СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число и цифра ноль «0». Свойства 0.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке вводится понятие о числе и цифре ноль. На практике дети делают вывод о месте числа «ноль» в числовом ряду, «открывают» правила выполнения арифметических действий с нулем. Работа с презентацией ведется в течение всего урока.

Просмотр содержимого документа
«Число и цифра ноль «0». Свойства 0.»

Тема. Число и цифра ноль «0». Свойства 0. Урок-путешествие.

Цель: Познакомить с числом «ноль». Дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы о роли числа «ноль», осуществить самооценку уровня удовлетворенности своей деятельностью.

Задачи:

  • создать условия для открытия правил выполнения арифметических действий с нулем, расширения представления детей о множестве целых чисел;

  • способствовать развитию логического мышления, внимания;

  • способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие.

Коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в коллективной работе и в работе пары.

Предметные результаты: Осознание места числа 0 в числовом ряду. Соотношение цифры и числа. Овладение умениями анализировать данные и выбирать из них нужные, формирование умения решения простых задач (без введения термина) на основе счёта предметов с использованием схемы.

Оборудование. Карта страны «Цифирия» (плакат и на слайде), фигурки сказочных животных, примеры на карточках, счетный материал, учебник, тетради, мультимедиа приставка, ноутбук.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Круглый, румяный,

В печке печен,

На окошке стужен.

Дети. Колобок.

У. Как начинается сказка?

Д. – Испекла бабка колобок и поставила на окошко студиться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился по дорожке.

У. – Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием «Цифирия». Почему эту страну так назвали?

Д. - Наверное, там живут цифры.

У. Скок да скок,

Скок да скок,

Покатился колобок,

Круглый да румяный,

Прямо на поляну.

Учитель вывешивает на доску карту страны (плакат и слайд №2).

III. Устный счет

У. Встретил Колобка на полянке Зайка (прикрепить фигурку на карту, далее фигурки прикрепляются по мере появления героев). «Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не поможешь мне достроить домик. А не справишься – съем тебя». Ребята, давайте вместе с Колобком будем строить Зайкин домик.

Дети показывают пропущенные числа при помощи цифр из набора (слайд № 3 – для проверки нужно «кликнуть» мышкой по заполненному окошку).

У. Молодцы! Справились с Зайкиным заданием, можно путешествовать дальше.

IV. Изучение нового материала

У. Докатился Колобок до озера. Здесь его встретил Серый Волк. (Слайд №4) – Ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем. Волк дал Колобку два ведерка с рыбками. В одном ведерке 3 рыбки, в другом меньше, чем три, но больше, чем одна. Подскажите, сколько же было рыбок во втором ведерке?

Д. Две («кликнуть» по слайду для появления цифры 2).

У. Сколько же будет рыбок у Колобка?

Дети выкладывают решение на партах разрезными цифрами из набора: 3 + 2 = 5 (Проверка - слайд №4)

– Изменим задачу. Пусть в первом ведерке было 3 рыбки, а во втором меньше, чем одна. Сколько рыбок было во втором ведерке?

Д. Ничего не было. Ноль рыбок.

У. – Что значит ноль?

Д. Это значит "ничего", "нисколько".

У. Вот он, посмотрите на него (вывешивается карточка с изображением цифры и слайд №5).

У. Сколько рыбок получил Колобок в этот раз?

Д. Три.

У. Как можно записать последнюю задачу?

Дети выкладывают решение на партах разрезными цифрами: 3 + 0 = 3. На доске появляется решение – слайд №5.

Казалось бы, что о нуле говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.
– Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше?

Д. Да!

V. Чистописание

У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь с улицы "Чистописание" (слайд №6, с.70 учебник). – Колобок, Колобок, я тебя съем! – Не ешь меня, Медведь! – Хорошо, только при одном условии. Если в стране Цифирии найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу. Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?

Д. Это ноль!

У. Конечно же, это цифра ноль. А на что еще похож ноль?

Ответы детей.

У. Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру. Чем ноль отличается от Колобка?

Д. Колобок – круглый, ноль – овальный.

