Деловая игра
Часто для отработки возможных вариантов решения конфликтов используют деловые игры.
Деловая игра — это имитационный процесс, в кото-ром игроки принимают конкретные решения.
Главное назначение деловой игры —отработать профессиональные умения, навыки путѐм включения в определѐнную ситуацию.
Деловая игра проходит с применением основных моделей управления развитием конфликта: конкуренции, уклонения, приспособления, сотрудничества, компромисса. Группа разделяется на две под-группы (от 5 до 10 человек) и путем розыгрыша карточек определяются модели управления развитием конфликта, которые группа будет обсуждать и разрешать в игровой форме.
После того, как каждая группа выбрала карточку с моделью поведения в конфликте, она выбирает из предложенного набора конфликтных ситуаций (они зафиксированы также на отдельных карточ-ках) конкретные конфликтные ситуации для работы над их разрешением в игровой форме. Конкретные конфликтные ситуации описывают типичные проблемы, с которыми социальный работник наиболее часто встречается в процессе своей деятельности (либо сам социальный работник. либо его клиент).
Например, конфликты с официальными представителями, соседями, родственниками, семейные конфликты и т. д. После этого, объявив выбранные модели поведения в конфликте и конкретные конфликтные ситуации, группы приступают к разрешению конфликта. Содержание конфликтных ситуаций можно на стадии подготовки к деловой игре обсудить и отобрать вместе с будущими участниками игры.
Метод ситуационного анализа
Сase-stady
Одним из наиболее эффективных методов активно-го обучения является метод ситуационного анализа case - stady (от английского case — случай, ситуация), основанный на обучении путѐм решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Использование метода case-stady для повышения профессиональной компетентности сотрудников позволяет развить у них навыки решения типичных проблем, возникающих в процессе их профессиональной деятельности.
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №5»
Адекватные способы разрешения межличностных конфликтов
г. Минусинск
2018 год
Конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.
Предпосылкой для возникновения конфликта является конфликтная ситуация.
Она появляется при несовпадении интересов сторон, стремлении к противоположным целям, использовании разных средств их достижения и т.п. Конфликтная ситуация — это условие конфликта. Чтобы ситуация перешла в конфликт, нужен толчок.
Существует несколько примеров
решения проблем
Уход (или уклонение от конфликта)
Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуацию, отказ от обсуждения возникшей проблемы.
Уход = просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения. Уход имеет отрицательные стороны: накапливается недовольство друг другом. Положительные стороны: конфликтующий остывает. Уклоняться от конфликта может та и другая стороны. Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда пред-мет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов одной или обеих сторон.
Сглаживание (ответчик) проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания.
Сглаживание – демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией. Но ― сглаживатель‖ не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности (―все мы одна команда‖), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.
Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния – основная цель – предотвратить конфликт == с н я т и е э м о ц и о н а л ь н о г о н а п р я ж е н и я
Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению).
Компромисс
Это согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел. Компромисс – открытое об-суждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. Компромисс – один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта. Преимущество компромисса со-стоит в:- легализации претензий, в устранении возникшего противоречия (решение проблемы),
4. Принуждение – используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения.
«Я сказал!» Использование власти, подчинение партнера своей воле. Эти эффективные способы разрешения конфликта – у инициатора. У ответчика возникает униженное состояние, и желание отомстить == напряжение все равно остается. Принуждение оправдано при: дефиците времени; в экстренных ситуациях; при субординации Принуждение – самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта.
Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем.
Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться == конфликт заходит в тупик == необходима 3-я сторона – посредник, который попробует примирить. Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. И когда это принципиальный вопрос.
Сотрудничество – такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет.
Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения конфликта:
Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей