СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Быть на Земле человеком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитатель. Добрый день всем присутствующим гостям и вам, ученики. Сегодня мы с вами попробуем взять на себя роль философа. Мы будем размышлять над темой «Быть на земле Человеком». Не одно поколение задумывалось над вопросами: кто такой Человек; для чего он живет на Земле; что значит быть настоящим Человеком? Проблема Человека и человечности волновала человечество во все времена. Еще в V веке. к н.е. китайский философ Конфуций писал о том, что «нужно воспитывать в себе человечность и доброжелательность».

Просмотр содержимого документа
«Быть на Земле человеком»

Быть на Земле человеком

Воспитатель. Добрый день всем присутствующим гостям и вам, ученики. Сегодня мы с вами попробуем взять на себя роль философа. Мы будем размышлять над темой «Быть на земле Человеком». Не одно поколение задумывалось над вопросами: кто такой Человек; для чего он живет на Земле; что значит быть настоящим Человеком? Проблема Человека и человечности волновала человечество во все времена. Еще в V веке. к н.е. китайский философ Конфуций писал о том, что «нужно воспитывать в себе человечность и доброжелательность».

Что же такое человечность, по вашему мнению?

(Ученики высказывают свои соображения.)

Воспитатель. Итак, быть человечным - это овладевать искусством общения и навыками взаимной помощи, радоваться успехам ближних; любить и жертвовать, плакать и смеяться, переживать и надеяться. Как говорят:

Не отгони колючим словом

Того, кто руку подает, —

Так можно даже и случайно

И счастье потерять свое.

Для чего живет человек? Какой же след должна оставить она на Земле?

Прежде чем вы начнете размышлять над этим вопросом, я прочитаю вам притчу

В. Сухомлинского.

«Старый Мастер построил каменный дом. Стал и удивляется со стороны. «Завтра в этом доме поселятся люди», — думал с гордостью Мастер. А в это время возле дома играл семилетний Мальчик. Возраст вскочил на только цементированная порог и оставил на нем след своей маленькой ножкой.

— Зачем ты испортил мою работу? — с упреком спросил Мастер.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым мужчиной. Жизнь его сложилась так, что он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался — ни руками, ни душой. Пришла старость. Вспомнил Летний Мужчина свое родное село на берегу Днепра. Захотелось ему посетить свою Родину. Приехал Мужчина на родную землю. Встречается с людьми, называет свою фамилию, но все только плечами пожимают — никто не помнит этого человека.

Встретился по дороге старенький дедушка и спрашивает:

— Что-то, возможно, ты оставил после себя? Есть ли у тебя сын или дочка?

— Нет, не имею я ни сына, ни дочери, — ответил Пожилой Мужчина.

— Возможно, ты посадил в нашем селе сад или хотя бы деревце?

— Нет, не посадил я в саду...

— Возможно, ты поле засеял?

— Нет, не работал я в поле...

— А может, ты стихи пишешь, песни сочиняешь?

— Нет, и этого я не умею...

— Тогда кто ты такой? Что ты делал всю свою жизнь? — с удивлением спросил дедушка.

Ничего не смог ответить Пожилой Мужчина. И вдруг он вспомнил тот миг, когда оставил свой след на пороге одного дома. Подошел Человек к нему. Стоит дом, будто вчера построен, а на пороге — окаменевший след его детской ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле, — с горечью подумал Пожилой Мужчина. — Но этого так мало! Не так нужно было прожить свою жизнь...»

Вот такая история. Как вы думаете, в чем трагедия жизни этого человека?

(Рассуждения учащихся)

Воспитатель. И чтобы никогда не ощутить горечи жизненного полыни, не почувствовать в зрелые годы, что жизнь прошла напрасно, нужно самому себе дать ответ: в чем смысл моей жизни, что я хочу достичь, каким я должен быть.

С давних времен философы оценивали роль настоящего человека. Они искали человеческий идеал. Таких философов часто называли «чудаками». Но такие чудаки украшали мир. Сегодня у нас есть возможность пообщаться с одним из них.

Они блуждают по жизни, ища ответы на свои вопросы, освещают дорогу очагом надежды. И не будем удивляться, если такие чудаки появляются среди нас.

Человек. Вот, взгляните, какой-то чудик появился. Неужели он из тех, кто может украшать мир?

Смотрите, он с костром днем! Кто ты и что ищешь в нашем храме науки среди бела дня с огнем?

Диоген. Я греческий философ и пришел к вам с IV века до вашей эры. Я ищу человека! Костер помогает мне найти путь к Истине.

Человек. Ну и чудак! Он ищет человека. А разве ты не встретил по дороге сюда тысячи людей? Разве же ты без костра не видишь, как перенаселена наша планета? Куда бы не пошел или поехал ты, не разминуться тебе с людьми.

Диоген. Да, я вижу, что все вы имеете вид людей. Но иметь вид человека нетрудно, а вот быть человеком очень сложно. Знаете ли вы, современники, что значит быть человеком?

(Рассуждения учащихся)

Диоген. Мне приятно, что вы понимаете глубинный смысл бытия человека.

Воспитатель. Ну вот. Что я говорила. Он ищет ответ на свой вопрос. Давайте поможем этому человеку, который в поиске истины преодолевает путь в века. Сейчас мы попробуем с вами стать соучастниками создания проектов видение ценности человека. (Класс делится на две группы.)

Воспитатель. Первая группа, ответьте на вопрос: Какие качества вы цените в своих друзьях, одногрупниках? Составьте проект «Образ современника», а вторая группа пусть даст ответ на вопрос: Какие черты я хотел бы пронести через всю жизнь? Чего нового хотел бы приобрести? Вы составляете проект «Я в будущем».

(Ответы записываются на листах и вывешиваются на доске.)

Диоген. Я рад нашей сегодняшней встрече. Я еще не вижу у вас больших изъянов, и повелеваю вам: будьте всегда Людьми. Набирайтесь житейской мудрости и, познав в жизни зло, — не идите на сделку со своей совестью. Навсегда оставайтесь добропорядочными людьми. Всегда ищите путь к Истине. Пусть в этом вам поможет этот огонь. Прощайте. (Диоген оставляет класс)

Воспитатель. Символом поиска Истины у нас будет огонь, оставленный мудрецом. Огонь способен растопить лед. Огонь может осветить путь. Огонь может согреть и вселить надежду светлым и чистым людям. Но в то же время он никогда не согреет тех, кто имеет в сердце (открыть доску с надписями): тщеславие, капризность, жадность, лень, гневливость, жадность, зависть и тому подобное. Пусть на пути встречаются только хорошие, добрые люди и тогда каждое утро для вас начнется радугой. Ведь вы будете знать, что каждый день готовит встречу с интересными людьми.

Часто говорят, что у каждого человека есть две дороги. Первая — узкая, безводная, усеянная колючками, полная опасностей... Только в конце она становится ровной, с плодородными садами. Вторая дорога — поросла цветами, полна наслаждений, а в конце становится каменистой, опасной. Какая вам больше нравится? Которую вы выбрали бы для себя? (Рассуждения учащихся)

Воспитатель. Вам нравится первая. Это хорошо. Но почему она такая тяжелая? Ничто в жизни не дается без усилий, тяжелого труда. Человек, который с детства научилась преодолевать препятствия, помогать другим, не поддаваться искушениям, побеждать собственную лень, может стать настоящим Человеком, добиться в жизни того, чего она хочет. Есть такие замечательные слова:

Вытри пот соленый со лба,

И трудись, забыв про усталость,

Потому что человек ценится по тому,

Ли она сделала, что могла.

Сколько сил у нее хватало,

Чтобы на свете больше счастья стало?

Мы часто сетуем на дорогу, по которой идем, на людей, которые окружают нас. Мы забываем, что все начинать нужно С себя. Ведь каждый Человек — это маленький мир, это большая Тайна. Это — Непрочитанная книга. Это — загадка. (Звучит музыка.)

Воспитатель:

Ты — сам загадка. Отгадай себя,

И все, пожалуй, тогда на место станет.

Красное, белое, нежно-голубое

Откроется за шторой тумана.

В твоих глазах светает горизонт,

А дум плоды, как яблоки на ветках...

Прежде себя ты разгадай,

Когда ты хочешь других понять.

Наверное, все вы любите сказки Г.К. Андерсена. У него есть немало философских сказок, в частности «Ромашка», «Елочка», «Улитка и розовый куст». На последний я хочу вкратце остановиться.

С ранней весны до первого снега цвел розовый куст и был счастлив, даря радость всем вокруг. В тени его ветвей причаївсь в ракушке рашшк, рассуждая в одинокой тишине о смысле жизни. Он считал себя личностью духовно звеличеною. Пренебрежительно отзывался о неутомимой щедрость соседа, хвастаясь своей отрешенностью от мирской суеты.

Время забрал и того куста и улитки.

В чем же истинная духовность человека — в самовлюбленности, в самозаглибленні или в самоотдаче на благо ближнего? Жить для себя, замкнувшись в кругу личных проблем, или жить открыто, ради друзей? (Ответы и рассуждения учащихся)

Воспитатель. Великое искусство — понимать ближнего, видеть в нем хорошие, положительные черты. А умеем ли мы где делать? Умеем сказать друг другу что-то приятное без лукавства, искренне? Сейчас попробуем это сделать.

