Брейн – ринг «Знатоки природы»
Цель игры: формировать у учащихся интерес к изучению природы, расширять кругозор обучающихся; развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать в команде; воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: столы, таблички с названиями команд, презентация, таймер, листы бумаги, ручки, настольные лампы, карточки с заданиями, красные карточки для жюри, фонограмма песни «Зеленый мир», таблица для учета и внесения результатов.
Ход игры:
Ведущий. Добрый день! Я рада приветствовать вас на игре «Брейн-ринг» среди учащихся 2 класса. Наша игра проходит под девизом «Хочу все знать». На ринг выходят две команды: «Виктория» и «Фортуна». Участники игры продемонстрируют сегодня свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области природоведения. Наш класс готовил проект «Как звери приспособились к жизни зимой?» Сейчас мы проверим, как глубоки познания детей по этой теме. А еще мы поговорим о любви и бережном отношении к природе.
Вы знаете счастье с утра в тишине
По золоту листьев, по снегу,
По зимнему лесу, по первой лыжне,
Пройти по звериному следу.
Природа, природа в любое время года,
В любое время года мы благодарны ей
За ясные восходы, за дальние походы,
За то, что ждет природа своих друзей.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Ведущий: Чудесен и таинственен мир природы. Как прекрасны и неповторимы растения нашей планеты! Как удивительны и уникальны животные, населяющие Землю! Но мало только любоваться природой, надо знать её и уметь беречь всё живое.
Ведущий. А сейчас послушайте, пожалуйста, правила игры. Они таковы: пока вопрос до конца не задан, участники не имеют права отвечать. После того как будет задан вопрос и дан звуковой сигнал (вот такой), участники команд начинают обсуждение (на обсуждение вопроса дается1мин). Капитан той команды, которая знает ответ, подает сигнал, включив лампу, и сообщает нам, кто будет отвечать. Преимущество ответа получает команда, которая первой справилась с заданием и подала сигнал. Если ответ правильный — засчитывается 1очко. Если нет, право ответа переходит к следующей команде. Если команды одновременно подали сигнал, то ответ они пишут на листочке и отдают его экспертам.
Эксперты – это наши уважаемые учителя. Они ведут счет игре и показывают его на табло, также разрешают спорные ситуации, если такие возникнут.
Еще позвольте представить вам наблюдателей. Это наши родители. У них в руках красные карточки. Если они услышат подсказку зала, они сигнализируют нам этими карточками. Итак, начинаем! (Слайд - Начало игры)
Приветствие команд
Приветствие команды «Виктория»:
Пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Приветствие команды «Фортуна»:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Ведущий. Да, сегодня вам пригодятся не только знания, но и дружба. Пусть победа и удача сопутствуют вам.
I раунд «Разминка» (гонг)
1 вопрос. Отгадайте, о чём я говорю.
Четыре ковра рукодельницы ткут,
Один за другим их на землю кладут:
Белый, зеленый, пестрый и желтый.
Ответьте скорее,
Вопрос ведь не сложный.
Сигнал и время (1мин)
Ответ: Времена года. (Презентация)
2 вопрос. О каком времени года я говорю?
Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Сигнал и время (1мин)
Ответ: Зима. (Презентация)
II раунд «Загадка» (гонг)
1 вопрос.
У зверушки нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
Сигнал и время (1мин)
Ответ: заяц. (Презентация)
2 вопрос.
Папа очень крепкий, рослый,
И рога ветвисты.
Сын, пока еще не взрослый, -
Рыжий и пятнистый.
Он рождается без рожек,
В шубке пестренькой в горошек.
Сигнал и время (1мин)
Ответ: олень и олененок. (Презентация)
3 вопрос.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
Сигнал и время (1мин)
Ответ: белка. (Презентация)
III раунд «Блиц для капитанов» (гонг)
Капитану «Виктории» Сигнал и время (1мин)
1. Какие звери летают? (Летучие мыши, белки летяги.)
2. Самый чистоплотный зверек. (Барсук.)
3. Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)
4. О каком звере говорят: «Серый разбойник»? (Волк.)
5. С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)
6. Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.)
7. У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)
8. Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
9. Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)
10. Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)
11. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)
12. Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)
13. Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)
14. Как по другому называют енота? (Полоскун.)
Капитану «Фортуны» Сигнал и время (1мин)
1. Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)
2. Все ли зайцы зимой белые? (Нет. У зайца-русака остается серой верхняя часть спины.)
3. Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)
4. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
5. Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса.)
6. Серый, страшный и злой. (Волк.)
7. Колючее животное наших лесов. (Еж.)
8. Самый неуклюжий и косолапый. (Медведь.)
9. Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)
10. Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка.)
11. Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)
12. Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)
13. Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
14. Кто бежит, выставляя вперед ноги? (Заяц.)
IV раунд «Угадай животное» (гонг)
(Дать карточки)
Сигнал и время (1мин)
девьдем
кабел
соль
бакан
V раунд «Узнай животное по описанию» (гонг)
1. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Говорят: «Его ноги кормят» Кто это? (Волк.) Сигнал и время (1мин)
2. Это животное можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Зимой впадает в спячку. Кто это? (Ёж.) Сигнал и время (1мин)
3. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? (Заяц.) Сигнал и время (1мин)
4. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? (Бобр.) Сигнал и время (1мин)
VI раунд «Следы на снегу» (гонг)
(Презентация) Сигнал и время (1мин)
VII раунд «Зимние приметы» (гонг)
(Дать карточки) Сигнал и время (1мин)
Белка мостит гнездо низко - на морозную
зиму, высоко - зима будет теплой.
Появился в саду заяц - будет зима суровая.
Пока волки не появятся стаями — и зимы нет.
Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий: Дорогие, ребята, наша игра закончилась, но проигравших в ней нет, в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, изучать её, проявлять к ней интерес, оберегать её.
Рыбе - вода.
Птице - воздух.
Зверю - лес, степь, горы,
А человеку нужна Родина.
Охранять природу, значит охранять Родину!
Песня «Зеленый мир»
Погляди на леса и поля,
Погляди, как прекрасна земля!
Кроны сосен и птиц голоса –
Здесь на каждом шагу чудеса!
Припев:
Даже если объехать целый свет –
На земле лучше края нет.
Этот зеленый мир,
Этот волшебный добрый мир –
Он мне навеки мил.
На заре у опушки лесной
Умывается белка росой,
Шепчет сказки задумчивый лес…
В нем немало таится чудес!
Припев
Белка мостит гнездо низко - на морозную зиму, | будет зима суровая. |
Появился в саду заяц - | и зимы нет. |
Пока волки не появятся стаями - | высоко - зима будет теплой. |
3