СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и природа в "тихой" лирике Н.М. Рубцова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди, прочитав его стихи, начинают чувствовать себя другими,они слышат свою душу как песню, в которой не только грусть, но и красота, надежда. Жизнь меняется, но, к счастью,основные ценности остаются прежними:человеческое общение, духовность, вера...  Способствует этому поэзия Николая Рубцова.

Просмотр содержимого документа
«Человек и природа в "тихой" лирике Н.М. Рубцова»

Урок №78

30.03.2021

6-Б класс

Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова.

Цели урока: Цели урока:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Рубцова;

- показать связь «тихой лирики» с литературной традицией;

- дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути,

- осветить роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века;

- совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Рубцова;

- отработать навыки художественного чтения поэтического произведения;

- развивать навыки работы с литературой, составления краткого плана конспекта лекций учителя.;

- развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, своему краю, патриотизм.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к увиденному и прочитанному.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Познавательные: выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Предметные: умение строить монологическое высказывание, отвечать на поставленные вопросы, извлекать и структурировать информацию.

Оборудование: сборник стихотворений Николая Рубцова; портрет Н.М.Рубцова;


Ход урока

  1. Организационный момент урока.

1.Создание эмоционального настроения.



- 1962 год. Жаркий летний день.

В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством.

– Я стихи хочу вам показать (поэт Станислав Куняев). Взял стихи и начал читать:



Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…


- Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучей,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.


- Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

- Как вас зовут?

- Николай Михайлович Рубцов.

Так зажглась новая звезда на небосклоне русской поэзии.

- Откройте тетради, запишите дату и тему урока

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

А с чем у вас ассоциируется слово «звезда?»

Создание ассоциативного кластера

ИДЕАЛ

КРАСОТА

СЛАВА

ЗАЩИТА

ПУТЬ

МЕЧТА

Поставьте цели урока.

- к концу урока мы должны:

Знать: как через средства выразительности автор передаёт своё отношение к родине;

Определять средства выразительности в стихотворении; находить ключевые слова и образы в стихотворении; выразительно читать стихотворение.

  1. Работа по теме урока.

1.Рассказ учителя. Изучение нового материала.

Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии» «шестидесятников» возникает «тихая лирика». Нового движения придерживались Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин и другие. Они сосредоточили свое внимание на душевных состояниях человека, на нюансах переживаний, на поисках «истоков» «корней», традиций.

Одна из ярких фигур «тихой лирики» — Николай Рубцов (1936—1971). За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник — «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме.

Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...».

Попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.

Необычен и подчас неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Тот самый мир, где мы живем, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, мир, о котором не всегда задумываемся.

В атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышенна. Здесь господствует не тоска, с её утомительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает и остаются один на один человек и мир.

Около трех десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.Лобзов, который в стихах почувствовал «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». «Сколько обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт до сих пор потрясает «глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».

Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли… И чем полнее открывается перед нами поэтический мир поэта, тем острее с годами становится чувство утраты. Замечательные песни напеваем мы: «Букет» А.Барыкина, «Облетели листья с тополей» В.Салтыкова, «Молитва», «В горнице» А.Морозова и многие другие

(прослушивание песни «В горнице» в исполнении А.Морозова)


2. Подготовка к восприятию стихотворения. Обсуждение.

  • Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. («Звезда полей»)

  • Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да)

  • О чем? 

3. Первичное чтение. Анализ прочитанного.

  • Понравилось вам стихотворение?

  • Какое настроение вызвало оно у вас?

Это стихотворение Рубцов написал в 1964 году. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи.

Словарная работа

  • А какие слова вам незнакомы?

  • Кто знает значение этих слов?

  • Где можно найти лексическое значение незнакомых слов? (В “Толковом словаре”)

Полынья - незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

4. Физкультминутка

5. Выразительное чтение стихотворения.

Обратите внимание на знаки препинания, расставить логические ударения, выделить паузы.

Тема стихотворения:

Идея стихотворения:

Николай Рубцов прожил короткую жизнь, не успев не только опубликовать, но даже записать все произведения, которые родились у него в голове. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Рубцова, чем и объясняется значительный интерес читателей к личности поэта.

6. Анализ стихотворения.

- Некоторые произведения часто хочется перечитать ещё раз. Это стихотворение такое же. Почему возникает желание всмотреться в него? (Чтобы ещё раз пережить эти состояния, чтобы понять, как, какими средствами поэт рисует картины и вызывает у читателя чувства.

- Сейчас мы попробуем найти средства выразительности в этом стихотворении.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Особенности поэзии Н. М. Рубцова:

1. Образ России раскрывается через образ малой родины.

2. Тесная связь человека и природы.

3. Лирика носит философский характер.

4. Лирический герой находится в постоянном поиске некоего мига гармонии с миром, родиной, людьми, живущими и жившими на земле.

5. В творчестве поэта прослеживаются традиции русской классической поэзии (Тютчев, Лермонтов, Блок, Есенин).

6. Музыкальность стиха.

- Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в

начале урока?

V. Комментированное выставление отметок. Заполнение листов самооценки.

VI. Домашнее задание

Сегодня домашнее задание состоит из трех частей.

  • Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова выразительно, передавая чувства и мысли поэта.

  • Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.

  • По желанию. В школьной библиотеке найдите и прочитайте другие стихи Рубцова.



















Дополнительный материал к уроку.

Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края. Главные его образы – звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынь сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь, а все вокруг спит.

Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило, которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без понимания символического значения трудно правильно растолковать смысл стихотворения.

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит успокоение для всех «жителей земли», посылая лучи дальним городам. И еще больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. В этом признании выражается и главная мысль: «и счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей».

В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живет в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.

Композиция

Разбор произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение делится на четыре катрена.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поднимается вечная тема, в некоторых строках ощущается грусть лирического героя за Родиной. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.
Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: ««звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при помощи эпитетов: «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче». В некоторых строках использована антитеза, созданная на основе контекстуальных синонимов: звезда-мгла; «тревожные жители» – «приветливый луч».

Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчеркиваются при помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные. Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!