СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Человек в группе».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНОГО  УРОКА

 

Цель урока: Способствовать формированию представлений   взаимоотношений человека с другими людьми

Методы:  частично-поисковый.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Технология: проблемное обучение

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

  1. Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

 

 

II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.)

1. Обозначение темы урока

Вводное слово:

Средства: чтение притчы

Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду, и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тонкая. Пришелец совершенно растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну, хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите – вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухали! А вы смеетесь над моей худой шеей!»

Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревни похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в своем уродстве было невозможно.

Вводная беседа:

- Как вы поняли смысл притчи?

- Сформулируйте и запишите тему урока

2. Создание проблемной ситуации:

а) Организует диалог с учащимися по вопросам:

  Почему люди в древности не могли жить в одиночку?

  В какие группы они объединялись?

 б) аналитическая беседа (обсуждение):

- В наше время люди объединяются в группы?

-Можно ли  входить в разные группы одновременно?

- Зачем они стали объединяться в группы?

- Как  можно сформулировать главный вопрос урока? (Какой возникает вопрос?)

-Что дает человеку группа?

Главный вопрос урока:

в) Выдвижение гипотез (Человек жить  и развиваться вне общества не может. Только в группе подросток проявляет свои способности и таланты)

- На какие вопросы нам необходимо найти ответы на уроке, чтобы  подтвердить или опровергнут выдвинутые предположения?

(Какие  бывают  группы? Как формируются группы?  Что  общего у той или иной группы?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Запись в тетрадь

 

 

Фронтально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы

 

 

 

Запись на доске

 

III.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 мин.)

 

  1. 1. Какие бывают группы

Тема, которую мы сейчас рассматриваем,  очень актуальна для вас. Как важно , проснувшись рано утром, вспомнить, что очень скоро вас ожидает встреча с теми, кто вам близок и интересен. Тогда и настроение бодрое, и хочется с удовольствием выполнять все, что необходимо. И наоборот…

 

Задание: прочитайте п.1 &7 на с. 58-59 учебника, назовите группы, в которые вы входите и ваши родные, знакомые. Составьте схему.

 

(проверка выполнения задания)

 

 

 

Обобщение, вывод: Итак, вы определили в какие группы вы входите. Какой вывод мы можем сделать? Что такое группа? Что общего  у той или иной группы?

-Скажите, а может ли человек жить вне общества?

(ведется  обсуждение произведений  «Маугли» и «Робинзон Крузо»

Физминутка

(Ученики за учителем повторяют движения)

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

 А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

 

  1. Группы, которые мы выбираем

-Как же мы попадаем в группу?

Задание:  определите пути формирования групп, охарактеризуйте этот процесс. Работу составьте в виде схемы

(проверка выполнения задания)

 

-И так, мы определили пути формирования групп, а теперь попытаемся узнать, что дает нам группа?

 

Проблемное задание:

Представьте, что мы находимся на заседании дискуссионного клуба на тему «Человек в группе». В ходе обсуждения определились две точки зрения: 1) группа подавляет личность и способности человека; 2) только в группе человек проявляет свои способности и таланты.

Вам необходимо присоединиться к той или иной группе в зависимости от вашего мнения. Свою позицию аргументируйте.

(Во время выполнения задания на доске записываются аргументы «за» и «против»).

 

Задание: Теперь ответьте на вопросы на с. 60 учебника, заполните таблицу:

Чему научила группа

Чему я научил(а) группу

 

 

 

(проверка выполнения задания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменно в тетрадях составляют схему

1-2 человека устно

 

 

Обсуждение вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменно в тетрадях составляют схему

 

 

 

 

 

 

Групповая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменно в тетрадях

 

 

 

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Практические методы: упражнения на применение новых знаний стр. 66 задание № 3 из рубрики «В классе и дома»

 Устно

 

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Повторительно-обобщающая беседа  

Вывод: Человек может жить и развиваться только в обществе. Каждый человек входит в ту или иную группу.

 

 

 

Рефлексия.

«Карта настроения» 

У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.                                                             

 

 

Учащиеся подтверждают свою гипотезу 

 

 

Ребёнок отмечает свое настроение

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Человек в группе»

Человек в группе

Человек в группе

Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему.

Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему.

 Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. Сын (дочь) Брат (сестра) Внук (внучка) Семья Племянник (племянница) Бабушка (дедушка) Мама (папа)

Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему.

Сын (дочь)

Брат (сестра)

Внук (внучка)

Семья

Племянник (племянница)

Бабушка (дедушка)

Мама (папа)

Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе «семья» Групп, объединяющих людей множество. У каждой группы есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников. Каждый человек может входить одновременно в несколько разных групп.
  • Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе «семья»
  • Групп, объединяющих людей множество.
  • У каждой группы есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников.
  • Каждый человек может входить одновременно в несколько разных групп.
Кто может быть лидером?

Кто может быть лидером?

Кто может быть лидером? Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения.

Кто может быть лидером?

  • Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения.
В каждой группе есть свои роли. Какими качествами отличается от других лидер группы? Кто становится лидером и почему? Лидер – человек, который берет руководство группой на себя. Он помогает другим членам группы, дает полезные советы, ведет их за собой. Настоящий лидер никогда не противопоставляет себя окружающим во имя личных интересов.

В каждой группе есть свои роли. Какими качествами отличается от других лидер группы? Кто становится лидером и почему?

Лидер – человек, который берет руководство группой на себя. Он помогает другим членам группы, дает полезные советы, ведет их за собой.

