СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередующиеся безударные гласные в корне (задание В2)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся безударные гласные в корне (задание В2)»

Чередующиеся безударные гласные в корне (задание В2) Истомина О.Ю. Место работы: СОШ №2 г.Белоярский Должность: учитель русского языка и литературы

Чередующиеся безударные гласные в корне (задание В2)

Истомина О.Ю.

Место работы: СОШ №2 г.Белоярский

Должность: учитель русского языка и литературы

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ № 1. Голубые масленые волны бродили по полю. Это цвёл лен. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон. (Ю.Коваль) упирался Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –А-.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 1. Голубые масленые волны бродили по полю. Это цвёл лен. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон. (Ю.Коваль)

упирался

Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –А-.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ № 2. Повернувшись к столу, Аким вновь склонился над бумагой. Он записывал свои впечатления в дневник. (М.Алексеев) склонился Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 2. Повернувшись к столу, Аким вновь склонился над бумагой. Он записывал свои впечатления в дневник. (М.Алексеев)

склонился

Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ № 3. Сады висели и над головой, на крышах зданий, защищённые от непогоды прозрачными раздвижными куполами. В промежутках между окнами, которые перепоясывали здания блестящими лентами, тоже была зелень: вьющиеся растения цеплялись за камни и бетон. (Е.Велтистов) растения Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной(-ых) на конце корня.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 3. Сады висели и над головой, на крышах зданий, защищённые от непогоды прозрачными раздвижными куполами. В промежутках между окнами, которые перепоясывали здания блестящими лентами, тоже была зелень: вьющиеся растения цеплялись за камни и бетон. (Е.Велтистов)

растения

Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной(-ых) на конце корня.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ № 4. Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая п ервыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки. (Ю.Коваль) Горела Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 4. Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт. Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая п ервыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки. (Ю.Коваль)

Горела

Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ № 5. Стремительно Пётр вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. (А.Толстой) озарённых Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 5. Стремительно Пётр вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. (А.Толстой)

озарённых

Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ № 6. Суетливо шаркая валенками, сторож побежал вперед, зажигая свет на нашем пути. (Л.Платов) зажигая Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия/ отсутствия суффикса –А-.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 6. Суетливо шаркая валенками, сторож побежал вперед, зажигая свет на нашем пути. (Л.Платов)

зажигая

Найдите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия/ отсутствия суффикса –А-.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 7. Окно из комнаты Федина выходило на террасу над морем. Во время штормов плетёные кресла с террасы сваливали в кучу около этого окна, чтобы они не намокали от брызг. На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом. Псы подвывали от желания попасть в его освещенную и теплую комнату. (К.Паустовский) намокали Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от лексического значения.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 7. Окно из комнаты Федина выходило на террасу над морем. Во время штормов плетёные кресла с террасы сваливали в кучу около этого окна, чтобы они не намокали от брызг. На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом. Псы подвывали от желания попасть в его освещенную и теплую комнату. (К.Паустовский)

намокали

Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от лексического значения.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 8. Дверь отворилась, и в комнату, прихрамывая, вошел молодой человек небольшого роста, но очень коренастый, в плотно облегавшем морском кителе. Смуглая кожа, с чуть проступавшим под ней румянцем, была туго натянута на могучих, как бы каменных, скулах. Казалось, они подпирают снизу глаза и делают прищур их еще более узким. (Л.Платов) отворилась Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 8. Дверь отворилась, и в комнату, прихрамывая, вошел молодой человек небольшого роста, но очень коренастый, в плотно облегавшем морском кителе. Смуглая кожа, с чуть проступавшим под ней румянцем, была туго натянута на могучих, как бы каменных, скулах. Казалось, они подпирают снизу глаза и делают прищур их еще более узким. (Л.Платов)

отворилась

Найдите слово с безударной чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ   № 9. И вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. Полёвка камнем полетела вниз. И тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах.(Е.Носов)   сложив Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 9. И вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. Полёвка камнем полетела вниз. И тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах.(Е.Носов)

сложив

Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 10. Хватая с дороги подмёрзшие комья снега, я кидал их в моего преследователя и мчался за ним изо всех сил, словно хотел догнать. Волк удирал во все лопатки. Он сбежал с дороги, миновал кювет. Я – тоже. Он рванул по полю, по твердому насту. Я – за ним и только тогда остановился, когда серый исчез в лесу. (В.Свинцов) удирал Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса -А-:

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 10. Хватая с дороги подмёрзшие комья снега, я кидал их в моего преследователя и мчался за ним изо всех сил, словно хотел догнать. Волк удирал во все лопатки. Он сбежал с дороги, миновал кювет. Я – тоже. Он рванул по полю, по твердому насту. Я – за ним и только тогда остановился, когда серый исчез в лесу. (В.Свинцов)

удирал

Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса -А-:

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 11. Грохотом падающих деревьев всколыхнулась гарь. Шум возрастал, надвигался на нас всё громче, яснее. Казалось, огромное стадо слонов бежало через гарь, сбивая и ломая по пути деревья.(Г.Федосеев) возрастал Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласных на конце корня.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 11. Грохотом падающих деревьев всколыхнулась гарь. Шум возрастал, надвигался на нас всё громче, яснее. Казалось, огромное стадо слонов бежало через гарь, сбивая и ломая по пути деревья.(Г.Федосеев)

возрастал

Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласных на конце корня.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 12. Танк командира роты миновал низину, проскочил березовую рощу и поравнялся с косогором, заросшим развесистыми, кудрявыми соснами. Кольцов невольно повернул голову в сторону косогора. (А.Беляев) поравнялся Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от лексического значения.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 12. Танк командира роты миновал низину, проскочил березовую рощу и поравнялся с косогором, заросшим развесистыми, кудрявыми соснами. Кольцов невольно повернул голову в сторону косогора. (А.Беляев)

поравнялся

Найдите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от лексического значения.

ВОПРОС ТЕОРИЯ ОТВЕТ   № 13. Барс прижал уши и замахнулся на собаку лапой, злобно оскалившись. Но та залаяла еще громче, с визгом, как бы прося защиты. Вдруг серой тенью зверь мелькнул вниз. Но собака отскочила в сторону еще быстрее и барс промахнулся. Он не погнался за собакой, а вернулся обратно к барсятам. (М.Зверев)   отскочила Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ВОПРОС

ТЕОРИЯ

ОТВЕТ

№ 13. Барс прижал уши и замахнулся на собаку лапой, злобно оскалившись. Но та залаяла еще громче, с визгом, как бы прося защиты. Вдруг серой тенью зверь мелькнул вниз. Но собака отскочила в сторону еще быстрее и барс промахнулся. Он не погнался за собакой, а вернулся обратно к барсятам. (М.Зверев)

отскочила

Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 14. Деревня, казалось, еще спала. На улице ни души, все ворота заперты, собаки и те не лаяли. (А.Рыбаков) заперты Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 14. Деревня, казалось, еще спала. На улице ни души, все ворота заперты, собаки и те не лаяли. (А.Рыбаков)

заперты

Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 15. В парке мы остановились возле скамейки, с двух сторон сжатой кустами сирени. Рядом росла рябина с красно-коричневой блестящей корой и обильными гроздьями красных ягод, и крушина с чёрно-синими жиденькими гроздьями. (С.Пономарёва, Н.Пономарёв) блестящей Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 15. В парке мы остановились возле скамейки, с двух сторон сжатой кустами сирени. Рядом росла рябина с красно-коричневой блестящей корой и обильными гроздьями красных ягод, и крушина с чёрно-синими жиденькими гроздьями. (С.Пономарёва, Н.Пономарёв)

блестящей

Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 16. Позади остаются заросшие кручи правого берега, уткнувшаяся в небо колокольня Лавры, железнодорожный мост. Берега отступают, словно приседают, и укутываются мелкой порослью лозняка. (Н.Дубов) порослью Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 16. Позади остаются заросшие кручи правого берега, уткнувшаяся в небо колокольня Лавры, железнодорожный мост. Берега отступают, словно приседают, и укутываются мелкой порослью лозняка. (Н.Дубов)

порослью

Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 17. Утро разгоралось всё ярче и роскошнее. Длинные облака, лежавшие над горизонтом, поднялись выше, распушились, округлились и, сверкая белизной, тихо плыли по краю голубого неба, как белогрудые фрегаты. Море искрилось и блистало тысячами солнечных зайчиков.  (В.Тренев) блистало Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 17. Утро разгоралось всё ярче и роскошнее. Длинные облака, лежавшие над горизонтом, поднялись выше, распушились, округлились и, сверкая белизной, тихо плыли по краю голубого неба, как белогрудые фрегаты. Море искрилось и блистало тысячами солнечных зайчиков. (В.Тренев)

блистало

Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 18. Крупные следы, найденные Аманчиным среди других, говорили о том, что в стаде находится белый марал. Два гонца поскакали в долину, а старый охотник до самой ночи пробирался по свежему следу, оставляя на своем пути разные отметки.(М.Зверев) поскакали Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 18. Крупные следы, найденные Аманчиным среди других, говорили о том, что в стаде находится белый марал. Два гонца поскакали в долину, а старый охотник до самой ночи пробирался по свежему следу, оставляя на своем пути разные отметки.(М.Зверев)

поскакали

Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 19. Далеко внизу к подножью гор подходила равнина. На многие десятки километров она тянулась к западу, исчезая в далекой дымке. Казалось, что там степь соприкасается с небом. Справа виднелись снежные вершины гор. (М.Зверев) соприкасается Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 19. Далеко внизу к подножью гор подходила равнина. На многие десятки километров она тянулась к западу, исчезая в далекой дымке. Казалось, что там степь соприкасается с небом. Справа виднелись снежные вершины гор. (М.Зверев)

соприкасается

Найдите в тексте слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия или отсутствия суффикса -А-.