У. А чем отличаются печатный и письменный нули? Работа в рабочей тетради. С. 26.

Д. Письменный надо писать с наклоном.

Дети работают в тетради, сверяясь с образцом учебника.

VI. Физкультминутка (слайд №7 – повторяем движения мячей руками)

У. Теперь и отдохнуть можно немного. На что похожи мячики? (На цифру ноль). Смотрите на картинки и глазками повторяйте движения мячей.

VII. Изучение нового материала (продолжение) У. Медведю очень понравилась работа Колобка, и он угостил его клубникой. Посмотрите в учебники с.70. Сколько ягод было на первой тарелке? Д. Три. У. На второй тарелке? Д. Ноль. У. А что это значит? Д. Все ягоды съели. У. Выберите запись к этому рисунку. Д. 3 – 3 = 0 У. Мишка очень любит ягоды. Около его домика растет смородина. Сколько ягод на веточке? Д. Пять. У. Как вы думаете, что было дальше? Составьте математический рассказ по рисунку. Найдите запись, соответствующую этому рассказу. Д. 5 – 5 = 0 Далее чтение примера 8 – 8 = 0, составление рассказа по записи. У. Около дома Медведя растет березка. С нее опадают листочки. Посмотрите на рисунок и расскажите, что было? Что потом изменилось? Как это записали? Прочитайте. Какие два числа нужно сравнить? Какой знак поставим? Покажите карточку со знаком. Как называется в математике такая запись? Далее работа со всеми рисунками по тем же вопросам. У. Как получили ноль? Сделаем вывод (самостоятельные выводы детей). Если из числа вычесть, то же самое число, то получится ноль.

У. А теперь снова в путь. Катился, катился Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! (Слайд № 8)

А теперь попробуем сделать вывод: что получится, если к числу прибавить ноль? Если к нулю прибавить число?

Если к числу прибавить 0, получится то же самое число. Если к нулю прибавить число, получится то же самое число.

Коль ноль к числу ты прибавляешь

Иль вычитаешь из него,

В ответе тотчас же получаешь

Опять то самое число.

Релаксация (слайд №9) – в реке плавают рыбки, посмотрите, какие они красивые. Повторяйте движения рыбок глазками и головой.

VIII. Закрепление пройденного материала

У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, а живет она на улице «Сообразилия» (слайд №10). – Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.

У. Поможем, ребята?

Д. Да!

У. Повезло опять Егорке

– У реки сидит не зря:

Два карасика в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите – у ведерка

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

Д. Нисколько.

У. Почему?

Д. Кот все съест.

У. Семь рассерженных гусей,

Семь отчаянных друзей

Ходят-бродят: «Га-га-га!»

Тут хозяйка позвала их:

– Есть хотите?

– Да-да-да!

И пошли ватагой всей

Семь рассерженных гусей.

Семь гусей ушли кормиться,

Сколько же осталось птицы?

Д. Нисколько.

У. Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он выполнил. А помогли ему в этом вы, ребята. IХ. Итог урока. Рефлексия.

У. Решил наш Колобок вернуться к дедушке и бабушке.

Какое число узнал Колобок? Какую цифру научился писать?

Д. Ноль.

У. Что обозначает число ноль?

Д. «Ничего», «нисколько».

У. Давайте посмотрим, какое место займет ноль в числовом ряду (с.70), где он будет находиться?

У. Какие правила усвоил Колобок вместе с вами?

Д. Если из числа вычесть, то же самое число, то останется ноль. Если к числу прибавить ноль или к нулю прибавить число, то получится то же самое число (слайд №11).

У вас есть «листок настроения»: раскрасьте первый смайлик, если вы довольны результатом своей работы, второй – если были некоторые трудности, третий – было сложно, много трудностей.

V. Итог урока.

- Ничего страшного, если у кого-то сегодня не все получилось. Мы только учимся, на следующем уроке мы продолжим то, что начали сегодня. Я думаю, дальше у вас будет получаться все лучше и лучше. Спасибо за урок!








































Приложение 1

Листок настроения



Приложение 2



Приложение 4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!