Настоящий лидер никогда не противопоставляет себя окружающим во имя личных интересов.

Чем отличается назначенный лидер от лидера, избранного самой группой? Всегда ли лидер положительно влияет на группу?
  • Чем отличается назначенный лидер от лидера, избранного самой группой?
  • Всегда ли лидер положительно влияет на группу?
Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы. Объясни, чем назначенный лидер отличается от лидера, избранного группой. Предположи, всегда ли лидер положительно влияет на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами.
  • Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы.
  • Объясни, чем назначенный лидер отличается от лидера, избранного группой.
  • Предположи, всегда ли лидер положительно влияет на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами.

1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим… Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать. Положительно А. Гайдар «Тимур и его команда». Отрицательно – Гитлер, Наполеон
  • 1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим…
  • Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать.
  • Положительно А. Гайдар «Тимур и его команда».

Отрицательно – Гитлер, Наполеон

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определенные правила. Они отличают данную группу от других. Правила, по которым живет группа, называют словом «нормы».
  • В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определенные правила. Они отличают данную группу от других.
  • Правила, по которым живет группа, называют словом «нормы».
Что такое правила? Какие правила ты знаешь? Почему правила необходимо выполнять? Что такое нормы?
  • Что такое правила?
  • Какие правила ты знаешь?
  • Почему правила необходимо выполнять?
  • Что такое нормы?
Групповые нормы – правила, по которым живет группа. Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться цели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берется. Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его .

Групповые нормы

правила, по которым живет группа.

  • Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться цели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берется.

Групповые нормы - это совокупность правил, рекомендаций и требований, которые устанавливает коллектив для построения взаимоотношений, взаимодействия и общения внутри и вне его .

Санкции – различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), которые являются средством поддержки групповых норм.
  • Санкции – различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки), которые являются средством поддержки групповых норм.

Какими способами группа может поддерживать установленные правила? Приведи примеры.

Какими способами группа может поддерживать установленные правила? Приведи примеры.

Санкции –– средства охраны групповых норм.  Способы порицания Способы поощрения  (наказания)  (поддержки)  Предупреждение Благодарность выговор аплодисменты нелестное прозвище поддержка высмеивание ответственные поручения отказ от общения премии бойкот памятные подарки исключение из группы

Санкции –– средства охраны групповых норм.

Способы порицания Способы поощрения

(наказания) (поддержки)

Предупреждение Благодарность

выговор аплодисменты

нелестное прозвище поддержка

высмеивание ответственные поручения

отказ от общения премии

бойкот памятные подарки

исключение из группы

За нарушение правил человека могут исключить из группы. Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека. Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем. Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.
  • За нарушение правил человека могут исключить из группы.
  • Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека.
  • Ответственность за собственное поведение человека в любой группе всегда лежит на нем.
  • Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.
Большие группы Количество участников Малые группы Признаки, по которым могут объединять людей Роль, которую они играют в обществе

Большие группы

Количество участников

Малые группы

Признаки, по которым могут объединять людей

Роль, которую они играют в обществе

Заполни таблицу, указав, в каких социальных группах ты состоишь, какие исполняешь роли, какими статусами наделен.  Социальная группа Моя социальная роль Мой социальный статус

Заполни таблицу, указав, в каких социальных группах ты состоишь, какие исполняешь роли, какими статусами наделен.

Социальная группа

Моя социальная роль

Мой социальный статус

Какие признаки характерны только для межличностных отношений ? 1. Взаимный (обоюдный) характер 2. Устойчивость во времени 3. Непосредственный контакт 4. Эмоциональность

Какие признаки характерны только для межличностных отношений ?

1. Взаимный (обоюдный) характер

2. Устойчивость во времени

3. Непосредственный контакт

4. Эмоциональность

1.Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность 2.Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию 3.Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки 4.Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными  Прочитайте приведенный текст, каждое предложение в котором пронумеровано. Определите, какие предложения текста являются: а) установленными фактами. б) мнением, оценочным суждением

1.Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность

2.Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию

3.Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки

4.Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными

Прочитайте приведенный текст, каждое предложение в котором пронумеровано. Определите, какие предложения текста являются:

а) установленными фактами.

б) мнением, оценочным суждением

 Приведите не менее трех примеров групповых норм, характерных для неформальной группы приятелей-одноклассников.

Приведите не менее трех примеров групповых норм, характерных для неформальной группы приятелей-одноклассников.

1.Взаимность, 2. Относительная малочисленность, 3. Общие интересы, 4. Групповые нормы, 5. Групповые санкции, 6. Принадлежность определяется полом участника   Вам приводится список терминов. Все они, за исключением одного , имеют отношение к малым группам. Укажите термин, который «выпадает» из этого перечня .

1.Взаимность,

2. Относительная малочисленность,

3. Общие интересы,

4. Групповые нормы,

5. Групповые санкции,

6. Принадлежность определяется полом участника

Вам приводится список терминов. Все они, за исключением одного , имеют отношение к малым группам. Укажите термин, который «выпадает» из этого перечня .

 Составьте план устного выступления на одну из тем  Моя семья – малая группа Как групповые нормы влияют на функционирование и развитие группы Роли и статусы личности в группе В какие группы входит типичный ученик 6 класса Что такое групповые нормы и санкции.

Составьте план устного выступления на одну из тем

  • Моя семья – малая группа
  • Как групповые нормы влияют на функционирование и развитие группы
  • Роли и статусы личности в группе
  • В какие группы входит типичный ученик 6 класса
  • Что такое групповые нормы и санкции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!