СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра «Задания для развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

======================

Просмотр содержимого документа
«Брошюра «Задания для развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Уколовой Дарины Сергеевны



«Задания для развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики»

Ейск 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации 4

Мотивация учебной деятельности путем использования творческих заданий. 4

Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых ситуаций 5

Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению 9

Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В настоящее время внимание к школьному математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение математики становится всё более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения, так как математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.

Математика многим детям даётся нелегко, и если у обучащихся нет мотивов её изучения или эти мотивы слабые, обучение превращается в муку. В этом состоит одна из важнейших причин отставания многих учащихся в обучении математики. Устранить эту причину можно только одним способом – своевременно формировать настоящие мотивы обучения.

Это брошюра является сборником продуктивных приёмов повышения познавательной мотивации на уроках математики.












  • Мотивация учебной деятельности путем создания проблемной ситуации.

Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемной ситуации в классе. Например, ученик получил задание: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5, помноженное на 3». Можно записать оба равенства следующим образом:

2+5*3=21

2+5*3=17

Такая запись вызывает удивление у детей. После анализа действий учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ.

Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок, равенство принимает правильный вид:

(2+5)*3=21

2+5*3=17

  • Мотивация учебной деятельности путем использования творческих заданий.

имеет цель учить видеть интересное, стимулируя творческий поиск, развивая представление. В этом помогут интересные факты, которые можно сообщать, как на этапе мотивации обучения, так и во время закрепления материала, чтобы показать практическую значимость того, чему обучаются. Например, можно учащимся предложить вопрос: «Что произойдет если…?»

  • Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых ситуаций.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности.

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются в игре для достижения поставленной цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, — отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Развивать и сохранять познавательную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Задание №1.

Игра: «Подбери ключ к замку».

Класс: 1.

Цель: Отработка вычислительных навыков, через использование игровых технологий.

Ход: У каждого учащегося ключик, на котором изображены математические примеры. Дети подбирают к этим замочкам определенный ключик, который должен подойти правильным ответом решения примеров. Эта игра помогает в отработке вычислительных навыков.



Задание № 2.

Игра: «Мальчики – Девочки»

Класс: 1.

Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

Ход: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами. Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина.

Задание № 3.

Игра: «Разгадай ребус»

Класс: 3.

Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

Ход: На интерактивной доске появляются ребусы, ребятам необходимо их разгадать. По поднятой руке принимается ответ.

Задание № 4.
Игра: «Математическая тучка».
Класс: 1.
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Ход: На экране изображение тучки и капельки с числом.

Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.

Задание № 5.
Игра: «Стук-стук».
Класс: 1. Цель: Закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.
Ход: Учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.



Задание № 6.

Игра: «Телефон».

Класс: 4.

Цель: Формирование устных вычислительных навыков.

Ход: Каждому ученику, сидящему за первой партой, учитель шепотом называет однозначное число. Далее он предлагает следующую схему (рис.4.). Учитель называет числа 2,3,4,2,3,4 и показывает на схему. Дети прибавляют 5 и поворачиваются к соседу, сидящему за ним, и называют ответ. Следующий ученик выполняет второе действие по схеме и тихо называет результат ученику, сидящему за ним, и т.д.


  • Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению.

Особенность деятельностного подхода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Тема: “Деление с нулем и единицей”.

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с нулем.

Этап : Изучение нового материала (Работа в группе):

Каждой группе детей дается карточка с заданием, ребята выполняют действия (можно со счетным материалом):

Задание №1.

1 гр.

2гр.

3гр.

0 : 2 = …

0 : 4 = …

0 : 6 = …

0 : 3 = …

0 : 5 = …

0 : 9 = …

0 :23 =…

0 : 17 =…

0 : 32 = …

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

- В результате дети приходят к выводу, представители групп записывают выводы на доске. Учитель задает вопрос: «Кто может сформулировать правило?»

- Записываем правило в тетрадь.



  • Мотивация учебной деятельности путем создания ситуации успеха.

Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.

Основные приемы:

«Даю шанс» - учителем специально для ребенка подготовлены задания, где он раскрывает для самого себя свои возможности. Бывает так, что ученик не согласен с отметкой учителя за четверть или за год. Тогда учитель соглашается проверить его знания по всей теме.

«Эмоциональное поглаживание» применяю для поддержки у ребенка состояния уверенности и успеха. Слова учителя: «Ты - великий математик!» или «Умница!» оказывают серьезное внимание на становление личности.

- Прием «Анонсирование» можно применять, когда нужно предупредить о предстоящей контрольной работе. Смысл этого приема в том, что заранее обсуждаются темы и задания по учебному материалу. Перед каждой контрольной работой проводится самостоятельная работа и последующий анализ ошибок в самостоятельной работе. Такая подготовка создает психологическую установку на успех.

Таким образом, используя подобные приёмы и задания, можно говорить о развитии мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках математики.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. https://infourok.ru/metodicheskiy-material-puti-povisheniya-motivacii-obucheniya-uchaschihsya-556276.html;

  2. https://subochi.schools.by/pages/metod

  3. https://www.1urok.ru/categories/10/articles/26556




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!