СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему: Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам

Просмотр содержимого документа
«Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам»


Тема: Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам


Цели: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гательное + имя существительное»; развивать умения точно употреблять имена прилагатель­ные в речи, правильно писать их родовые окончания, разбирать прилагательные по составу

Материал: учебник, проектор, компьютер

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания. Назовите окончания и род имён прилагательных.

III. Актуализация знаний

— Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получив­шиеся словосочетания.

Крепкая, настоящая ...; наливное, сладкое ...; увлекательное, инте­ресное ...; солнечный, ясный ...; высотное, каменное ...; широкая, глубокая....

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова. Пушистый, весёлые, красная, спелое.

- Что в них общего? (Это имена прилагательные.)

- Найдите лишнее слово. (Весёлые, так как это имя прилага­тельное обозначает признак нескольких предметов, а осталь­ные — признак одного предмета.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над изменением имён прилагательных по числам

(Учитель показывает картинки. На одной — один предмет, и на другой — несколько таких же предметов. Учащиеся записывают. Например: воздушный шар — воздушные шары.)

- Какие части речи вы использовали при записи?

- В каком числе стоит слово шар1 А слово воздушный!

- В каком числе стоит слово шары! А слово воздушные!

- Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.)

2. Работа по учебнику

Упр. 135 (с. 78).

- Прочитайте.

- Слова какой части речи помогли представить вам цветы?

- Объясните значение слов, данных в задании.

- В каком числе употреблены имена прилагательные? По­чему?

- Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)

- Как изменяются имена прилагательные?

Упр. 136 (с. 78).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.

- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чём их различие?

— В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенны­ми окончаниями?

— Прочитайте сведения о языке на с. 79.

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные во мно­жественном числе?

— Какие окончания имеют имена прилагательные во множе­ственном числе?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 137(с. 79).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте словосочетания в единственном числе. Назо­вите окончания.

— Почему они разные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются породам.)

— Прочитайте словосочетания во множественном числе. На­зовите окончания.

— Почему они одинаковые?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что можно сказать об именах прилагательных во множест­венном числе? (Они не изменяются по родам.)

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово поэт в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом поэт, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VIII. Рефлексия

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу имена прила­гательные. Продолжите рассказ. Укажите число и в един­ственном числе — род имён прилагательных.

Пришла ... весна. Проснулось ... солнышко и бросило свои ... лучи на... землю.

— Как определить число имени прилагательного?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие окончания имеют имена прилагательные во множе­ственном числе?

Домашнее задание

Упр. 138 (с. 80).



















































№107 Русский язык, 3 класс 16.04

Тема: Сравнительное описание. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного

Цели: закреплять знания о том, что прилагательные изменя­ются по родам только в единственном числе; развивать умения правильно писать окончания прилагательных во множественном числе, выделять в предложении словосочетания.

Материал: учебник, проектор, компьютер

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Назовите слова с орфограммами, объясните их написание.

- Прочитайте словосочетания в единственном числе.

- Прочитайте словосочетания во множественном числе.

III. Актуализация знаний

- Выпишите из предложений словосочетания с именами при­лагательными. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных, выделите окончания.

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов сидят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Появилась молодая травка. Прогудел первый шмель.

- Как определить окончание имени прилагательного?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

- Разделите имена прилагательные на две группы.

Белые, пушистый, веселая, быстрые, огромное, аккуратные.

- Прочитайте слова по группам.

- По какому признаку вы распределили слова? (Имена при­лагательные в единственном и во множественном числе.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 139 (с. 80).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

- Расскажите текст, который вы составили.

2. Работа со словом из словаря

Найдите слово гвоздика в орфографическом словаре.

- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложение со словом гвоздика, запишите.

- Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Гвоздика

Напишите слово гвоздики, поставьте ударение. Если оно окажется на первом слоге, то получатся гвоздики. И неспроста. Название цветку дано по сходству его семян с гвоздиками. Древнерусское слово звучало почти так же: гводьникы, а гвозди старинные — деревянные, ещё больше напоминают её семена.

Существует и другое толкование. Цветок назван за острый, резкий запах, похожий на запах всем известной пряности гвоздики.

Упр. 140 (с. 81).

— Прочитайте текст. О ком он?

— Найдите описание птиц.

— Почему они так названы?

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Расскажите текст, который вы составили.

3. Творческая работа

— Составьте и запишите три-четыре предложения по сюжет­ной картине о природе, используя в предложениях имена прилагательные.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 141 (с. 81).

(Работа в парах. Проверка.)

— Прочитайте предложения.

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово животное в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом животное, запишите.

— Запомните написание этого слова.

Материал для учителя

Животное

Это слово заимствовано из старославянского языка. Животьно — от слова живот, что значит «жизнь».

3. Упражнение в правописании окончаний прилагательных

— Спишите, вставьте пропущенные окончания прилагатель­ных. Укажите род прилагательных.

1) Добр., слава лежит, а худ., бежит. 2) Утренн.. роса — добр., слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. 3) Дождлив., лето хуже осени.

- Объясните смысл пословиц.

VIII. Рефлексия

- Раскройте скобки и запишите получившиеся словосоче­тания. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных, выделите окончания.

(Весенний) день, (весенний) песня, (весенний) солнце, (весенний) лучи.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Какие окончания имеют имена прилагательные во множе­ственном числе?

- Как изменяются имена прилагательные?

Домашнее задание

Упр. 142 (с. 81).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!