черты: прагматизм чтения (книга становится средством получения нужной информации); фрагментарность и предпочтение небольших по объему книг; снижение техники чтения; бессистемность; механическое чтение, выражающееся в неумении извлекать из текста нужную информацию.
- Кроме того, я отметил, что предпочтение современный юный читатель отдает увлекательной литературе: фантастике, детективам, приключениям.
- «Наш Читатель - это подросток – хорошист. Он любит читать, но, к сожалению, читает нечасто.
Анализ результатов анкетирования "ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ"
Составление читательского портрета учителя
- Читательский портрет современного учителя представляет позитивное отношение к книге и чтению, в целом схож с портретом современного ученика-читателя. Также пользуется интернет-ресурсами и интересуется фантастикой, детективами, но несмотря на современные тенденции, педагог не забывает про классику, которую предпочитает в отличии от подростков не потому, что задали, а так как с возрастом видит в ней глубокий смысл.
Заключение
В начале XXI века дети читают, но при этом меняются практически все характеристики чтения:
его статус, длительность, характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения и др.
Тема исследовательского проекта: «Читательский портрет современного ученика и учителя»
Автор проекта: Тимофей П., обучающийся 7 класса
МКОУ «ООШ №8» г.Миасса
Наставник проекта: Анастасия Геннадьевна Оленникова,
учитель иностранного языка