СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи 4 класс путешествие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Части речи 4 класс путешествие»

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»




Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку

«Ссора в городе Частиречинск»




Составила студентка 331 группы

Липина Виктория Валерьевна

МАОУ СОШ № 12, класс, каб. № 103

Дата проведения занятия: 18 октября 2022 г.

Смена 2 Номер урока 1

Начало урока 13:55

ФИО учителя школы:

Нутрихина Дарья Вадимовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению внеурочного занятия:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цели:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД

Содержательная: закрепить знания учащихся о частях речи

Задачи:

Предметные:

- обобщить знания об имени существительном и его признаках;

- обобщить знания об имени прилагательном и его признаках;

- закрепить знания о местоимениях и его признаках;

- Закрепить знания об имени числительном и его признаках.

Личностные:

- проявляют мотивацию к учебной деятельности;

- владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

Метапредметные:

Регулятивные:

- учить осуществлять контроль и оценку учебных действий;

- уметь выбирать стратегию решения задач;

Познавательные:

- формировать умение работать с информацией, представленной в виде текста;

- К оммуникативные:

- учить участвовать в учебном диалоге;

- развивать умение взаимодействовать с учителем;

- учить формулировать свои мысли.


Оборудование:

У учителя: проектор

У учащихся:

Образовательные ресурсы:

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/02/11/urok-proekt-russkogo-yazyka-pasport-imeni

2. https://infourok.ru/konspekt-urokaputeshestviya-po-russkomu-yaziku-chasti-rechi-klass-3806021.html




Ход внеурочного занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Виктория Валерьевна и сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по русскому языку.

- Улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

- Ребята, вы знаете, что такое клад? Вы бы хотели найти клад?

- Верно, но на земле есть вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами становится всё больше и больше - это знания.

- А почему знания - это настоящий клад?

- Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними справимся.

- Слушают и приветствуют друг друга


- Клад-это богатство


- Знания помогут в дальнейшем будущем.



Личностные:

-Организовать направленное внимание на начало урока

-Замотивировать к учебной деятельности

Основной

- Посмотрите на слайд, что вы видите перед собой?

- Давайте попробуем его отгадать?

- Давайте, объясним, как у нас это получилось

- Верно, части речи. А какие части речи вы уже изучили?

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какую задачу поставим перед собой?

- Наше занятие с вами называется «Ссора в городе Частиречинск». Предположите почему такое название города?

- Сейчас с вами послушаем лингвистическую сказку и попробуем ответить на этот вопрос.

- Вы знаете, что такое лингвистическая сказка?

-Давайте, кто-нибудь нам ее прочитает, остальные внимательно слушают.

В городе Частиречинск жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому как без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное на это восклицает: Нет, я важнее, потому что я самая красивая. Возражает всем Глагол: А как вы предложение составите без меня? Признаками лишь или предметом? И местоимение тут как тут: «А как же вы расскажете про себя и про других людей?», но Числительному тоже не хотелось молчать: «Вообще, если б не я, вы бы никогда ничего не посчитали!» Все гордо разошлись по своим домам.

- Ребята, что мы узнали из сказки?

- А почему? А кто же из них все таки важнее?


-Ребята, давайте попробуем их помирить? Как вы думаете у нас получится?

- Значит, нам нужно выполнить разные задания, чтобы Части Речи больше никогда не ссорились, а для этого мы отправимся в город Частиречинск.

- Отправляемся с вами в город, но перед нами закрыты двери, нужно пройти проверку.

Задание №1 «Разминка»

-Сейчас я задам несколько вопросов, отвечаем по поднятой руке.

-Какая часть речи отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет.

-Какая часть речи обозначает признак предмета?

-Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его?

-Какая часть речи обозначает действие предмета?

-Какая часть речи поможет нам посчитать предметы?

-Отлично! Дверь в город открыта, вспомнили с вами определения частей речи можно двигаться дальше.

-Перед нами дом имени существительного, чтобы попасть к нему и уговорить его помириться придется постараться.

Задание № 2 «Назови одним словом»

-На столах карточки, каждый сам вписывает слова, затем выполним взаимопроверку.

Болтливый человек — ... (болтун).

Ленивый человек — ... (лентяй).

Храбрый человек — ... (храбрец).

Мудрый человек — ... (мудрец).

Богатый человек — ... (богач).

Грубый человек — ... (грубиян).

Сильный человек — ... (силач).

Веселый человек — ... (весельчак).

Смелый – … (смельчак)

Добрый - … (добряк)

- Возникли ли у кого-то ошибки? Почему?

-Можем сказать, что сделали один шаг к примирению существительного и прилагательного.

Задание № 3

- А сейчас надо вспомнить все признаки существительного. Для этого нам нужно разгадать кроссворд.

- На столах у вас уже лежат карточки с кроссвордами и вопросами. Решаем кроссворд в парах затем сверим ответы.

- По горизонтали:

2. Кот, стол, Иван, табурет, кофе, стул, волк. Все эти слова принадлежат к одному роду, дайте его название.

5. Грамматическая или лексико-грамматическая категория имени существительного. Иначе она называется "активная".

6. Категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения.

8. Главный член предложения, обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.

По вертикали:

1. Грамматическая категория, выражающая количественную характеристику предмета.

3. Словоизменение существительного. Обычно под данным термином подразумевается словоизменение по грамматическим категориям числа и падежа.

4. Если существительное в предложении выражено сказуемом, то оно будет стоять в том же падеже, что и подлежащее. Дайте название падежа.

7. Способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.


-Какие знания нам пригодились для выполнения этого задания?

Задание № 4

- Вот мы с вами и у прилагательного. Прилагательное тоже нам подготовило задание: найди прилагательные и подчеркни их, как второстепенный член предложения.

- Каким второстепенным членом может быть прилагательное?

Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

- Молодцы! Идем дальше.

ФИЗМИНУТКА

-Если слово отвечает

На вопросы «Кто?» и «Что?»

То мы дружно приседаем,

Чтоб не видел нас никто.

Прилагательным в ответ

Мы рукой помашем вслед.

А когда глагол услышим,

Сесть за парту надо тише.

- Но глагол не хочет выходить из своего дома и мириться со всеми, пока вы не исправите ошибки, которые сегодня Ваня принес глаголу.

Задание № 5

- На карточках текст, вам нужно найти ошибки Вани и объяснить в чем ошибка.

Осенняя пора

Прашла (правописание приставки про) знойное лето. Наступил золотая осень. Солнце уже негреет, как летом. Заглинули (безударная гласная в корне, проверчн.слово-взгляд) в лес, а по опушкам растёт грибы. Среди травы краснеют подосиновики, на краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни будут пакрыты опёнками, моховые болота усыпаны румяной клюквой. Дни стаят погожие. На дне ручья видна каждая травинка, умолк птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

- Какие ошибки были допущены? Что не усвоил Ваня при изучении глагола?





- Отлично! Осталось посетить числительное и местоимение!

- Посмотрите на слайд: в домике местоимения предложения, но в них что-то не так. Попробуем их исправить. По очереди читаем и говорим ошибку.

Задание № 6

1. Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону.

2. Лев-сильное и хищное животное. Лев обладает отличным зрением и слухом, однако он очень осторожен.

3. Ель растет в средней полосе, встречается и на севере. Растёт ель очень медленно.

4. Ты стоишь на земле, над тобой голубое небо. А где-то далеко-далеко у горизонта небо будто бы сходится с землёй.

Ребята, что мы с вами только что сделали?


- Чтобы наконец уже помирить наши части речи, вам надо вспомнить как можно больше пословиц и фразеологизмов с именами числительными.

-Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле)

-А пословицы? (это простое и проницательное традиционное высказывание, выражающее воспринимаемую истину, основанную на здравом смысле или опыте)

Семеро одного не ждут

Один в поле не воин

В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет

Лапти растеряли, по дворам искали: было пять, а стало шесть

Ты ему слово, а он тебе десять

Коли два, так не один

Старик, да лучше семерых молодых

Одна пчела немного меду натаскает

Одна голова на плечах.

Один пашет, а семеро руками машут.

Одно сегодня лучше двух завтра.

- Как вы думаете мы смогли помирить Части Речи? Давайте узнаем.

В город пришел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? – спросили разом все. И ответил бородач: Я – Русский Язык, но почему же Вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Проговорил Глагол: Мы спорим, кто из нас важнее. А что же скажешь ты? Все вы важны, все вы нужны, Нет среди вас ни главного, нет и второстепенного,- промолвил старец. Задумались части речи. И перестали спорить. Стали они жить дружно и счастливо одной большой дружной, неразлучной семьей.

- Вы большие молодцы! Теперь в городе Частиречинск царят мир и согласие и всё, благодаря вам!

-Ребус

-Части речи

- Существительное, прилагательное, числительное, глагол, местоимение, наречие (самостоятельные)

- Предлоги, союзы, частицы (служебные)

- О частях речи

- Повторить изученные части речи.

- Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия

- Части речи поссорились

- Все хотят быть главными

-Да!







- Существительное

- Прилагательное

- Местоимение

- Глагол

- Числительное





ответы детей











-Прилагательное тесно связано с существительным

- Есть главное слово и зависимое





отгадывают кроссворд



















-Определением














-ПрошЛО (нарушение категории рода)

-НаступилА (нарушение категории рода)

НЕ греет (нарушение правописания частицы не)

-РастУТ( нарушение категории числа)

- Покрылись (нарушение времени глагола)

-УмолкЛИ (нарушение категории числа)

-Ваня не усволил категории глагола.









- Заменили существительные на местоимения





-Называют пословицы


Предметные:

- обобщить знания об имени существительном и его признаках;

- обобщить знания об имени прилагательном и его признаках;

- закрепить знания о местоимениях и его признаках;

- Закрепить знания об имени числительном и его признаках.

Личностные:

- владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

Метапредметные:

Регулятивные:

- учить осуществлять контроль и оценку учебных действий;

- уметь выбирать стратегию решения задач;

Познавательные:

- формировать умение работать с информацией, представленной в виде текста;

Коммуникативные:

- учить участвовать в учебном диалоге;

- развивать умение взаимодействовать с учителем;

- учить формулировать свои мысли.

Заключительный

- Наше внеклассное занятие подходит к концу.

- Ребята, а чем мы сегодня занимались?

-Какие части речи вспомнили?

- Что с вами вспомнили? Может чему-то научились?

- А нашей сегодняшней наградой для будут-наши знания.

- На ваших партах лежат карточки-мишени, пожалуйста оцените вашу работу на нашем занятии.

-Спасибо за работу! До новых встреч!


.

-вспомнили признаки частей речи.


Регулятивные:

- учить осуществлять контроль и оценку учебных действий;

Коммуникативные:

- учить участвовать в учебном диалоге;

- развивать умение взаимодействовать с учителем;

- учить формулировать свои мысли.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!