СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брянский край «Природа родного края»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс введён в целях расширения   и углубления знаний  учащихся о природе  родного   края. Курс « Природа родного края » является  продолжением    краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Брянский край «Природа родного края»»



Рабочая программа по курсу « Брянский край «Природа родного края» для 2 класса разработана на основе нормативной базы:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями и дополнениями.

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России

3.Авторской программы курса «Брянский край», авторы Н.Е.Пряникова, Н.В.Шик. Брянск: Курсив, 2012.

4. Рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области.


Данный курс введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс « Природа родного края » является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ.

Серия была начата в 2004 году с издания учебного пособия для 1 класса «С азбукой по родному краю». Программа регионального курса Брянской области «Природа родного края»

составлена БИПКРО в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Окружающий мир»», рекомендованным Министерством образования и науки РФ.

Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её господствующей ныне психологии потребления и эгоизма. В этом процессе воспитанию и экологическому образованию принадлежит заглавная роль.

Содержание курса «Брянский край» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного края.

Курс призван дать достаточно полное и целостное представление о природе Брянской области, её настоящем, культуре родного края. Организация внеурочной деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и занятия с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации, а также встречи с интересными людьми, викторины, тематические и обзорные экскурсии.

Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.



Цель: — расширение и углубление знаний учащихся о природе родного края, целостное представление об окружающем мире, воспитание чувства национальной гордости и любви к своей малой родине;
Задачи:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- ознакомление с краеведческим материалом, заповедником, стихотворениями брянских поэтов о родной земле.





В учебном плане школы на изучение курса «Природа родного края» отводится 1 ч в неделю (34 занятия).


Занятия проводятся: 1 занятие в неделю по 35 минут.


Программа рассчитана на обучающихся 2 класса, второй год обучения. В ее основе лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с природой родного края.


Для реализации данной программы используется :

Авторская программа «Брянский край»;

Учебное пособие для учащихся 2 классов общеобразовательных школ. Авторы-составители: Н.Е.Пряникова, Н.В.Шик (серия «Родной край»)-Брянск.Курсив, 2012г.


I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Природа родного края».


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты включают в себя:
- развитие интереса к природе родного края;
- действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Метапредметные результаты включают в себя:
регулятивные:
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- разучивание игр.
познавательные:
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о временах года и сезонных изменениях в природе;
- формирование знаний о природе области, района, поселка.
коммуникативные:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.

Предметные результаты:
- умение пользоваться картой Брянской области, рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края.




К концу обучения во 2 классе обучающиеся научатся:

Узнавать наиболее типичных представителей животного мира России, Брянской области; - какую пользу приносят представители животного мира; -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

-планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

-неживое и живое в природе Брянской области; -основные группы растительных и животных организмов Брянской области и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-самоценность любого организма-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;

-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

-человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы;

-различия съедобных и несъедобных грибов;

-позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы Брянской области;

-что такое наблюдение и опыт;

-экология - наука об общем доме; -экологически сообразные правила поведения в природе.


Получат возможность научиться:

-узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

- наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.


II. Содержание курса внеурочной деятельности «Природа родного края» 2 класс


Раздел «В гостях у осени» - 9 часов.
Дети узнают осенние месяцы, об осенних изменениях в царстве растений,
разнообразии грибов в брянских лесах, о изменениях с приходом осени в
царстве животных и рыб, будут много разгадывать загадок и кроссвордов об
осени (в рубрике «Соображалки»), изучать осенние приметы, получать
интересные сведения в рубрике «Для любознательных», познакомятся с
брянскими поэтами.
Раздел «В гости к зиме» -10 часов.
Дети узнают зимние месяцы, об исторических особенностях
происхождения каждого зимнего месяца, познакомятся со стихами,
загадками, приметами зимы, познакомятся с народным календарём, с
русскими традициями и зимними праздниками, с зимними развлечениями,
понаблюдают за жизнью животных зимой, узнают о растениях зимой,
получат интересные сведения в рубрике «Для любознательных».
Раздел «В гости к весне» - 12 часов.
Дети узнают весенние месяцы, об исторических особенностях
происхождения каждого весеннего месяца, познакомятся со стихами,
загадками, приметами весны, узнают значение весенних слов, с исторической
точки зрения, о первоцветах, о растениях весной, о жизни животных весной,
получат интересные сведения в рубрике «Для любознательных», будут
играть в рубрике «Соображалки».
Раздел «В гостях у лета» - 3 часа
Дети узнают летние месяцы, об исторических особенностях
происхождения каждого летнего месяца, познакомятся со стихами,
загадками, приметами лета, узнают значение летних месяцев, с исторической
точки зрения, узнают о дожде и грозе, о радуге, о лесных ягодах, об
охраняемых природных территориях и объектах, о заповеднике «Брянский
лес» в Брянской области, об охраняемых в нём животных и растениях,
получат интересные сведения в рубрике «Для любознательных», будут
играть в рубрике «Соображалки».


Формы организации и виды деятельности:


Занятия проводятся:

1 занятие в неделю по 35 минут.