ТЕОРИЯ ВОПРОС ОТВЕТ  № 20. Наступила глубокая осень, пора добычи пушного зверя. Оделись в белые шубы леса, полегли травы под мягкими одеялами, выстроченными лапками зайцев, лисиц, куниц, белок, горностаев. Яков Тимофеевич съездил в Глухариное стойбище и привёз из своего колхоза выращенных в питомнике двух собак - лаек Звонкого и Стрелу, пополнил боеприпасы. (В.Савин)   выращенных Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

ТЕОРИЯ

ВОПРОС

ОТВЕТ

№ 20. Наступила глубокая осень, пора добычи пушного зверя. Оделись в белые шубы леса, полегли травы под мягкими одеялами, выстроченными лапками зайцев, лисиц, куниц, белок, горностаев. Яков Тимофеевич съездил в Глухариное стойбище и привёз из своего колхоза выращенных в питомнике двух собак - лаек Звонкого и Стрелу, пополнил боеприпасы. (В.Савин)

выращенных

Найдите в тексте слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной на конце корня.

-м а к-// -м о к- -р а вн-//-р о вн-

а к-// -м о к-

а вн-//-р о вн-

-г о р-//-г а р- -з о р-//-з а р- -кл о н-//-кл а н- -тв о р-//-тв а р-

о р-//-г а р-

о р-//-з а р-

-кл о н-//-кл а н-

-тв о р-//-тв а р-

-р а ст -//-р а щ -//-р о с - -ск а к-//-ск о ч- -л а г-//-л о ж-

а ст -//-р а щ -//-р о с -

-ск а к-//-ск о ч-

а г-//-л о ж-

Источники основного содержания   Использованы авторские тесты, созданные на основе фрагментов из художественных произведений: 1 – Ю.Коваль «По лесной дороге». 2– М.Алексеев «Грозное лето». 3 – Е.Велтистов «Электроник - мальчик из чемодана». 4 – Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». 5 – А.Толстой «Пётр Первый». 6 – Л.Платов «Страна Семи Трав». 7 – К.Паустовский «Как будто пустяки». 8 – Л.Платов «Архипелаг исчезающих островов». 9 – Е.Носов «Разбой на большой дороге». 10 – В.Свинцов «Я и волк». 11 – Г.Федосеев «Злой дух Ямбуя». 12 – А.Беляев «Взлётная полоса». 13, 18 – М.Зверев «Ущелье барсов». 14 – А.Рыбаков «Кортик». 15 – С.Пономарёва, Н.Пономарёв «Фото на развалинах». 16 – Н.Дубов «Мальчик у моря». 17 – А.Тренёв «Бриг «Меркурий»». 19 – М.Зверев «Там, где белеют палатки юннатов». 20 – В.Савин «Прошу к нашему шалашу».

Источники основного содержания

Использованы авторские тесты, созданные на основе фрагментов из художественных произведений:

1 – Ю.Коваль «По лесной дороге».

2– М.Алексеев «Грозное лето».

3 – Е.Велтистов «Электроник - мальчик из чемодана».

4 – Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами».

5 – А.Толстой «Пётр Первый».

6 – Л.Платов «Страна Семи Трав».

7 – К.Паустовский «Как будто пустяки».

8 – Л.Платов «Архипелаг исчезающих островов».

9 – Е.Носов «Разбой на большой дороге».

10 – В.Свинцов «Я и волк».

11 – Г.Федосеев «Злой дух Ямбуя».

12 – А.Беляев «Взлётная полоса».

13, 18 – М.Зверев «Ущелье барсов».

14 – А.Рыбаков «Кортик».

15 – С.Пономарёва, Н.Пономарёв «Фото на развалинах».

16 – Н.Дубов «Мальчик у моря».

17 – А.Тренёв «Бриг «Меркурий»».

19 – М.Зверев «Там, где белеют палатки юннатов».

20 – В.Савин «Прошу к нашему шалашу».

Иллюстрации Лён http://landingaday.files.wordpress.com/2010/03/flax_flowers_good_big.jpg?w=560&h=747 Пётр  I http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/961329 Волк  http://www.rusnovosti.ru/upload/contents/312/volk-1.jpg Барс http://s60.radikal.ru/i169/1004/70/cc19f030feaa.jpg Цыплёнок  http://im0-tub.yandex.net/i?id=414603607-16-72

Иллюстрации

Лён http://landingaday.files.wordpress.com/2010/03/flax_flowers_good_big.jpg?w=560&h=747

Пётр I http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/961329

Волк http://www.rusnovosti.ru/upload/contents/312/volk-1.jpg

Барс http://s60.radikal.ru/i169/1004/70/cc19f030feaa.jpg

Цыплёнок http://im0-tub.yandex.net/i?id=414603607-16-72


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!