СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Чиркина Галина Васильевна"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чиркина Галина Васильевна

Просмотр содержимого документа
«"Чиркина Галина Васильевна"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»




Кафедра логопедии и психолингвистики













Реферат

на тему: «Чиркина Галина Васильевна»

студентки 1 курса 172 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны














Проверил ______________________________ В.П.Крючков





Саратов 2021

Чиркина Галина Васильевна

Галина Васильевна Чиркина – выдающийся российский ученый - дефектолог, логопед, исследователь детской речи, доктор педагогических наук, профессор. Основатель научной школы, новых направлений исследований в логопедии, инновационных технологий комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений. Последовательно развивала и популяризировала идеи своего учителя - Р.Е. Левиной в науке и практике логопедии на протяжении середины ХХ – начала ХХI веков.

Г.В. Чиркина родилась 29 апреля 1935 г. в Москве. В 1958 г. окончила отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина, после была зачислена на должность педагога–воспитателя сурдологического отделения детской клинической больницы им. Ф.Э. Дзержинского.

В 1960 г. по совместительству стала работать педагогом школы – клиники НИИ Дефектологии АПН СССР. В 1962 г. Галина Васильевна перешла на постоянную работу в эту школу – клинику для детей с тяжелыми нарушениями речи и слуха. С тех пор, более 50 лет ее профессиональная биография неразрывно связана с историей НИИ Дефектологии.

Именно здесь под руководством Р.Е. Левиной было проведено изучение недостатков письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, разработаны пути их преодоления и предупреждения, и в 1967 г. Г.В. Чиркина защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушениями артикуляционного аппарата. Исследованием было установлено, что при аномалиях артикуляционного аппарата нарушения письма являются следствием фонематического недоразвития, обусловленного несформированностью кинестетического анализа. Г.В. Чиркиной была разработана методика коррекции дисграфии у детей с ринолалией и дизартрией на основе приближенного произношения, с временным использованием аналога звука. В 1969 г. Галиной Васильевной была опубликована первая монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В книге рассматривается влияние различных нарушений артикуляции на овладение письмом учащимися.

В пособии раскрываются факторы, влияющие на степень и характер нарушения письма у детей с различными дефектами артикуляционного аппарата, и приводится методика дифференцированного подхода к преодолению недостатков письма у детей. Значительное место в книге отводится описанию предупреждений нарушений письма у школьников. Пособие предназначено для логопедов и учителей-дефектологов.

В 70-80-ые годы Галина Васильевна занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ею написаны разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и дошкольных образовательных учреждений, несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей», в котором профессор Г.В. Чиркина являлась научным редактором и автором ряда глав.

В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Галиной Васильевной защищена докторская диссертация, разработаны методические рекомендации по комплексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства, в которой впервые эта проблема была представлена с позиций системного подхода. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. JI. С. Волковой, который выдержал пять переизданий и «Основы логопедии» (совместно с Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой), в разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и ряда учебников. Она лауреат конкурса «Учебник XXI века».

В помощь педагогам специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой).

С 2000 года по март 2010 года Галина Васильевна возглавляла лабораторию содержания и методов обучения детей с нарушениями речи, являлась главным научным сотрудником ИКП РАО и председателем диссертационного совета, председателем Российской Ассоциации дислексии.

В общей сложности по актуальным проблемам логопедии Галиной Васильевной опубликовано более 110 работ. Большое внимание она уделяла подготовке кадров логопедов: является профессором МГОПУ, успешно руководила диссертационными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны.

Она награждена медалью Ушинского, памятной медалью 850-летия Москвы и медалью «Профессионал России».

Галина Васильевна оставила богатое наследие в виде значительного количества серьезных научных трудов, востребованных не только отечественными, но и зарубежными учеными, преподавателями и студентами вузов и, конечно же, логопедами-практиками. Ею создана особая научная школа, в которой взращено не одно поколение ученых, и большинство из них успешно продолжают развивать и воплощать идеи Учителя.

Уход Галины Васильевны из жизни – тяжелая, невосполнимая утрата не только для мира отечественной дефектологии, но и для мира многих людей, окружавших, знавших и любивших её. Будучи человеком, широко образованным, обладавшим блестящим аналитическим умом, тонкой наблюдательностью, житейской мудростью и терпимостью, взвешенным, независимым и ироничным восприятием реальности, она была для окружающих и эталоном профессионального мастера, и надежным товарищем, и деликатным критиком, и прекрасным собеседником, владевшим редкой культурой человеческого общения.

Избранные труды:

1. Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д/с». М., 1991.

2. Основы логопедии (в соавт.) М., 1989.

3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.

4. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.

5. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. (в соавт.) Серия: Библиотека логопеда-практика. Айрис-Пресс, 2008.

6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. Дрофа, 2010.

7. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Серия: Коррекционное образование. Просвещение, 2010.

8. Логопедия: Метод. наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. (гл. учебника). Серия: Библиотека учителя-дефектолога. Владос, 2007.

Избранные статьи:

1. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей // Дефектология. 2004. № 8.

2. Проблемы логопедии в аспекте современных функциональных и когнитивных теорий языка // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. 2006. № 4(13). C. 13-15.

3. Теория и практика устранения дислексии — логопедический аспект проблемы // Дефектология. 2007. № 1. C. 57-58.

4. Актуальные проблемы развития логопедической науки// Дефектология. 2012. № 1.

5. Проблема обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Известия Вузов. Логопедия. № 1. 2008. С. 37-47.

6. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 4. C. 22-28.











Список использованных источников

  1. Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии: методическое пособие.–Саратов: Изд.«Наука образования», 2014.

  2. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., «Педагогика», 1969.

  3. http://www.logo-mpgu.ru/kafedra/about/specialists/galereya-velikih/chirkina-g.v.html - «Галерея великих»

  4. https://nsportal.ru/user/528699/page/korifei-logopedii - «Корифеи логопедии»

  5. https://museum.ikprao.ru/peoples/chirkina-galina-vasilevna/ - «Музей института коррекционной педагогики»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!