СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ботаника тема "Корень" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для проведения урока по теме "Корень". Презентациии и видеосюжет помогут в полном объеме приготовить теоритический материал.

Просмотр содержимого документа
«Задания. тема корень»

Тема «Корень. Корневая система»

Задание №1:

Ученики поспорили: Какой орган растения появляется первым при прорастании семени. Один утверждал лист, другой – корень. Кто из них прав и почему?

Задание №2:

Корни служат для закрепления растения в почве и поглощения минеральных растворов, а также для накопления питательных веществ, размножения растения, однако они могут служить и для газообмена.

Задание №3

Ученики сеяли семена в грядку. Могут ли семена, взойти корешком вверх, а побегами вниз? Почему?

Задание №4

Рост главного корня всегда направлен вниз. А в каком направлении от него растут боковые корни?

Корень увеличивается в длину за счет верхушечного роста, а может ли он увеличиваться в толщину? Почему и за счет чего?

Задание №5

Как вы думаете отличаются ли корневые системы двух сосен одного вида при условии, что одна выросла на камнях в горной местности, а друга на болоте?

Комочки почвы на выкопанном растении не удерживаются в верхних и нижних частях корня и легко стряхиваются, а вот в средней части они сохраняются. Почему?

Ученик неудачно пересадили растение и повредили много корешков. Пересаженное растение стало вянуть и погибло. Хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение данному явлению.

Задание 6

При высадке у растений часто прищипывают верхушку корня. Как называется данное явление и для чего используют данный метод?

Двое школьников ухаживали за картофелем. Увидев, что почва очень сухая, один ушел домой и стал ждать, когда пойдет дождь, а другой стал окучивать растения. Кто из них поступил правильно? Почему?

Хорошо известна народная поговорка: «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить». Дайте обоснование идее, заложенной в поговорке.

Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а вот калийные и азотные – в первой половине лета в виде подкорки. Почему?











Опыт № 1. « Демонстрация поглощения воды корнями»

Оборудование : проростки фасоли, пробирка, растительное масло.

Ход опыта:

  1. Проростки фасоли поместить в пробирку с во­дой. Вода должна покрывать только корневую систему растения.

  2. На по­верхность воды капнем пипеткой растительное масла для того, что­бы вода не испарялась. Отметим на стекле уровень воды в пробирке.

Вывод: Че­рез один дня уровень воды в пробирке стал заметно ниже. Корни поглощают воду и поднимают ее к стеблю и ли­стьям.

Но для того чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна определенная сила. Силу, обеспечивающую подачу воды от корней расте­ния вверх, к стеблям и листьям, называют корневым давлением. Поглощая воду из почвы, они подают ее вверх под давлением. Представьте, каким должно быть давление, чтобы доставить влагу от корней к верхушке большого дерева! Давайте проведем опыт, наглядно показывающий силу корневого давления.

Опыт №2 « Корневое давление».

Оборудование: растение бальзамин, стеклянная трубка, резиновая пробка, вазелин, штатив, пластилин.

Ход опыта:

1. У молодого растения срезать стебель, оставив 3-5 см выше корневой шейки . Пенек вокруг смазать вазелином. Наденем на него резиновую пробку с отверстием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикаль­ном положении. Стык стебля растения и пробки для герметичности зале­пим пластилином.

2. Польем растение теплой водой

Вывод: корни поглощают воду из почвы и поднимают ее по сосудам вверх.

Опыт №3 « Поглощение минеральных веществ корнем и перемещение их к стеблю и листья .»

Оборудование: бальзамин, слабый раствор пищевого красителя .

Ход опыта:

1. В течение 6 дней будем поливать бальзамин водным раствором пищевого красителя.

2. Посмотрим на результат.

Итог: листья и стебель окрасились в цвет красителя .

Вывод: корень растения, поглощая растворенные в воде минеральные вещества, доставляет их к стеблю и листьям.

Для того чтобы корни растения могли выполнять свои функции, они должны находиться в благоприятных условиях. Какие условия необходи­мы корню растения для нормальной жизнедеятельности? (Дети отвеча­ют.) Кроме уже перечисленных условий корню необходим кислород. Вспомните, мы с вами говорили о том, что прорастающие семена дышат. Но дышат не только семена. Корню растения также необходим кислород для дыхания.

Опыт №4 « Значение воздуха для корней»

Оборудование: две банки с тремя отверстиями в крышках, проростки фасоли, пипетка, растительное масло, стеклянная трубка с резиновой грушей.

