Рабочая программа по курсу « Брянский край «Природа родного края» для 2 класса разработана на основе нормативной базы:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями и дополнениями.
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России
3.Авторской программы курса «Брянский край», авторы Н.Е.Пряникова, Н.В.Шик. Брянск: Курсив, 2012.
4. Рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области.
Данный курс введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс « Природа родного края » является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ.
Серия была начата в 2004 году с издания учебного пособия для 1 класса «С азбукой по родному краю». Программа регионального курса Брянской области «Природа родного края»
составлена БИПКРО в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Окружающий мир»», рекомендованным Министерством образования и науки РФ.
Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.
Содержание курса «Брянский край» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края.
Курс призван дать достаточно полное и целостное представление о природе Брянской области, её настоящем, культуре родного края. Организация внеурочной деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и занятия с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации, а также встречи с интересными людьми, викторины, тематические и обзорные экскурсии.
Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.
Цель: — расширение и углубление знаний учащихся о природе родного края, целостное представление об окружающем мире, воспитание чувства национальной гордости и любви к своей малой родине;
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- ознакомление с краеведческим материалом, заповедником, стихотворениями брянских поэтов о родной земле.
В учебном плане школы на изучение курса «Природа родного края» отводится 1 ч в неделю (34 занятия).
Занятия проводятся: 1 занятие в неделю по 35 минут.
Программа рассчитана на обучающихся 2 класса, второй год обучения. В ее основе лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с природой родного края.
Для реализации данной программы используется :
Авторская программа «Брянский край»;
Учебное пособие для учащихся 2 классов общеобразовательных школ. Авторы-составители: Н.Е.Пряникова, Н.В.Шик (серия «Родной край»)-Брянск.Курсив, 2012г.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Природа родного края».
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты включают в себя:
- развитие интереса к природе родного края;
- действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Метапредметные результаты включают в себя:
регулятивные:
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- разучивание игр.
познавательные:
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о временах года и сезонных изменениях в природе;
- формирование знаний о природе области, района, поселка.
коммуникативные:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Предметные результаты:
- умение пользоваться картой Брянской области, рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края.
К концу обучения во 2 классе обучающиеся научатся:
Узнавать наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области; - какую пользу приносят представители животного мира; -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
-планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
-неживое и живое в природе Брянской области; -основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
-самоценность любого организма-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;
-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
-различия съедобных и несъедобных грибов;
-позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы Брянской области;
-что такое наблюдение и опыт;
-экология - наука об общем доме; -экологически сообразные правила поведения в природе.
Получат возможность научиться:
-узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
II. Содержание курса внеурочной деятельности «Природа родного края» 2 класс
Раздел «В гостях у осени» - 9 часов.
Дети узнают осенние месяцы, об осенних изменениях в царстве растений,
разнообразии грибов в брянских лесах, о изменениях с приходом осени в
царстве животных и рыб, будут много разгадывать загадок и кроссвордов об
осени (в рубрике «Соображалки»), изучать осенние приметы, получать
интересные сведения в рубрике «Для любознательных», познакомятся с
брянскими поэтами.
Раздел «В гости к зиме» -10 часов.
Дети узнают зимние месяцы, об исторических особенностях
происхождения каждого зимнего месяца, познакомятся со стихами,
загадками, приметами зимы, познакомятся с народным календарём, с
русскими традициями и зимними праздниками, с зимними развлечениями,
понаблюдают за жизнью животных зимой, узнают о растениях зимой,
получат интересные сведения в рубрике «Для любознательных».
Раздел «В гости к весне» - 12 часов.
Дети узнают весенние месяцы, об исторических особенностях
происхождения каждого весеннего месяца, познакомятся со стихами,
загадками, приметами весны, узнают значение весенних слов, с исторической
точки зрения, о первоцветах, о растениях весной, о жизни животных весной,
получат интересные сведения в рубрике «Для любознательных», будут
играть в рубрике «Соображалки».
Раздел «В гостях у лета» - 3 часа
Дети узнают летние месяцы, об исторических особенностях
происхождения каждого летнего месяца, познакомятся со стихами,
загадками, приметами лета, узнают значение летних месяцев, с исторической
точки зрения, узнают о дожде и грозе, о радуге, о лесных ягодах, об
охраняемых природных территориях и объектах, о заповеднике «Брянский
лес» в Брянской области, об охраняемых в нём животных и растениях,
получат интересные сведения в рубрике «Для любознательных», будут
играть в рубрике «Соображалки».
Формы организации и виды деятельности:
Занятия проводятся:
1 занятие в неделю по 35 минут.
Основными формами внеурочной деятельности являются:
практико-ориентированные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини- группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Организация работы по программе в основном коллективная.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят
вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание,
взаимовыручка, коллективизм, дружба. Используются теоретические и
практические занятия.
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся:
- заочные путешествия и экскурсии;
- экскурсии
-знакомство с научно-популярной литературой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы;
- практические работы.