Очень часто злу, неискреннего человека ассоциируют с захламленным деревцем. Но если бы это деревце получило достаточно влаги, заботы, доброго, ласкового ухода, возможно, оно на глазах изменилось бы: ожило, затрепетало бы листочками от знак благодарности, зацвело бы весенней красотой, радуя глаз. Сегодня мы почувствуем жизненную и творческую силу добра и искренности. (Учащимся раздаются цветные листочки, цветы.)

Воспитатель. Каждому следует записать пять положительных черт своего одногруппника. Выбираем самые яркие черты, которые характеризуют друга. (Звучит музыка. Ученики выполняют задание.)

Воспитатель. Украсим листочками и цветом наше деревце (сухие веточки нарисованы на доске). Впоследствии вы сможете прочитать отзывы своих друзей о себе.

Дарите людям добро, радость, не ждите отдачи. Делайте добро тем, с кем вы, возможно, встретитесь лишь раз в жизни. Помните, что все возвращается, как бумеранг.

Я верю в силу доброты,

Добро всегда сильнее зла

Дает вдохновение, чтобы цвести

И светлую выбирать дорогу.

Я верю в силу доброты,

Что имеет судьбу работящую.

Что хочет, чтобы и я, и ты,

И все было лучшим в мире.

В. Крищенко

В разных жизненных ситуациях оставайтесь на высоте. Никогда не теряйте веры. Жизнь полосатое и в нем чередуются успехи и неудачи, взлеты и падения. У царя Соломона было такое кольцо, на котором было написано «Все проходит». Помните это. И радость невічна, и сумм невечный. Помните добро. Можно забыть того, с кем вместе смеялся, но никогда не забывайте того, с кем плакали. Будьте выше всяких сплетен, зависти, обид. Умейте прощать. Умейте прощать всем, а себе — никогда.

Следите за своими мыслями,

Они становятся словами.

Следите за своими словами,

Они становятся поступками.

Следите за своими поступками,

Они становятся привычками.

Следите за своими привычками,

Они становятся характером.

Следите за своим характером,

Ибо он определяет вашу судьбу!

Кратчайшее расстояние между людьми — улыбка. Поэтому чаще улыбайтесь.

А теперь послушайте высказывания и правила о человеке.

Что значит быть человеком

• Быть благородным.

• Гореть ради другого так, как горит свеча.

• Быть надеждой для любого путника.

• Помогать другим, заботиться друг о друге.

• Помогать каждому в беде.

• Своими действиями приумножать количество счастливых людей на Земле.

• Не быть слабонервным, беспринципным.

• Не быть равнодушным.

• Иметь в душе святыни и истины, которым кланяются настоящие ЛЮДИ ВСЕГО МИРА.

Копилка мудрости

Жизни, так же, как И басню, ценят не за длину, а за содержание (Сенека).

От руки, дарящей розы, всегда веет их ароматом (Китайская пословица).

Всякую человека следует судить по ЕГО делам (Сервантес).

Гении ищут препятствия, а препятствия создают гениев (Г. Роман).

Люди не рождаются, а становятся теми, кем они являются (Гельвеций).

Тогда человек станет лучше, если вы покажете ей, какой она есть (А. Чехов).

Не бойся друзей — худшее, что они могут сделать — это предать тебя.

Не бойся врагов — худшее, что они могут сделать — это убить тебя.

Бойся равнодушных. За их молчаливое согласие в мире есть и предательство, и убийство (Г. Эберхарт).































ТОРЕЗСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

ИМ. А.Г.СТАХАНОВА





Утверждаю:

Зам. директора по УВР

ТВПУ им. А.Г.Стаханова

_______ О.К.Панфилова

____________________





Воспитательный час на тему: «В чем состоит искусство общения»





Разработала мастер п/о

Гурьева С.И.









Торез, 2017

Воспитательный час

Тема урока: «Быть на Земле человеком»



Цель урока:

• воспитывать в учащихся человечность, гуманизм в отношениях, доброжелательность, уважение к людям, великодушие и самопожертвование, скромность;

• учить овладевать искусством общения и навыками взаимопомощи;

• пробуждать у учащихся искренний интерес ко всему полезному, морального;

• желание навсегда сохранить человеческое достоинство.





Тип урока: воспитательный час.



Оборудование: музыкальное фон, атрибуты философа (свеча, бейджик, очки), символ цветущего дерева.



Межпредметные связи: история, философия, этика и эстетика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!