Ход опыта:

  1. В обе банки до половины налить воды

  2. Прорости фасоли вставить в два отверстия крышек .

  3. В третье отверстие первой банки вставить стеклянную трубку с резиновой грушей для продувания воздуха.

  4. В третье отверстие второй банки налить пипеткой растительное масло.

  5. Банки обвернуть плотной темной бумагой и поставить на свет .

Вывод: Растения во второй банке погибнет оттого, что его корневая система не будет получать кислород, необходи­мый ей для дыхания. Поступлению кислорода будет препятствовать мас­ляная пленка на поверхности воды.

Для обеспечения корневой системы комнатных растений кислородом, необходимо :

1. Выращивать растения в глиняных или керамических горшках с отверстиями на дне, чтобы обеспечить наилучшую вентиля­цию корней.

2. Поливать растения по мере необходимости, так как излишки воды заполняют поры между частичками почвы и вытесняют из нее воздух.

3. Периодически рыхлить почву, чтобы избежать образо­вания на ее поверхности плотной корки, препятствующей проник­новению кислорода.

Опыт №5 « Значение определенных температур для нормальной жизнедеятельности корней»

Оборудование: два проростка фасоли, две стеклянные трубки, две резиновые пробки, пластилин, два штатива.

Ход опыта:

1. Срежем растение на расстоянии 2-4 см от уровня почвы. На срез наденем резиновую пробку с отверстием. Сверху на пробку наденем стеклянную трубку и укрепим ее на штативе в вертикаль­ном положении. Стык стебля растения и пробки закрепим пластилином.

2 Второе растение также подготовим к опыту.

3.Первое растение польем теплой водой (25 °С), а второе хо­лодной водой (+2°С).

Вывод: При благопри­ятной температуре поглощения воды из почвы корнями происходят активнее, тогда как при низких температурах всасывающая способность корней уменьшается.

Состав почвы.

Почва- верхний слой земли, обладающий плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

В состав почвы входят минеральные вещества, органические вещества и микроорганизмы. Для повышения плодородия в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Гидропоника - один из способов выращивания культурных растений. Субстратом является мох, крупный песок, битый кирпич, галька, керамзит. Он необходим для удерживания корней растения . Сам субстрат не содержит питательные вещества , но через него пропускают водный ра­створ минеральных веществ.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы:

  • Назовите основные функции корня?

  • Перечислите условия необходимые корню для нормальной жизнедеятель­ности?

  • Какую роль играет корневое давление?

  • Опишите опыт, показывающий силу корневого давления.

  • Опишите опыт, доказывающий поглощение воды корнем.

  • Опишите опыт, доказывающий поглощение минеральных веществ корнем и перемещение их к стеблю и листьям.

  • Опишите опыт, доказывающий, что корни растения дышат (по­глощают кислород и выделяют углекислый газ).

  • Опишите опыт, доказывающий необходимость определенных тем­ператур для нормальной жизнедеятельности корней.

  • Что такое гидропоника?

  • В чем преимущество этого способа выращивания растений?

Домашнее задание п 21 и.33.

.







Просмотр содержимого презентации
«Клеточное строение»

Клеточное строение корня  Рассмотрим внутреннее строение корней растений. Сейчас нам предстоит изучить внутреннее строение корней растений. С помощью микроскопа ты сможешь рассмотреть различные ткани, из которых состоит корень, и узнаешь, как они функционируют.

Клеточное строение корня

Рассмотрим внутреннее строение корней растений.

Сейчас нам предстоит изучить внутреннее строение корней растений. С помощью микроскопа ты сможешь рассмотреть различные ткани, из которых состоит корень, и узнаешь, как они функционируют.

Рост проростка Когда мы изучали прорастание семян, тебе, возможно, удалось заметить, что корень проростка постоянно растет. Причем, растет он своей верхушкой. (Корень надо рассматривать

Рост проростка

Когда мы изучали прорастание семян, тебе, возможно, удалось заметить, что корень проростка постоянно растет. Причем, растет он своей верхушкой. (Корень надо рассматривать "вниз головой", т.к. его верхушка находится внизу!) Такой тип роста называется верхушечным.

Зоны корня

зона проведения

зона всасывания

Давай возьмем лупу и рассмотрим повнимательнее молодой неповрежденный корень. Где там наши проростки фасоли? А, вот есть хорошенький, уже зелененький, с красивым ветвящимся корешком! Попался! Молодой корень проростка белый, ведь мы проращивали семена в банке, а не в земле.

