Урок №78
30.03.2021
6-Б класс
Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова.
Цели урока: Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Рубцова;
- показать связь «тихой лирики» с литературной традицией;
- дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути,
- осветить роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века;
- совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Рубцова;
- отработать навыки художественного чтения поэтического произведения;
- развивать навыки работы с литературой, составления краткого плана конспекта лекций учителя.;
- развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, своему краю, патриотизм.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к увиденному и прочитанному.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.
Познавательные: выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.
Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Предметные: умение строить монологическое высказывание, отвечать на поставленные вопросы, извлекать и структурировать информацию.
Оборудование: сборник стихотворений Николая Рубцова; портрет Н.М.Рубцова;
Ход урока
Организационный момент урока.
1.Создание эмоционального настроения.
- 1962 год. Жаркий летний день.
В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством.
– Я стихи хочу вам показать (поэт Станислав Куняев). Взял стихи и начал читать:
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
- Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждой избою и тучей,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
- Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.
- Как вас зовут?
- Николай Михайлович Рубцов.
Так зажглась новая звезда на небосклоне русской поэзии.
- Откройте тетради, запишите дату и тему урока
II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
А с чем у вас ассоциируется слово «звезда?»
Создание ассоциативного кластера
ИДЕАЛ
КРАСОТА
СЛАВА
ЗАЩИТА
ПУТЬ
МЕЧТА
Поставьте цели урока.
- к концу урока мы должны:
Знать: как через средства выразительности автор передаёт своё отношение к родине;
Определять средства выразительности в стихотворении; находить ключевые слова и образы в стихотворении; выразительно читать стихотворение.
Работа по теме урока.
1.Рассказ учителя. Изучение нового материала.
- Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии» «шестидесятников» возникает «тихая лирика». Нового движения придерживались Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин и другие. Они сосредоточили свое внимание на душевных состояниях человека, на нюансах переживаний, на поисках «истоков» «корней», традиций.
Одна из ярких фигур «тихой лирики» — Николай Рубцов (1936—1971). За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник — «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме.
Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...».
Попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.
Необычен и подчас неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Тот самый мир, где мы живем, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, мир, о котором не всегда задумываемся.
В атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышенна. Здесь господствует не тоска, с её утомительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает и остаются один на один человек и мир.
Около трех десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.Лобзов, который в стихах почувствовал «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». «Сколько обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт до сих пор потрясает «глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».
Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли… И чем полнее открывается перед нами поэтический мир поэта, тем острее с годами становится чувство утраты. Замечательные песни напеваем мы: «Букет» А.Барыкина, «Облетели листья с тополей» В.Салтыкова, «Молитва», «В горнице» А.Морозова и многие другие
(прослушивание песни «В горнице» в исполнении А.Морозова)
2. Подготовка к восприятию стихотворения. Обсуждение.
Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. («Звезда полей»)
Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да)
О чем?
3. Первичное чтение. Анализ прочитанного.
Понравилось вам стихотворение?
Какое настроение вызвало оно у вас?
Это стихотворение Рубцов написал в 1964 году. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи.
Словарная работа
А какие слова вам незнакомы?
Кто знает значение этих слов?
Где можно найти лексическое значение незнакомых слов? (В “Толковом словаре”)
Полынья - незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
4. Физкультминутка
5. Выразительное чтение стихотворения.
Обратите внимание на знаки препинания, расставить логические ударения, выделить паузы.
Тема стихотворения:
Идея стихотворения:
Николай Рубцов прожил короткую жизнь, не успев не только опубликовать, но даже записать все произведения, которые родились у него в голове. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Рубцова, чем и объясняется значительный интерес читателей к личности поэта.
6. Анализ стихотворения.
- Некоторые произведения часто хочется перечитать ещё раз. Это стихотворение такое же. Почему возникает желание всмотреться в него? (Чтобы ещё раз пережить эти состояния, чтобы понять, как, какими средствами поэт рисует картины и вызывает у читателя чувства.
- Сейчас мы попробуем найти средства выразительности в этом стихотворении.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Особенности поэзии Н. М. Рубцова:
1. Образ России раскрывается через образ малой родины.
2. Тесная связь человека и природы.
3. Лирика носит философский характер.
4. Лирический герой находится в постоянном поиске некоего мига гармонии с миром, родиной, людьми, живущими и жившими на земле.
5. В творчестве поэта прослеживаются традиции русской классической поэзии (Тютчев, Лермонтов, Блок, Есенин).
6. Музыкальность стиха.
- Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в
начале урока?
V. Комментированное выставление отметок. Заполнение листов самооценки.
VI. Домашнее задание
Сегодня домашнее задание состоит из трех частей.
Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова выразительно, передавая чувства и мысли поэта.
Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.
По желанию. В школьной библиотеке найдите и прочитайте другие стихи Рубцова.
Дополнительный материал к уроку.
Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края. Главные его образы – звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынь сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь, а все вокруг спит.
Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило, которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без понимания символического значения трудно правильно растолковать смысл стихотворения.
Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит успокоение для всех «жителей земли», посылая лучи дальним городам. И еще больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. В этом признании выражается и главная мысль: «и счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей».
В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живет в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.
Композиция
Разбор произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение делится на четыре катрена.
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поднимается вечная тема, в некоторых строках ощущается грусть лирического героя за Родиной. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.
Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.
Преобладают в стихотворении метафоры: ««звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при помощи эпитетов: «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче». В некоторых строках использована антитеза, созданная на основе контекстуальных синонимов: звезда-мгла; «тревожные жители» – «приветливый луч».
Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчеркиваются при помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные. Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.