СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Через «уроки общения» - к формированию коммуникативных универсальных действий.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической статье рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных действий обучающихся через обновление приёмов и средств обучения, через использование в практике обучения «уроков общения».

Просмотр содержимого документа
«Через «уроки общения» - к формированию коммуникативных универсальных действий.»

Через «уроки общения» - к формированию коммуникативных

универсальных действий.


В статье рассматривается вопрос формирования коммуникативных универсальных действий обучающихся через обновление приёмов и средств обучения, через использование в практике обучения «уроков общения».


Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно, в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Современная жизнь ставит перед учеником высокие цели: свободное владение языком, умение общаться с разными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся, формировании их коммуникативной культуры.

Если обратиться к ведущим дидактическим теориям Д.И.Иванова, О.В.Соколовой, К.П.Митрофанова, то можно найти интересный подход к вопросу формирования коммуникативной культуры: «… коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею». [Дейкина 1990: 5]. Методисты считают, что работа над коммуникативными навыками может происходить как во время специальных тренингов, так и на уроке. Опираясь на идеи учёных-методистов Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению), П.А.Гальперина (теория поэтапного формирования умственных способностей) и собственный опыт, делаем вывод, что научить детей свободно строить свою речь в зависимости от задачи общения возможно при условии постоянной тренировки речевых умений. А для этого необходима особая форма урока - общения или часть урока, отведённая для этой цели. Таким образом, общение становится обязательным условием учебной деятельности, т.к. в процессе его ученики приобретают новые знания, опыт.

Речь идет об обновлении организации содержания образования, где общение рассматривается как средство обучения. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приёмы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение неурочных форм организации деятельности. Развивать коммуникативную, рефлексивную, личностную культуру школьника, где каждый ребёнок обучается способам работы, получает навыки принятия самостоятельных решений творческих задач, позволяют так называемые нетрадиционные, нестандартные уроки. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Он основан на совместной деятельности учителя и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной активности учащихся на уроках, повышение эффективности преподавания, формирование коммуникативной культуры школьника. Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, помимо активизации деятельности учащихся, нетрадиционные формы обучения предполагают развитие умений и навыков самостоятельной работ, поиска интересной информации к уроку и форм ее представления, презентации, а также использование коллективных форм работы, в процессе которых отрабатываются (или формируются) коммуникативные навыки.

Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Обучающие возможности заключаются в следующем:

1. Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.

2. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.

3. Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.

Приведу пример использования ролевой игры.

Урок - заседание редколлегии литературного альманаха.

В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (7 класс) Ученики сидят группами: они - представители разных отделов. На партах - таблички с названиями отделов. Представители художественного отдела организовали выполненную в программе DreamsBoard выставку книг о поэте, издания разных лет, оформили плакаты из «Окон РОСТА». Представители отдела «Время. События. Люди» готовили презентацию о деятельности Маяковского в год создания стихотворения. Роль учителя на уроке - роль главного редактора альманаха. Именно он предлагает поместить в альманах стихотворение «Необычайное приключение…» и сопроводить его небольшой статьей. «Чем, по - вашему, интересна сегодня личность Маяковского? На какое качество Маяковского - человека следует обратить внимание? Стоит ли печатать стихотворение в альманахе?» - звучат вопросы. Ребята вошли в роль членов редколлегии: в их ответах уместно звучат обороты «считаю необходимым», «полагаю», «думается, будет уместным» и т.п. Учащиеся, ссылаясь на текст, доказывают свою точку зрения. Они говорят о том, что в стихотворении смогли увидеть важные и нужные размышления поэта («Любое дело нужно делать здорово! Человек должен быть смелым, несущим радость»). Ребятами делается вывод о нужности помещения этого стихотворения в номер литературного альманаха. Этот урок нес в себе и творческий поиск учащихся, и воспитательный эффект, и самостоятельность мышления, а еще в ходе такого урока совершенствовались навыки свободного обсуждения и общения.

На этапе рефлексии одна из групп представила такой синквейн:

Урок

Нужный, позитивный

Увлекает, захватывает, раскрепощает

К высотам истин!

Творчество

Урок литературы по сказке - были М.Пришвина «Кладовая солнца» ( 6 класс).

Это урок - путешествие, однако ребята и учитель становятся не просто путешественниками, а исследователями мира природы Пришвина. Они путешествуют на «топтобусе», созданном мастером и знатоком природы В.Бианки, предварительно выяснив все преимущества этого средства передвижения. Непосредственно исследователями ребята становятся, когда им предлагается выяснить, какими языками, кроме «простого, человеческого», владеет Пришвин, ведь он является как бы переводчиком в повести. «С каких же птичьих и звериных языков переводит он для нас, людей, информацию?» - звучит вопрос. Для ребят привлекательно то, что ведет их в область самостоятельных поисков и открытий, поэтому они с удовольствием сообщают результаты собственных исследований. В конце урока появляются ученики-дикторы Лесного телевидения, сидящие за партой. За их спинами заставка. Они начинают телепередачу… Сочетание «театр на уроке» иногда пугает учителя, т.к. ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями…Однако нужно учитывать, что речь идет не о спектакле, а об игре, которая зависит от творчества участников, от импровизации действия. Думается, что для реализации задач по формированию коммуникативной компетенции учащихся необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Бесспорно, методика проведения урока каждым учителем индивидуальна. Но анализ педагогической литературы, опыт практической работы показывают, что для формирования коммуникативной компетенции необходимо проведение уроков сотворчества, где на первом месте ученик, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него - к автору.