  • Но что это? Где он успел испачкать самый хвостик? Смотри, самый нижний участок корня темнее остальной части. Где лупа?
  • Ага, оказывается, кончик корня "одет в колпачок". Это корневой чехлик. Под ним спрятана зона деления корня, которая состоит из молоденьких клеток образовательной ткани. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, предохраняющим клетки зоны деления при прохождении корня сквозь почву.
  • Над чехликом расположен гладкий участок корня – зона роста. Именно благодаря этой своей части корень интенсивно растет в длину. Почему же рост происходит именно здесь? Так ведь в зоне деления постоянно образуются новые клетки. Они все время вытесняют вверх клетки, которые образовались раньше.
  • Мы поднимаемся по корню выше зоны роста. Это что еще такое? Мы запутались в каких-то нитках и веревках! Куда мы попали? Так, ясно, это корневые волоски – тончайшие выросты клеток наружного слоя молодого корня. Теперь мы находимся в зоне всасывания. Корневые волоски проникают между самыми маленькими комочками почвы и плотно прилипают к ним. Эти волоски всасывают находящиеся в почве водные растворы минеральных веществ. Вот почему этот участок корня называется зоной всасывания.
  • Наконец-то мы выбрались из этого дремучего леса корневых волосков! Смотри, здесь корень стал еще толще. Поверхность его уже не такая нежная. Это зона проводящих участков корня. На поверхности ничего особенного не видно, вся работа идет внутри. Конечно, ведь снаружи корень в этой зоне покрыт слоем коры. Толстая кора не может поглощать воду из почвы. Здесь корень проводит воду, полученную в зоне всасывания, к верхним надземным частям растения. Зона проведения постоянно удлиняется по мере роста корня. В старых корнях деревьев и многолетних трав основную часть длины составляет именно зона проведения.

зона роста

корневой чехлик

3

Зоны корня Зоны Зона проведения Зона всасывания Зона роста Надеюсь, что тебе хватило времени хорошо рассмотреть внешнее строение корня. Теперь самое время заглянуть внутрь. Во время нашего путешествия по корню нам удалось прихватить по кусочку тканей из каждой зоны. Теперь отложим в сторону нашу лупу и настроим микроскоп. С его помощью мы рассмотрим корень изнутри.  Начнем знакомство с внутренним строением корня с его корневого чехлика.  Теперь немного подвинем наш препарат под объективом микроскопа и рассмотрим зону деления.  Куда могут деться образовавшиеся в зоне деления клетки? Чтобы ответить на этот вопрос, давай внимательно разглядим следующий участок корня – зону роста.  Поднимемся выше, дойдем до зоны всасывания.  Нам с тобой осталось рассмотреть клеточное строение зоны проведения. Зона деления Корневой чехлик

Зоны корня

Зоны

Зона проведения

Зона всасывания

Зона роста

Надеюсь, что тебе хватило времени хорошо рассмотреть внешнее строение корня. Теперь самое время заглянуть внутрь. Во время нашего путешествия по корню нам удалось прихватить по кусочку тканей из каждой зоны. Теперь отложим в сторону нашу лупу и настроим микроскоп. С его помощью мы рассмотрим корень изнутри.

  • Начнем знакомство с внутренним строением корня с его корневого чехлика.
  • Теперь немного подвинем наш препарат под объективом микроскопа и рассмотрим зону деления.
  • Куда могут деться образовавшиеся в зоне деления клетки? Чтобы ответить на этот вопрос, давай внимательно разглядим следующий участок корня – зону роста.
  • Поднимемся выше, дойдем до зоны всасывания.
  • Нам с тобой осталось рассмотреть клеточное строение зоны проведения.

Зона деления

Корневой чехлик

Поперечный разрез корня кора древесина Для того чтобы разобраться в этой путанице, лучше рассмотреть не продольный, а поперечный срез корня в зоне проведения. В проводящей зоне корень имеет сложное клеточное строение и состоит из разных тканей: покровной (кора), проводящей (древесина и луб) и образовательной (камбий).  Наружный слой клеток – это, как ты уже знаешь, кора. В зоне всасывания эти клетки живые, а в зоне проведения постепенно одревесневают.  В центральной части корня расположены: древесина (по ней поднимается вода с растворенными минеральными веществами) и луб (по нему передвигаются вниз питательные органические вещества, которые образовались в надземных частях растения).  Камбий находится между лубом и древесиной. Его клетки делятся, образуя новые слои как луба, так и древесины.  Камбий – это та образовательная ткань, благодаря которой корень растет в толщину. камбий луб 5

Поперечный разрез корня

кора

древесина

Для того чтобы разобраться в этой путанице, лучше рассмотреть не продольный, а поперечный срез корня в зоне проведения.

