Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Кафедра логопедии и психолингвистики
Реферат
на тему: «Чиркина Галина Васильевна»
студентки 1 курса 172 группы
направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки «Логопедия»
факультета психолого-педагогического и специального образования
Колесниковой Анастасии Витальевны
Проверил ______________________________ В.П.Крючков
Саратов 2021
Чиркина Галина Васильевна
Галина Васильевна Чиркина – выдающийся российский ученый - дефектолог, логопед, исследователь детской речи, доктор педагогических наук, профессор. Основатель научной школы, новых направлений исследований в логопедии, инновационных технологий комплексной диагностики и коррекции речевых нарушений. Последовательно развивала и популяризировала идеи своего учителя - Р.Е. Левиной в науке и практике логопедии на протяжении середины ХХ – начала ХХI веков.
Г.В. Чиркина родилась 29 апреля 1935 г. в Москве. В 1958 г. окончила отделение сурдопедагогики дефектологического факультета МГПИ им. В.И.Ленина, после была зачислена на должность педагога–воспитателя сурдологического отделения детской клинической больницы им. Ф.Э. Дзержинского.
В 1960 г. по совместительству стала работать педагогом школы – клиники НИИ Дефектологии АПН СССР. В 1962 г. Галина Васильевна перешла на постоянную работу в эту школу – клинику для детей с тяжелыми нарушениями речи и слуха. С тех пор, более 50 лет ее профессиональная биография неразрывно связана с историей НИИ Дефектологии.
Именно здесь под руководством Р.Е. Левиной было проведено изучение недостатков письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, разработаны пути их преодоления и предупреждения, и в 1967 г. Г.В. Чиркина защитила кандидатскую диссертацию по проблеме дисграфии у детей с нарушениями артикуляционного аппарата. Исследованием было установлено, что при аномалиях артикуляционного аппарата нарушения письма являются следствием фонематического недоразвития, обусловленного несформированностью кинестетического анализа. Г.В. Чиркиной была разработана методика коррекции дисграфии у детей с ринолалией и дизартрией на основе приближенного произношения, с временным использованием аналога звука. В 1969 г. Галиной Васильевной была опубликована первая монография «Дети с нарушением артикуляционного аппарата». В книге рассматривается влияние различных нарушений артикуляции на овладение письмом учащимися.
В пособии раскрываются факторы, влияющие на степень и характер нарушения письма у детей с различными дефектами артикуляционного аппарата, и приводится методика дифференцированного подхода к преодолению недостатков письма у детей. Значительное место в книге отводится описанию предупреждений нарушений письма у школьников. Пособие предназначено для логопедов и учителей-дефектологов.
В 70-80-ые годы Галина Васильевна занималась разработкой содержания и методов обучения детей с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста. Ею написаны разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и дошкольных образовательных учреждений, несколько изданий выдержал сборник «Методы обследования речи у детей», в котором профессор Г.В. Чиркина являлась научным редактором и автором ряда глав.
В 1987 г. на основе многолетнего изучения детей с ринолалией Галиной Васильевной защищена докторская диссертация, разработаны методические рекомендации по комплексной психолого-педагогической коррекции данного расстройства, в которой впервые эта проблема была представлена с позиций системного подхода. Результаты исследования по ринолалии были отражены в учебнике «Логопедия» для вузов под ред. JI. С. Волковой, который выдержал пять переизданий и «Основы логопедии» (совместно с Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой), в разделы программ для специальной (коррекционной) школы V вида и ряда учебников. Она лауреат конкурса «Учебник XXI века».
В помощь педагогам специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи написан учебник «Русский язык» для II класса (в соавторстве с Н. Ф. Комковой).
С 2000 года по март 2010 года Галина Васильевна возглавляла лабораторию содержания и методов обучения детей с нарушениями речи, являлась главным научным сотрудником ИКП РАО и председателем диссертационного совета, председателем Российской Ассоциации дислексии.
В общей сложности по актуальным проблемам логопедии Галиной Васильевной опубликовано более 110 работ. Большое внимание она уделяла подготовке кадров логопедов: является профессором МГОПУ, успешно руководила диссертационными работами аспирантов, докторантов из различных регионов страны.
Она награждена медалью Ушинского, памятной медалью 850-летия Москвы и медалью «Профессионал России».
Галина Васильевна оставила богатое наследие в виде значительного количества серьезных научных трудов, востребованных не только отечественными, но и зарубежными учеными, преподавателями и студентами вузов и, конечно же, логопедами-практиками. Ею создана особая научная школа, в которой взращено не одно поколение ученых, и большинство из них успешно продолжают развивать и воплощать идеи Учителя.
Уход Галины Васильевны из жизни – тяжелая, невосполнимая утрата не только для мира отечественной дефектологии, но и для мира многих людей, окружавших, знавших и любивших её. Будучи человеком, широко образованным, обладавшим блестящим аналитическим умом, тонкой наблюдательностью, житейской мудростью и терпимостью, взвешенным, независимым и ироничным восприятием реальности, она была для окружающих и эталоном профессионального мастера, и надежным товарищем, и деликатным критиком, и прекрасным собеседником, владевшим редкой культурой человеческого общения.
Избранные труды:
1. Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях спец. д/с». М., 1991.
2. Основы логопедии (в соавт.) М., 1989.
3. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). М., 2002.
4. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.
5. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. (в соавт.) Серия: Библиотека логопеда-практика. Айрис-Пресс, 2008.
6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. Дрофа, 2010.
7. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Серия: Коррекционное образование. Просвещение, 2010.
8. Логопедия: Метод. наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. (гл. учебника). Серия: Библиотека учителя-дефектолога. Владос, 2007.
Избранные статьи:
1. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений у детей // Дефектология. 2004. № 8.
2. Проблемы логопедии в аспекте современных функциональных и когнитивных теорий языка // Логопед в детском саду : науч.-метод. журн. 2006. № 4(13). C. 13-15.
3. Теория и практика устранения дислексии — логопедический аспект проблемы // Дефектология. 2007. № 1. C. 57-58.
4. Актуальные проблемы развития логопедической науки// Дефектология. 2012. № 1.
5. Проблема обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Известия Вузов. Логопедия. № 1. 2008. С. 37-47.
6. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 4. C. 22-28.
Список использованных источников
Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии: методическое пособие.–Саратов: Изд.«Наука образования», 2014.
Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., «Педагогика», 1969.
http://www.logo-mpgu.ru/kafedra/about/specialists/galereya-velikih/chirkina-g.v.html - «Галерея великих»
https://nsportal.ru/user/528699/page/korifei-logopedii - «Корифеи логопедии»
https://museum.ikprao.ru/peoples/chirkina-galina-vasilevna/ - «Музей института коррекционной педагогики»