СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы О и Е после шипящих в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы О и Е после шипящих в корне слова»

5 класс

Тема: Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые результаты урока (Универсальные учебные действия):

познавательные: формировать умение самостоятельно добывать информацию, выдвигать гипотезы, проводить наблюдение, анализировать, сравнивать, делать выводы, планировать необходимые действия, использовать знаково-символические средства;

регулятивные: самостоятельно формулировать тему, ставить учебные цели, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанной ошибки;

коммуникативные: формировать умение аргументировать собственную точку зрения, умение слушать собеседника, умение договариваться, работать в группе, работать в паре;

личностные: формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, адекватную позитивную самооценку, сознание эстетической ценности русского языка.

Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради

Структура урока

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

1.Проверка домашнего задания.

2.Орфографический практикум ст.70

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке. О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушайте внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученику проблему:

3. Сообщение темы, задач урока.

- Озвучьте эту проблему.

Слайд №2 - Произнесите данные слова. Какое сочетание звуков вы слышите? /шо/

А сразу вы сможете ответить, какую букву будем писать в каждом из этих слов?

Слайд №3 - Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Тема определена.

Слайд №4 Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. Слайд №5 «Наблюдаем, размышляем» - развивается умение выявлять различие в правописании букв О –Ё после шипящих

Написаны слова в 2 столбика: шЁпот – шЕпчет крыжОвник - ?

- Назовите условия выбора написания орфограммы для слов первого столбика?

- К какому выводу пришли после наблюдения?

Проверим, правильно ли мы сформулировали вывод. Откройте учебник на с.70, прочтите правило.

2.Работа в группах

Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы

Предлагаю представить продукт своей совместной деятельности – схему правила учащиеся у доски защищают свою схему - В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?

3. Слайд №6 Учитель:

А теперь у меня проблема. Я тоже сформулировала правило, но заголовки к таблице пропали. Помогите мне. Спасибо. А как вы думаете, мне удалось в сжатой форме записать правило. Что бы вы мне посоветовали? (использовать меньше слов, информацию передать с помощью знаков)

Дополните каждый столбик двумя примерами, правильно оформляя орфограмму.

4. Работа с карточками Слайд 7 -На столах у вас лежат карточки. Прочтите слова, которые нужно запомнить, и подчеркните те из них, лексическое значение которых вы не знаете. Много слов подчеркнули? Проблема? Как решать её будем?

(Записать слова в карточку «Это я не знаю», дома посмотреть значение данных слов в «Толковом словаре…» или на интернет-портале «Русский язык» www/gramota.ru) , запомнить

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

Слайд №8 Работа над алгоритмом и его применением.

а) Прочтите название слайда

– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?

(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)

Прочтите алгоритм. Сколько в нём «шагов»?

С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв О-Ё после шипящих

От чего зависит выбор написания букв? Как проверить правильность написания?

2 Диктант «Передай маркер другу»

- Запишем слова, пользуясь алгоритмом.

Ш..пот, ч..рный, обж..ра, ож..г (руки), ш..рох, чащ..ба, трущ..ба, ж..лтый, пч..лка, ш..рты, ож..г (руку).

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Слайд №9 Творческий диктант

- По лексическому значению узнайте слово и запишите его. Подготовьтесь к объяснению. Какие слова незнакомы?

Слайд №10-11

Игра «Корректор» по вариантам.

7. Анализ достижений учащихся.

Проверка знаний по теме

Тестовые задания Слайд № 12-17

8. Итоги урока.

Подведём итоги слайд 18-20

Д.з.Повторить правило (стр.70)

2. Упражнение 150 – 2 группа;

Упражнение 151 – 1 группа.

Рефлексия слайд 21






«Я знаю, какую букву писать» (Дополнительное задание для сильных)

- Вставьте нужную букву только в те слова, в которых пропущена орфограмма на изученное правило.

Крыж..вник, ч..порный, ш..пот, ш..рох, ш..рты, чащ..ба, печ..т, ж..лтый, ч..лка, расч..ска, щ..тка, ж..рдочка, пч..лка, собач..нка, грач..м








Карточка 1

  1. Вставьте пропущенные орфограммы только в словах на изученное правило, графически объясните крыж..вник - ч..порный - ш..пот - ш..рох - ш..рты - чащ..ба - печ..т - ж..лтый - ч..лка - расч..ска - щ..тка - ж..рдочка - собач…нка - грач..м –


Карточка 2

2. А исключения можно запомнить так:

Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба, Чокнуться, шотландец, шоры, Чохом, шомпол и жонглеры, Шорты, шовинизм и шок, В существительном ожог. И еще совсем немного: Жом, трещотка и изжога.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!