СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование а-о в корнях кас - кос

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чередование а-о в корнях кас - кос   

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку кас-кос»

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Буквы О – А в корнях касс-кос

Цели:

- образовательные: формирование навыка написания гласных О-А в корнях –кас-кос;

- развивающие: развивать критическое мышление у обучающихся;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность обучающихся при работе над новой темой, формировать эстетические чувства учащихся.

Задачи:

1. Формирование умений правильного написания корня касс-кос

2.Научить отличать корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными.

3.   Закрепить новые знания путем анализа изученного материала.

4. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь

5. Воспитывать гражданские качества учащихся: любовь к родному краю, родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1. Приветствие

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть. И пусть на улице погода хмуриться, я уверена, сегодняшний урок пройдет замечательно. Откройте тетради и запишите число.

2.Актуализация имеющихся знаний.

- Ребята, момент какой спортивной игры вы видите на карточке?(Работа с текстом) Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в словах, объясните условия выбора букв О-А.

Баскетбол.

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце.

- Слова, с какими орфограммами встретились в тексте? ( с гласными А-О в корнях –ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-,-РАЩ-, -РОС)

Учитель: Ребята, переверните карточку. Вы видите таблицу «Знаю – узнаю». В колонку «Знаю» запишите те слова, написание которых не вызвало у вас затруднений, в колонку «Узнаю» запишите слова, написание которых вызвало у вас затруднение.

Знаю

Узнаю







3. Определение темы и целей урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? (Тема урока записывается на доске).

- Какие цели мы можем перед собой поставить?(учащиеся формулируют цели урока).

4. Стадия осмысления

- Ребята, проанализируйте слова, выделив в них корни

касание

Коснется

Касаться

Прикоснется

- Какой перед нами стоит вопрос? Правильно, почему в одинаковых по произношению корнях в одном случае пишется О, в другом – А.

- Как вы думаете, с чем это связано? (учащиеся высказывают предположения). Предлагаю проверить правильность вывода: обращаемся к учебнику.

- Ребята, есть много слов с корнями кас-кос. Отдельно я хочу вас познакомить со словом косоворотка. Давайте попробуем дать лексического значение данного слова, прочитав текст карточки.

Мальчик прибежал домой. С его к..соворотки текла вода, это не удивительно – на улице был сильный дождь.

- Снимай рубашку скорее и садись кушать, - сказала мама.

Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, по версии академика Лихачёва, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.


- Вернемся к тексту о баскетболе. Букву О или А необходимо написать в слове касания? Почему?

5. Закрепление изученного материала.

1) Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните условия выбора букв, отметьте в словосочетаниях главное слово.

Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды. Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. К…снуться чуда. Радостное предпол…жение. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Не к…саются пола. Расположить у костра.


Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

2) Парная работа. Учащимся раздаются карточки.

- Найдите слова с ошибками в написании гласных О-А, выпишите их, исправьте.

Приложил, перелагал, косательная, коснулся, прикасаться, прилажение, прилогательное, касоворотка, коснется.

- Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа, а слова, которые вы должны были выписать, указаны на доске (оборотная часть доски, после идет проверка работы).

косательная, прилажение, прилогательное, касоворотка

3. Работа с учебником.

- Ребята, давайте откроем учебник и выполним упражнение 189 (после выполнения упражнения следуют проверка).

6. Стадия рефлексии

- Итак, что сегодня на уроке мы узнали о написании букв О-А в корнях

(Ребята дают ответ). Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? (Ребята рассуждают).

-Теперь мы с вами умеем правильно делать выбор букв А-О в корнях? (Ребята отвечают–ЛАГ-, -ЛОЖ-; -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-; -КАС-, -КОС-; Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) на тему «Зимний вечер в моем селе», используя слова с чередующимися гласными А-О. А пока вы пишите, я создам музыкальный фон, надеюсь, он поможет вашему воображению (прослушивание аудиозаписи «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, картина выводится проектором на доску).

Несколько учащихся читают свои работы, предлагаю свой вариант сочинения.

7. Итоги урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

-Оцените свое настроение после урока (ребятам предлагаются смайлики, выражающие различное настроение).

8. Домашнее задание. ( слабым ученикам разрешается выполнить только одно упражнение )


Для подготовки урока использовались материалы сайтов:

1. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/13/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-pravopisanie-glasnykh-o-a-v

2. https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-bukvi-o-i-a-v-kornyah-gor-gar-klass.html

















Карточка

Баскетбол.

Пол…жение серьезное, разрыв в очках р…стет. Тренер предл…гает минутный перерыв. Его указания к…саются всех. И вот уже игроки снова распол…гаются под щитом противника. Два-три к…сания, и мяч в кольце.

Знаю

Узнаю













2. Мальчик прибежал домой. С его к..соворотки текла вода, это не удивительно – на улице был сильный дождь.

- Снимай рубашку скорее и садись кушать, - сказала мама.


Нужно быть внимательным!

Приложил, перелагал, косательная, коснулся, прикасаться, прилажение, прилогательное, касоворотка, коснется.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!