Методы организации внеурочной деятельности:
Для реализации программы предлагаются следующие методы :
наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии ; наблюдения; опыты; целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• работа над загадками;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные,
инсценировки и др.);
• проведение конкурсов, викторин;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№П\П | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | В ГОСТЯХ У ОСЕНИ | 9 |
2. | В ГОСТИ К У ЗИМЕ | 10 |
3. | В ГОСТИ К ВЕСНЕ | 12 |
4. | В ГОСТЯХ У ЛЕТА | 3 |
| ИТОГО: | 34 |
III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Природа родного края» 2 класс
№ пп | Тема занятия
В ГОСТЯХ У ОСЕНИ-9Ч. | Кол – во часов | Формы организации и виды деятельности | Основные виды внеурочной деятельности | Дата проведения занятия |
по плану | фактически |
1 | В гостях у осени. Загадки о растениях. | 1 | Экскурсия | - работают в группе: знакомятся по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступают с сообщениями по изученному материалу; - рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); - сопоставляют картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживают взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополняют сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; - работают со взрослыми: ведут наблюдения в природе, подготавливают фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; - формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии | | |
2 | Осенние прогулки по Брянскому лесу. В царстве растений. Грибы. | 1 | Ролевая игра |
3 | Для самых любознательных.Соображалки. | 1 | Практическая работа |
4 | В царстве животных | Заочное путешествие |
5 | Перелётные, зимующие и кочующие птицы. | 1 | Знакомство с научно-популярной литературой; |
6 | Для самых любознательных. Почему так названы некоторые птицы. | | Знакомство с научно-популярной литературой |
7 | В царстве рыб. | 1 | Проект |
8 | Откуда произошли названия месяцев. | 1 | Знакомство с научно-популярн. литературой |
9 | Осенний календарь: сентябрь,октябрь,ноябрь, В ГОСТИ К ЗИМЕ-10 ч. | 1 | Ролевая игра | - наблюдают над зимними погодными явлениями; - обсуждают зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; - исследуют пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; - определяют деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»; - распознают осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; - наблюдают поведение зимующих птиц; - работают со взрослыми: ведут наблюдения в природе, подготавливают фоторассказ или серию рисунков на тему «Зимний день»; - формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии - наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением первоцветов, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулируют выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; - сравнивают и различают диких и домашних животных, обозначают соответствующие рисунки цветными фишками, осуществляют контроль и коррекцию; - работают в группе: приводят примеры диких и домашних животных, моделируют значение домашних животных для человека, рассказывают о значении домашних животных и уходе ними |
10 | В гости к Зиме. Зимние месяцы. | | Викторина |
11 | Декабрь. | | Викторина |
12 | Для самых любознательных. О снежинке. | 1 | Заочная экскурсия |
13 | Январь-году начало, зиме середина. | 1 | Знакомство с научно-популярной литературой; |
14 | Для самых любознательных . Зимние слова.Новый год. | 1 | Знакомство с научно-популярной литературой; |
15 | Февраль- перелом зимы. | 1 | Самостоятельная работа |
16 | Жизнь животных зимой. | | Исследование |
17 | Для самых любознательных. Что делают комары зимой? Соображалки. Следы на снегу. | 1 | Заочная экскурсия |
18 | Растения зимой. | 1 | Заочная экскурсия |
19 | Зимние мотивы. В ГОСТИ К ВЕСНЕ.-12 Ч. | 1 | Конкурс стихов |
20 | В гости в весне. Март. | 1 | Викторина |
21 | Значение весенних слов | 1 | Устный журнал |
22 | Приближение весны. Апрель | 1 | Устный журнал |
23 | Ледоход, половодье, паводок, ледостав. | 1 | Заочная экскурсия |
24 | Май весну завершил. | 1 | Исследовательская работа |
25 | Первые весенние цветы. | 1 | Исследовательская работа |
26 | Для самых любознательных. Дуб, берёза. | 1 | Самостоятельная работа | - наблюдают и описывают состояние погоды за окном класса; - характеризуют погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; - приводят примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); - работают в паре: составляют план рассказа о погодных явлениях и рассказывают по этому плану; - сопоставляют научные и народные предсказания погоды; - формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии; - работают со взрослыми: ведут наблюдения за погодой, используют для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составляют сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи |
27 | Жизнь животных весной. | 1 | Самостоятельная работа |
28 | Пернатые друзья. | 1 | Исследовательская работа |
29 | Кого называют флейтой и лесной кошкой? | 1 | Знакомство с научно-популярной литературой; |
30 | Звери весной. | 1 | Викторина |
31 | Ящерицы, змеи, лягушки, первые насекомые.
В ГОСТЯХ У ЛЕТА-3 Ч. | 1 | Викторина |
32 | В гостях у лета. Июнь, июль. Август. | 1 | Заочная экскурсия | - работают в паре: выявляют причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагают и обсуждают меры по их охране; -составляют общий план рассказа о редком растении и животном; - работают со взрослыми: узнают, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготавливают с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги Брянской области (по своему выбору); - формулируют выводы из изученного материала. |
33 | Летние явления. | 1 | Викторина |
34 | Охраняемые природные объекты и территории. | | Проект |