В проводящей зоне корень имеет сложное клеточное строение и состоит из разных тканей: покровной (кора), проводящей (древесина и луб) и образовательной (камбий).

  • Наружный слой клеток – это, как ты уже знаешь, кора. В зоне всасывания эти клетки живые, а в зоне проведения постепенно одревесневают.
  • В центральной части корня расположены: древесина (по ней поднимается вода с растворенными минеральными веществами) и луб (по нему передвигаются вниз питательные органические вещества, которые образовались в надземных частях растения).
  • Камбий находится между лубом и древесиной. Его клетки делятся, образуя новые слои как луба, так и древесины. Камбий – это та образовательная ткань, благодаря которой корень растет в толщину.

камбий

луб

5

Тест   1. Корень растет в длину за счет деления клеток образовательной ткани:  а) верхушечной;  б) вставочной;  в) боковой;  г) верхушечной и вставочной. 3. Основная ткань корня выполняет функцию:  а) запасающую;  б) синтетическую;  в) проводящую;  г) все ответы верны. 2. Проведение веществ в корне осуществляется в следующем направлении:  а) восходящем;  б) нисходящем;  в) радиальном (поперечном);  г) все ответы верны. 4. Функции корня:  а) опорная;  б) транспортная;  в) запасающая;  г) все ответы верны. Правильные ответы: 1а; 2г; За; 4г; 5

Тест

1. Корень растет в длину за счет деления клеток образовательной ткани:

а) верхушечной;

б) вставочной;

в) боковой;

г) верхушечной и вставочной.

3. Основная ткань корня выполняет функцию:

а) запасающую;

б) синтетическую;

в) проводящую;

г) все ответы верны.

2. Проведение веществ в корне осуществляется в следующем направлении:

а) восходящем;

б) нисходящем;

в) радиальном (поперечном);

г) все ответы верны.

4. Функции корня:

а) опорная;

б) транспортная;

в) запасающая;

г) все ответы верны.

Правильные ответы: 1а; 2г; За; 4г;

5

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Корневой чехлик Перед нами под микроскопом – корневой чехлик. Верхний слой клеток чехлика поврежден, есть даже порванные клетки. Так и должно быть, ведь его поверхностные клетки постоянно обновляются, т.к. чехлик-колпачок постоянно стирается о почву. Отмершие клетки превращаются в слизь, которая выполняет роль смазки между верхушкой корня и почвой.

Корневой чехлик

Перед нами под микроскопом – корневой чехлик. Верхний слой клеток чехлика поврежден, есть даже порванные клетки. Так и должно быть, ведь его поверхностные клетки постоянно обновляются, т.к. чехлик-колпачок постоянно стирается о почву. Отмершие клетки превращаются в слизь, которая выполняет роль смазки между верхушкой корня и почвой.

Зона деления Все клетки в зоне деления живые. Они очень мелкие, заполнены цитоплазмой и имеют ядра.

Зона деления

Все клетки в зоне деления живые. Они очень мелкие, заполнены цитоплазмой и имеют ядра.

Зона роста Зону роста еще называют зоной растяжения. Почему? Потому что сюда вытесняются (снизу вверх) мелкие молодые клетки из зоны деления, которые растут здесь, вытягиваются.

Зона роста

Зону роста еще называют зоной растяжения. Почему? Потому что сюда вытесняются (снизу вверх) мелкие молодые клетки из зоны деления, которые растут здесь, вытягиваются.

Зона всасывания А теперь рассмотрим под микроскопом корневые волоски. Смотри, каждый корневой волосок – это, действительно, лишь часть одной клетки. Клеточное ядро находится именно в волоске. Эти клетки бесцветны.

Зона всасывания

А теперь рассмотрим под микроскопом корневые волоски. Смотри, каждый корневой волосок – это, действительно, лишь часть одной клетки. Клеточное ядро находится именно в волоске. Эти клетки бесцветны.

Зона проведения Рассмотрим клеточное строение зоны проведения. Видишь? В срединной части корня клетки очень вытянуты. Это клетки древесины. Здесь есть как живые клетки, так и мертвые, с толстыми и тонкими оболочками.

Зона проведения

Рассмотрим клеточное строение зоны проведения. Видишь? В срединной части корня клетки очень вытянуты. Это клетки древесины. Здесь есть как живые клетки, так и мертвые, с толстыми и тонкими оболочками.

