Тема «Корень. Корневая система»
Задание №1:
Ученики поспорили: Какой орган растения появляется первым при прорастании семени. Один утверждал лист, другой – корень. Кто из них прав и почему?
Задание №2:
Корни служат для закрепления растения в почве и поглощения минеральных растворов, а также для накопления питательных веществ, размножения растения, однако они могут служить и для газообмена.
Задание №3
Ученики сеяли семена в грядку. Могут ли семена, взойти корешком вверх, а побегами вниз? Почему?
Задание №4
Рост главного корня всегда направлен вниз. А в каком направлении от него растут боковые корни?
Корень увеличивается в длину за счет верхушечного роста, а может ли он увеличиваться в толщину? Почему и за счет чего?
Задание №5
Как вы думаете отличаются ли корневые системы двух сосен одного вида при условии, что одна выросла на камнях в горной местности, а друга на болоте?
Комочки почвы на выкопанном растении не удерживаются в верхних и нижних частях корня и легко стряхиваются, а вот в средней части они сохраняются. Почему?
Ученик неудачно пересадили растение и повредили много корешков. Пересаженное растение стало вянуть и погибло. Хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение данному явлению.
Задание 6
При высадке у растений часто прищипывают верхушку корня. Как называется данное явление и для чего используют данный метод?
Двое школьников ухаживали за картофелем. Увидев, что почва очень сухая, один ушел домой и стал ждать, когда пойдет дождь, а другой стал окучивать растения. Кто из них поступил правильно? Почему?
Хорошо известна народная поговорка: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить». Дайте обоснование идее, заложенной в поговорке.
Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а вот калийные и азотные – в первой половине лета в виде подкорки. Почему?
Опыт № 1. « Демонстрация поглощения воды корнями»
Оборудование : проростки фасоли, пробирка, растительное масло.
Ход опыта:
Проростки фасоли поместить в пробирку с водой. Вода должна покрывать только корневую систему растения.
На поверхность воды капнем пипеткой растительное масла для того, чтобы вода не испарялась. Отметим на стекле уровень воды в пробирке.
Вывод: Через один дня уровень воды в пробирке стал заметно ниже. Корни поглощают воду и поднимают ее к стеблю и листьям.
Но для того чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна определенная сила. Силу, обеспечивающую подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям, называют корневым давлением. Поглощая воду из почвы, они подают ее вверх под давлением. Представьте, каким должно быть давление, чтобы доставить влагу от корней к верхушке большого дерева! Давайте проведем опыт, наглядно показывающий силу корневого давления.
Опыт №2 « Корневое давление».
Оборудование: растение бальзамин, стеклянная трубка, резиновая пробка, вазелин, штатив, пластилин.
Ход опыта:
1. У молодого растения срезать стебель, оставив 3-5 см выше корневой шейки . Пенек вокруг смазать вазелином. Наденем на него резиновую пробку с отверстием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикальном положении. Стык стебля растения и пробки для герметичности залепим пластилином.
2. Польем растение теплой водой
Вывод: корни поглощают воду из почвы и поднимают ее по сосудам вверх.
Опыт №3 « Поглощение минеральных веществ корнем и перемещение их к стеблю и листья .»
Оборудование: бальзамин, слабый раствор пищевого красителя .
Ход опыта:
1. В течение 6 дней будем поливать бальзамин водным раствором пищевого красителя.
2. Посмотрим на результат.
Итог: листья и стебель окрасились в цвет красителя .
Вывод: корень растения, поглощая растворенные в воде минеральные вещества, доставляет их к стеблю и листьям.
Для того чтобы корни растения могли выполнять свои функции, они должны находиться в благоприятных условиях. Какие условия необходимы корню растения для нормальной жизнедеятельности? (Дети отвечают.) Кроме уже перечисленных условий корню необходим кислород. Вспомните, мы с вами говорили о том, что прорастающие семена дышат. Но дышат не только семена. Корню растения также необходим кислород для дыхания.
Опыт №4 « Значение воздуха для корней»
Оборудование: две банки с тремя отверстиями в крышках, проростки фасоли, пипетка, растительное масло, стеклянная трубка с резиновой грушей.
Ход опыта:
В обе банки до половины налить воды
Прорости фасоли вставить в два отверстия крышек .
В третье отверстие первой банки вставить стеклянную трубку с резиновой грушей для продувания воздуха.
В третье отверстие второй банки налить пипеткой растительное масло.
Банки обвернуть плотной темной бумагой и поставить на свет .
Вывод: Растения во второй банке погибнет оттого, что его корневая система не будет получать кислород, необходимый ей для дыхания. Поступлению кислорода будет препятствовать масляная пленка на поверхности воды.
Для обеспечения корневой системы комнатных растений кислородом, необходимо :
1. Выращивать растения в глиняных или керамических горшках с отверстиями на дне, чтобы обеспечить наилучшую вентиляцию корней.
2. Поливать растения по мере необходимости, так как излишки воды заполняют поры между частичками почвы и вытесняют из нее воздух.
3. Периодически рыхлить почву, чтобы избежать образования на ее поверхности плотной корки, препятствующей проникновению кислорода.
Опыт №5 « Значение определенных температур для нормальной жизнедеятельности корней»
Оборудование: два проростка фасоли, две стеклянные трубки, две резиновые пробки, пластилин, два штатива.
Ход опыта:
1. Срежем растение на расстоянии 2-4 см от уровня почвы. На срез наденем резиновую пробку с отверстием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикальном положении. Стык стебля растения и пробки закрепим пластилином.
2 Второе растение также подготовим к опыту.
3.Первое растение польем теплой водой (25 °С), а второе холодной водой (+2°С).
Вывод: При благоприятной температуре поглощения воды из почвы корнями происходят активнее, тогда как при низких температурах всасывающая способность корней уменьшается.
Состав почвы.
Почва- верхний слой земли, обладающий плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.
В состав почвы входят минеральные вещества, органические вещества и микроорганизмы. Для повышения плодородия в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Гидропоника - один из способов выращивания культурных растений. Субстратом является мох, крупный песок, битый кирпич, галька, керамзит. Он необходим для удерживания корней растения . Сам субстрат не содержит питательные вещества , но через него пропускают водный раствор минеральных веществ.
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы:
Назовите основные функции корня?
Перечислите условия необходимые корню для нормальной жизнедеятельности?
Какую роль играет корневое давление?
Опишите опыт, показывающий силу корневого давления.
Опишите опыт, доказывающий поглощение воды корнем.
Опишите опыт, доказывающий поглощение минеральных веществ корнем и перемещение их к стеблю и листьям.
Опишите опыт, доказывающий, что корни растения дышат (поглощают кислород и выделяют углекислый газ).
Опишите опыт, доказывающий необходимость определенных температур для нормальной жизнедеятельности корней.
Что такое гидропоника?
В чем преимущество этого способа выращивания растений?
Домашнее задание п 21 и.33.
.