Урок литературы в 7 классе «Собака тоже человек» (по рассказу Л.Андреева «Кусака»).

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ. На начальном этапе урока идет «погружение» в тему: читается наизусть стихотворение в прозе И.Тургенева «Собака», представляются индивидуальные задания - сообщения о собаках, о памятниках этому животному. Учитель интересуется, какие ассоциации возникают у присутствующих, когда слышат «собака». Предлагается к данным словам подобрать определения или другие слова, чтобы получились словосочетания.

Урок литературы — урок не только искусства чтения и постижения (разбора) литературного произведения, но и искусства высказывания о нем. Это предполагает постоянное обогащение словарного запаса учащихся как общеупотребительной, так и специальной (литературоведческой) лексикой, овладение подчас усложненными синтаксическими конструкциями и стилистикой - всем богатством языка, отвечающим речевому своеобразию читательского высказывания. Часто на уроках

обращаем внимание учащихся на то, как трудно иной раз с достаточной точностью и выразительностью передать впечатление от произведения, мнение о нем: наше чувство, мысль сопротивляются вялой, избитой лексике, односложной, инертной фразе. Попробуйте сказать иначе, сильнее, эмоциональней и — необычнее. Не помогут ли такие-то слова, примерная конструкция фразы. Часто используем на уроках карточки– помощники.

*Выбери из предлагаемых слов те, которые обозначают чувства, пережитые тобой в ходе чтения рассказа. Проиллюстрируй примерами из текста. Взволнованность, испуг, настороженность, тоска, печаль, тревога, радость, обида, боль, страдание, ненависть, восторг, отчаяние, безнадежность.


* Восстановив последовательность в изложении истории собаки, кратко перескажи ее, используя данные предложения из текста.

А «Собака выла»

Б «Она никому не принадлежала»

В «Всей своей собачьей душой расцвела собака»

Г «И скоро все привыкли к Кусаке»

Д «Скучно, Кусака».

Групповые задания: Опишите собаку, которая предстает в первой главе. Ответ начните так: «Традиционно при описании предмета, животного прибегают к помощи прилагательных. У Л.Андреева при описании собаки обилие________. Ключевое слово при описании -____________ »...


В ходе такого урока школьники учатся излагать свои мысли ясно и понятно, выбирая в развитии действия главное, отличая его от второстепенного, аргументируя собственное высказывание.


УРОК- ПОРТРЕТ в 10 классе «Если хочешь ты душу мою разгадать…» (по творчеству А.Фета). На таком уроке соединяются в одно смысловое и художественное единство стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Особенность такого урока в том, что несколько смещается равновесие между интеллектуальным и эмоциональным постижением материала. На обычном уроке, как, собственно, и на любом другом: биологии, истории - ученик больше всего анализирует, думает, исследует, решает проблемы. Задача урока- портрета - воздействие на душу, пробуждение чувства. Учителем создаётся на уроке особая образовательная ситуация, когда через общение ученик — учитель, ученик — ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, т.е. закладываются знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности.

В начале такого урока создается нестандартная речевая ситуация, которая помогает раскрыть ученика для общения. Присутствующим предлагается ответить на вопросы, некогда предложенные А.Фету. Ответы на них были опубликованы в качестве «альбома признаний» изданием «Начала» в 1922 году:

- Где бы вы желали жить? - Нигде

- К какому народу желали бы вы принадлежать? - Ни к какому

- Долго ли бы вы хотели жить? - Как можно короче

- Каково настроение души вашей? - Пустыня.


Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности. Д.С.Лихачёв писал: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить, … чтобы научиться писать, надо писать…». Следуя совету академика, можно сказать: «Чтобы научиться слушать и говорить, надо слушать и говорить», т.е. для формирования коммуникативных навыков необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Погружая ученика в ситуацию речевого общения на уроке, мы формируем модель ученика, способного не только получать готовую информацию, но и самостоятельно приобретать знания, заниматься исследовательской деятельностью, т.е. «…решать проблемы в разных сферах и видах деятельности». [Качурин 1988: 7]. Идея обучения словесности на коммуникативной основе значительно расширяет представление о возможности обучения языку и литературе. У учеников формируется умение говорить, слушать, анализировать ситуацию речевого общения, ими приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, что способствует и повышению качества знаний, и воспитанию в ученике уверенности в себе, свои силы и знания, и формированию коммуникативных универсальных действий.


Библиографический список


1. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы.- М.: Просвещение, 1991.- 174 с.


2. Бахан Э.С. Организация учебного процесса/ Э.С.Бахан // Завуч.- 1999.- № 4


3. Блонский Б.Б. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1979.- 304 с.

4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А.Болотов // Педагогика. – 2003. – № 10.

5. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1990.- 176 с.


6. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…»- М.: Просвещение, 1990.- 208с.


7. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.- М.: Просвещение,1988.- 173с.


8. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования / С.Б. Серякова // Пед. образование и наука : науч. - метод. журн. - 2004. - N1. - С. 32-35

9. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении.- Саратов: Научная книга, 2007. - 37с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!