Просмотр содержимого презентации
«Корневые системы.»

Корни и корневые системы Узнаем, какие у растения корни, познакомимся с различными корневыми системами. Пришла пора перейти к изучению строения самого растения. Начнем с корня. На этом уроке ты познакомишься с различными корневыми системами и научишься их различать. Для этого необходимо узнать, какие могут быть у растения корни. Сегодня ты поймешь, от чего зависит глубина расположения корней в почве.

Корни и корневые системы

Узнаем, какие у растения корни, познакомимся с различными корневыми системами.

Пришла пора перейти к изучению строения самого растения. Начнем с корня. На этом уроке ты познакомишься с различными корневыми системами и научишься их различать. Для этого необходимо узнать, какие могут быть у растения корни. Сегодня ты поймешь, от чего зависит глубина расположения корней в почве.

Функции корня Функции Опорная Питающая Запасающая  Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвленным корням.  Питающая. С помощью корней растения получают воду и минеральные соли.  Запасающая. В корнях многих растений откладываются про запас питательные вещества.

Функции корня

Функции

Опорная

Питающая

Запасающая

  • Опорная. Любое растение удерживается в почве благодаря хорошо разветвленным корням.
  • Питающая. С помощью корней растения получают воду и минеральные соли.
  • Запасающая. В корнях многих растений откладываются про запас питательные вещества.

Рост корня

Рост корня

Рост корня

Рост корня

Типы корней придаточные главный Все корни растения образуют его корневую систему. В корневых системах растений выделяют три типа корней:  главный – развивающийся из зародышевого корешка;  боковые – отходящие от главного корня;  придаточные – образующиеся на нижней части стебля. боковые 5

Типы корней

придаточные

главный

Все корни растения образуют его корневую систему.

В корневых системах растений выделяют три типа корней:

  • главный – развивающийся из зародышевого корешка;
  • боковые – отходящие от главного корня;
  • придаточные – образующиеся на нижней части стебля.

боковые

5

Окучивание Кстати! Способность многих растений образовывать придаточные корни в нижней части растения используют при окучивании картофеля, томатов, баклажан. При этом получаемый урожай увеличивается! 5

Окучивание

Кстати! Способность многих растений образовывать придаточные корни в нижней части растения используют при окучивании картофеля, томатов, баклажан. При этом получаемый урожай увеличивается!

5

Корневая система Корневая система Стержневая Мочковатая Корневые системы различных растений могут относиться к одному из двух типов.  Если у растения развивается хорошо различимый главный корень и от него отходят многочисленные боковые, то такую корневую систему называют стержневой.  В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней.

Корневая система

Корневая система

Стержневая

Мочковатая

Корневые системы различных растений могут относиться к одному из двух типов.

  • Если у растения развивается хорошо различимый главный корень и от него отходят многочисленные боковые, то такую корневую систему называют стержневой.
  • В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней.

Расположение в почве  Корни растений различаются не только по типу корневой системы, которую они образуют, но и по своему расположению в почве. Во многом это зависит от того, на какой именно почве обитает растение.  Так, у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, особенно на песчаных, корни могут уходить в глубину на десятки метров, потому что вода в такой почве обычно находится на очень большой глубине.  А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к ее поверхности. Ведь им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Да и кислорода у поверхности такой почвы больше.

Расположение в почве

Корни растений различаются не только по типу корневой системы, которую они образуют, но и по своему расположению в почве. Во многом это зависит от того, на какой именно почве обитает растение.

  • Так, у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, особенно на песчаных, корни могут уходить в глубину на десятки метров, потому что вода в такой почве обычно находится на очень большой глубине.
  • А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к ее поверхности. Ведь им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Да и кислорода у поверхности такой почвы больше.

Видоизменения корней Видоизменения  корней Корнеплоды Корнеклубни Воздушные  корни У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать совершенно различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции. Самые известные видоизменения корней:  корнеплоды,  корнеклубни,  воздушные корни.

Видоизменения корней

Видоизменения корней

Корнеплоды

Корнеклубни

Воздушные корни

У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать совершенно различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции.

Самые известные видоизменения корней:

  • корнеплоды,
  • корнеклубни,
  • воздушные корни.

Тест 1. Первым при прорастании семени появляется корень:  а) главный;  б) боковой;  в) придаточный;  г) главный или боковой. 2. Мочковатая корневая система характерна для растений:  а) пшеницы и ржи;  б) ржи и лопуха;  в) лопуха и одуванчика;  г) одуванчика и подорожника. 3. Стержневая корневая система характерна для растений:  а) одуванчика и подорожника;  б) подорожника и лопуха;  в) лопуха и одуванчика;  г) все ответы верны. Правильные ответы: 1а; 2а; Зв.

