Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Уколовой Дарины Сергеевны
«Задания для развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»
Ейск 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации 4
Мотивация учебной деятельности путем использования творческих заданий. 4
Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых ситуаций 5
Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению 9
Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.
Математика многим детям даётся нелегко, и если у обучащихся нет мотивов её изучения или эти мотивы слабые, обучение превращается в муку. В этом состоит одна из важнейших причин отставания многих учащихся в обучении математики. Устранить эту причину можно только одним способом – своевременно формировать настоящие мотивы обучения.
Это брошюра является сборником продуктивных приёмов повышения познавательной мотивации на уроках математики.
Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемной ситуации в классе. Например, ученик получил задание: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать оба равенства следующим образом:
2+5*3=21
2+5*3=17
Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ.
Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок, равенство принимает правильный вид:
(2+5)*3=21
2+5*3=17
имеет цель учить видеть интересное, стимулируя творческий поиск, развивая представление. В этом помогут интересные факты, которые можно сообщать, как на этапе мотивации обучения, так и во время закрепления материала, чтобы показать практическую значимость того, чему обучаются. Например, можно учащимся предложить вопрос: «Что произойдет если…?»
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.
Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются в игре для достижения поставленной цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять познавательную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.
Задание №1.
Игра: «Подбери ключ к замку».
Класс: 1.
Цель: Отработка вычислительных навыков, через использование игровых технологий.
Ход: У каждого учащегося ключик, на котором изображены математические примеры. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным ответом решения примеров. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.
Задание № 2.
Игра: «Мальчики – Девочки»
Класс: 1.
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Ход: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами. Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.
Задание № 3.
Игра: «Разгадай ребус»
Класс: 3.
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Ход: На интерактивной доске появляются ребусы, ребятам необходимо их разгадать. По поднятой руке принимается ответ.
Задание № 4.
Игра: «Математическая тучка».
Класс: 1.
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Ход: На экране изображение тучки и капельки с числом.
Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.
Задание № 5.
Игра: «Стук-стук».
Класс: 1. Цель: Закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.
Ход: Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.
Задание № 6.
Игра: «Телефон».
Класс: 4.
Цель: Формирование устных вычислительных навыков.
Ход: Каждому ученику, сидящему за первой партой, учитель шепотом называет однозначное число. Далее он предлагает следующую схему (рис.4.). Учитель называет числа 2,3,4,2,3,4 и показывает на схему. Дети прибавляют 5 и поворачиваются к соседу, сидящему за ним, и называют ответ. Следующий ученик выполняет второе действие по схеме и тихо называет результат ученику, сидящему за ним, и т.д.
Особенность деятельностного подхода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Тема: “Деление с нулем и единицей”.
Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с нулем.
Этап : Изучение нового материала (Работа в группе):
Каждой группе детей дается карточка с заданием, ребята выполняют действия (можно со счетным материалом):
Задание №1.
1 гр. | 2гр. | 3гр. |
0 : 2 = … | 0 : 4 = … | 0 : 6 = … |
0 : 3 = … | 0 : 5 = … | 0 : 9 = … |
0 :23 =… | 0 : 17 =… | 0 : 32 = … |
Вывод: 0 : а =… | Вывод: 0 : а =… | Вывод: 0 : а =… |
- В результате дети приходят к выводу, представители групп записывают выводы на доске. Учитель задает вопрос: «Кто может сформулировать правило?»
- Записываем правило в тетрадь.
Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Основные приемы:
- «Даю шанс» - учителем специально для ребенка подготовлены задания, где он раскрывает для самого себя свои возможности. Бывает так, что ученик не согласен с отметкой учителя за четверть или за год. Тогда учитель соглашается проверить его знания по всей теме.
- «Эмоциональное поглаживание» применяю для поддержки у ребенка состояния уверенности и успеха. Слова учителя: «Ты - великий математик!» или «Умница!» оказывают серьезное внимание на становление личности.
- Прием «Анонсирование» можно применять, когда нужно предупредить о предстоящей контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Перед каждой контрольной работой проводится самостоятельная работа и последующий анализ ошибок в самостоятельной работе. Такая подготовка создает психологическую установку на успех.
Таким образом, используя подобные приёмы и задания, можно говорить о развитии мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
https://infourok.ru/metodicheskiy-material-puti-povisheniya-motivacii-obucheniya-uchaschihsya-556276.html;
https://subochi.schools.by/pages/metod
https://www.1urok.ru/categories/10/articles/26556