СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы О, А на конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в рамках технологии развития критического мышления. Поэтому основные этапы соответствуют трёхфазовой структуре урока (Вызов — осмысление — рефлексия).Урок является одним из уроков по изучению правописания наречий.

Просмотр содержимого документа
«Буквы О, А на конце наречий»

    1. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    2. «Камызинская средняя общеобразовательная школа»
    3. Красненского района Белгородской области




Материалы на муниципальный конкурс

      1. видеоуроков для учителей русского языка и литературы

«Современный урок русского языка и литературы»

    1. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

БУКВЫ О, А НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ

    1. Учитель
    2. Андрианова Екатерина Павловна












Камызино

Содержание материала:


  1. Самоанализ урока

  2. План урока

  3. Библиографический список
  4. Приложения к уроку





































Самоанализ урока русского языка

В 7 классе по теме:

«Буквы о, а на конце наречий»

Большинство учеников 7 класса обладает высокой работоспособностью, они справляются с заданиями разного уровня сложности. Это позволило спланировать урок, ориентированный на глубокое овладение предлагаемым материалом.

Урок является одним из уроков по изучению правописания наречий. Ученики знакомы со многими темами из раздела «Наречие», что позволяет им довольно свободно ориентироваться в материале. В качестве домашнего задания ученики готовили кластеры-схемы «Наречие». Такая работа помогла им повторить изученное об этой части речи, актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках. Они успешно с ней справились.

Кроме того все задания по ходу урока формулировались, исходя из реального уровня знаний и понимания темы.

Данный урок включал в себя элементы исследовательской работы, способствующей эффективному усвоению нового знания.

На уроке реализовались следующие цели:

Образовательные:

создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий;

организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;

содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.

Развивающие:

развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,

развивать навыки исследовательской работы,

развивать коммуникативные навыки, толерантность

Воспитательные:

воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

воспитание умения слушать и говорить;

воспитание аккуратности и внимания;

воспитание бережного отношения и любви к родному языку.

Все указанные цели были взаимосвязаны. Они соответствовали возрастным и личностным особенностям учеников.

Использование данной структуры урока было целесообразным, так как самостоятельное получение знания входе исследовательской деятельности является наиболее эффективным способом работы на уроке изучения нового материала.

Урок русского языка был проведён в рамках технологии развития критического мышления. Поэтому основные этапы соответствовали трёхфазовой структуре урока (Вызов — осмысление — рефлексия).

Выбранные приёмы, соответствовали структуре урока.

Использование слайдовой презентации было обоснованным. Она концентрировала на себе внимание учащихся, помогала им верно сориентироваться при решении поставленных перед ними задач.

Ученики на уроке чувствовали себя комфортно, что подтверждают записи, сделанные в ходе применения приёма рефлексии «Свободное письмо».

































План урока

Тема урока:«Буквы о, а на конце наречий»

Класс: 7

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  • создать условия для формирования навыка написания букв А и О на конце наречий;

  • организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о наречии;

  • содействовать формированию осознания целостности всех разделов лингвистики.

Развивающие:

  • развивать навык правописания наречий с суффиксами –о-, -а-,

  • развивать навыки исследовательской работы,

  • развивать коммуникативные навыки, толерантность


Воспитательные:

  • способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

  • обеспечить воспитание умения слушать и говорить;

  • создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

Тип урока: изучения и применения новых знаний

Форма урока: урок изучения нового материала

Структура урока:

Этап урока

Оргмомент

Проверка домашнего задания

Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог

Физминутка.

Воспроизведение нового знания

Творческая работа с использованием полученного знания

Рефлексия


Материально-техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проектор, слайдовая презентация,

  • Карточки для работы на уроке,

  • Схема «Правописание наречий с суффиксами –о-, -а-.

Методы и приёмы:

    • Составление кластера,

    • Создание проблемной ситуации,

    • лингвистическое исследование,

    • свободное письмо









































Ход учебного занятия

  1. Оргмомент

(Приветствие, настрой на работу)

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Вы дома составляли схемы-кластеры, в которых обобщили ваши знания о наречии. Прошу вас, представьте свои работы.

(Комментарий к составленным кластерам)

  1. Создание проблемной ситуации, побуждающий к гипотезам диалог:
    Учитель:
    Прочитайте предложения на доске.
    Учащиеся читают:
    – Раньше мы редко ездили отдыхать на море.
    – Солнце изредка показывалось из-за туч.
    – Слева возвышались горы, справа чернела пропасть.
    – Я посмотрел налево, потом направо.
    – Стриж метнулся вправо.
    – Пол был вытерт досуха.
    – На улице было солнечно, сухо и пыльно.
    – Он заново начал писать сочинение.
    – За окном снова начался дождь.

Учитель: Найдите в них однокоренные слова.

Учащиеся: Редко, изредка, слева, справа, налево, направо, вправо, досуха, сухо, заново, снова.

Учитель: Какие это части речи?
Учащиеся:Наречия.

Учитель: Выделите их суффиксы.
Учитель: Что интересного заметили?
Учащиеся: Среди этих наречий есть однокоренные, которые имеют схожее лексическое значение, но гласные в суффиксах на конце слов у них разные.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Учащиеся: Почему на конце однокоренных наречий разные гласные?
Учитель: Какова цель нашего урока?
Учащиеся: Научиться правильно писать буквы А-О на конце наречий.
Учитель: Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании а-о в суффиксах наречий?
Учитель: Попробуйте сгруппировать слова. По какому признаку это можно сделать?
Учащиеся: По способу образования: суффиксальный и приставочно-суффиксальный. (Группируют слова).
Учитель: От каких слов они образованы? Запишите их рядом в скобках. Обратите внимание на то, какая гласная пишется на конце наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.
Учащиеся: Гласные -а, -о.
Учитель: Какую закономерность вы видите?
Учащиеся: Слова с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, а слова с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце слова.
(Решающая гипотеза).
Учитель: Как проверить вашу гипотезу? (Побуждение к практической проверке).
Учащиеся: Выпишем в первый столбик слова с приставками в-, на-, за-, а во второй – с приставками из-, до-, с- и посмотрим на их суффиксы.

Учитель: Делайте.
Учащиеся выписывают слова.
Учитель: Что дала проверка?
Учащиеся: Наречия первого столбика пишутся с –о в суффиксе, а наречия второго столбика пишутся с –а в суффиксе. (Аргумент).
Учитель: Сформулируйте общий вывод. Почему на конце наречий пишутся разные гласные?
Учащиеся (формулируют правило – открытие нового знания): Отвечают на вопрос: наречия с приставками в-, на-, за- пишутся с на конце, наречия с приставками из-, до-, с- пишутся с -а на конце.

Учитель: -Посмотрите на экран. Давайте приведём примеры, комментирующие наше правило. (Демонстрируется слайд с интерактивными примерами)

Учитель: Попробуйте графически объяснить выбор орфограммы. Как вы можете дополнить формулировку темы урока? Сверьте свой вывод с учебником на странице 105– 106.
Учащиеся (графически объясняют выбор орфограммы, дополняют формулировку темы урока: буквы А-О на конце наречий с приставками, сравнивают свои выводы с учебником): Всё верно.

Учитель: Объясните сущность приёма подстановки, с которым вы познакомились в учебнике

Учитель: А теперь обратите внимание на эти слова на доске: изнеженно, дословно, связно. Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учащиеся:Это наречия с приставками из-, до-, с-, у которых в суффиксе пишется буква .
Учитель: Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы).
Учащиеся: Почему у наречий с этими приставками на конце пишется буква ?
Учитель: Используя открытое вами знание, попытайтесь предположить причину такого написания.
Учащиеся (выдвигают свои предположения, которые принимаются учителем к сведению, до появления решающей гипотезы): Эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных, которые уже имели приставки: изнеженный, дословный, связный.
Учитель: Всё верно.

  1. Физминутка.

Замените фразеологизмы наречиями

- Напишите на карточках слово, подходящее по смыслу, и поместите на доску.

бежать сломя голову, краснеть до корней волос; знать, как свои пять пальцев, яблоку негде упасть, идти черепашьим шагом, как кот наплакал, кричать во всё горло, как рог изобилия, уснул как убитый.

  1. Воспроизведение нового знания

  • Комментированный диктант (работа по цепочке)

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть.

  • Образование наречий с помощью приставок и суффиксов (по слайду)

Мальчики называют наречия с –а; девочки с -о

правый


светлый


белый


сухой


простой





чёрный


чистый


левый


новый


редкий


  1. Творческая работа с использованием полученного знания

-Составьте 2-3 предложения на тему «Зима», используя 4-5 из данных наречий.

Слев…, справ…, дочист…, запрост…, занов…, сначал…, напевн…, изредк…, добел…

  1. Рефлексия

Подведение итогов урока:

  • Выберите лишнее в каждом ряду, объясните выбор.


Четвёртое лишнее

1) сначал…, 2) напевн…, 3) добел…, 4) докрасн…

1) мягк…, 2) вправ…, 3) запрост…, 4) слев…

1) искос…, 2) досыт…, 3) наглух…, 4) дочист…

1) редк…. 2) изредк…, 3) занов…, 4) начист…



  • Дайте развёрнутый ответ по схеме:


  • «Свободное письмо»

- Возьмите карточки, лежащие на ваших столах, и в течение 1 минуты напишите, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке.

(Запись и чтение учащимися)


Домашнее задание


Упр.242 стр.106 (образовать от данных слов наречия с суффиксами -о и -а)

Подобрать наречия с изученной орфограммой (орфограммами в наречиях) для игры «Четвёртое лишнее»




















        1. Библиографический список


  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М., 2007.

  2. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. Методические рекомендации к учебнику ― Русский язык. 7 класс‖. - М., 2002.

  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М., 2007.

  4. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.


Электронные ресурсы


1. Электронный ресурс http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=412431  

2. Электронный ресурс www. edu.tomsk.ru/do/grant/works/2745.ppt  

3. Электронный ресурс http://ct-net.net/ru/ct_services_ru

4. Электронный ресурс http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9)





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!