Основными формами внеурочной деятельности являются:

практико-ориентированные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини- группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Организация работы по программе в основном коллективная.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят
вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание,
взаимовыручка, коллективизм, дружба. Используются теоретические и
практические занятия.

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся:
- заочные путешествия и экскурсии;

- экскурсии
-знакомство с научно-популярной литературой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы;
- практические работы.


Методы организации внеурочной деятельности:

Для реализации программы предлагаются следующие методы :
наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии ; наблюдения; опыты; целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• работа над загадками;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;

Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные,
инсценировки и др.);
• проведение конкурсов, викторин;



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





П\П

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

В ГОСТЯХ У ОСЕНИ

9

2.

В ГОСТИ К У ЗИМЕ

10

3.

В ГОСТИ К ВЕСНЕ

12

4.

В ГОСТЯХ У ЛЕТА

3


ИТОГО:

34

























III. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Природа родного края» 2 класс

пп

Тема занятия





В ГОСТЯХ У ОСЕНИ-9Ч.

Кол – во часов

Формы организации и виды деятельности

Основные виды внеурочной деятельности

Дата проведения занятия

по плану

фактически

1

В гостях у осени. Загадки о растениях.

1

Экскурсия


- работают в группе: знакомятся по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступают с сообщениями по изученному материалу;

- рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставляют картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживают взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополняют сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека;

- работают со взрослыми: ведут наблюдения в природе, подготавливают фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии



2

Осенние прогулки по Брянскому лесу. В царстве растений. Грибы.


1

Ролевая игра

3

Для самых любознательных.Соображалки.

1

Практическая работа

4

В царстве животных

Заочное путешествие

5

Перелётные, зимующие и кочующие птицы.

1

Знакомство с научно-популярной литературой;

6

Для самых любознательных. Почему так названы некоторые птицы.


Знакомство с научно-популярной литературой

7

В царстве рыб.


1

Проект

8

Откуда произошли названия месяцев.

1

Знакомство с научно-популярн. литературой

9

Осенний календарь: сентябрь,октябрь,ноябрь,



В ГОСТИ К ЗИМЕ-10 ч.

1

Ролевая игра









- наблюдают над зимними погодными явлениями;

- обсуждают зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

- исследуют пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- определяют деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

- распознают осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

- наблюдают поведение зимующих птиц;


- работают со взрослыми: ведут наблюдения в природе, подготавливают фоторассказ или серию рисунков на тему «Зимний день»;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии













- наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением первоцветов, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулируют выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

- сравнивают и различают диких и домашних животных, обозначают соответствующие рисунки цветными фишками, осуществляют контроль и коррекцию;

- работают в группе: приводят примеры диких и домашних животных, моделируют значение домашних животных для человека, рассказывают о значении домашних животных и уходе ними

10

В гости к Зиме. Зимние месяцы.


Викторина

11

Декабрь.



Викторина

12

Для самых любознательных. О снежинке.


1

Заочная экскурсия

13

Январь-году начало, зиме середина.

1

Знакомство с научно-популярной литературой;

14

Для самых любознательных . Зимние слова.Новый год.

1

Знакомство с научно-популярной литературой;

15

Февраль- перелом зимы.

1

Самостоятельная работа

16

Жизнь животных зимой.



Исследование

17

Для самых любознательных. Что делают комары зимой? Соображалки. Следы на снегу.

1

Заочная экскурсия

18

Растения зимой.

1

Заочная экскурсия

19

Зимние мотивы.


В ГОСТИ К ВЕСНЕ.-12 Ч.


1

Конкурс стихов

20

В гости в весне. Март.

1

Викторина

21

Значение весенних слов

1

Устный журнал

22

Приближение весны. Апрель


1

Устный журнал

23

Ледоход, половодье, паводок, ледостав.

1

Заочная экскурсия

24

Май весну завершил.


1

Исследовательская работа

25

Первые весенние цветы.


1

Исследовательская работа

26

Для самых любознательных. Дуб, берёза.

1

Самостоятельная работа

- наблюдают и описывают состояние погоды за окном класса;

- характеризуют погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводят примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

- работают в паре: составляют план рассказа о погодных явлениях и рассказывают по этому плану;

- сопоставляют научные и народные предсказания погоды;

- формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии;

- работают со взрослыми: ведут наблюдения за погодой, используют для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составляют сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи

27

Жизнь животных весной.



1

Самостоятельная работа

28

Пернатые друзья.

1

Исследовательская работа

29

Кого называют флейтой и лесной кошкой?

1

Знакомство с научно-популярной литературой;

30

Звери весной.

1

Викторина

31

Ящерицы, змеи, лягушки, первые насекомые.









В ГОСТЯХ У ЛЕТА-3 Ч.

1

Викторина

32

В гостях у лета. Июнь, июль. Август.




1

Заочная экскурсия

- работают в паре: выявляют причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагают и обсуждают меры по их охране;

-составляют общий план рассказа о редком растении и животном;

- работают со взрослыми: узнают, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготавливают с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги Брянской области (по своему выбору);

- формулируют выводы из изученного материала.

33

Летние явления.

1

Викторина

34

Охраняемые природные объекты и территории.


Проект



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!