Тест

1. Первым при прорастании семени появляется корень:

а) главный;

б) боковой;

в) придаточный;

г) главный или боковой.

2. Мочковатая корневая система характерна для растений:

а) пшеницы и ржи;

б) ржи и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

г) одуванчика и подорожника.

3. Стержневая корневая система характерна для растений:

а) одуванчика и подорожника;

б) подорожника и лопуха;

в) лопуха и одуванчика;

г) все ответы верны.

Правильные ответы: 1а; 2а; Зв.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Опорная Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре, низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду, сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь... Но ведь почти всегда им удается не упасть, устоять. Как же это у них получается? А все очень просто: деревья цепко держатся за землю своими корнями.

Опорная

Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре, низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду, сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь... Но ведь почти всегда им удается не упасть, устоять. Как же это у них получается? А все очень просто: деревья цепко держатся за землю своими корнями.

Питающая Корни не только удерживают растение в почве, но и всасывают находящиеся в ней растворы минеральных веществ.

Питающая

Корни не только удерживают растение в почве, но и всасывают находящиеся в ней растворы минеральных веществ.

Запасающая  В клетках самих корней также образуется много веществ, необходимых растению. Таким образом, корни часто являются своеобразной подземной кладовой.

Запасающая

В клетках самих корней также образуется много веществ, необходимых растению. Таким образом, корни часто являются своеобразной подземной кладовой.

Стержневая корневая система Стержневая корневая система – это корневая система, в которой хорошо заметен главный корень. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений: морковь, одуванчик.

Стержневая корневая система

Стержневая корневая система – это корневая система, в которой хорошо заметен главный корень.

Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений: морковь, одуванчик.

Мочковатая корневая система Мочковатая корневая система – это корневая система, которая состоит из боковых и придаточных корней. В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. Все эти корни имеют примерно одинаковую длину и толщину. Они образуют пучок, или мочку, у основания стебля. Мочковатую корневую систему имеет большинство однодольных растений: лилия , репчатый лук, тимофеевка.

Мочковатая корневая система

Мочковатая корневая система – это корневая система, которая состоит из боковых и придаточных корней.

В проростке однодольных растений зародышевый корешок перестает расти вскоре после своего появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. Все эти корни имеют примерно одинаковую длину и толщину. Они образуют пучок, или мочку, у основания стебля.

Мочковатую корневую систему имеет большинство однодольных растений: лилия , репчатый лук, тимофеевка.

Корнеплоды Корнеплоды представляют собой видоизменения главных корней, выполняющих запасающую функцию. Конечно же, тебе отлично известны корнеплоды моркови, свеклы, редиса, репы. У этих растений главный корень стержневой системы

Корнеплоды

Корнеплоды представляют собой видоизменения главных корней, выполняющих запасающую функцию. Конечно же, тебе отлично известны корнеплоды моркови, свеклы, редиса, репы. У этих растений главный корень стержневой системы "раздувается", переполняясь запасом питательных веществ. Однако если у моркови весь корнеплод развивается из главного корня, то у свеклы и репы остается "хвостик" т.е. нижняя часть. Основная же часть веществ накапливается в основании стебля.

Корнеклубни У некоторых растений утолщаются не главные, а боковые или придаточные корни. В этих случаях развиваются не корнеплоды, а корневые клубни. Клубни есть у красавца георгина, расцветающего в конце лета. Есть они и у батата – растения, выращиваемого в тропических и субтропических странах. Люди называют батат сладким картофелем и используют в пищу его запеченные клубни. На печеную картошку они не слишком похожи, но зато очень вкусны!

Корнеклубни

У некоторых растений утолщаются не главные, а боковые или придаточные корни. В этих случаях развиваются не корнеплоды, а корневые клубни.

Клубни есть у красавца георгина, расцветающего в конце лета.

Есть они и у батата – растения, выращиваемого в тропических и субтропических странах. Люди называют батат сладким картофелем и используют в пищу его запеченные клубни. На печеную картошку они не слишком похожи, но зато очень вкусны!

Воздушные корни В тропических лесах есть много чудес. Одно из них – удивительные воздушные корни растений. Что такое воздушные корни? Посмотри на картинку! Это баньян. Это всего одно дерево! Огромные деревья баньяна так широко раскидывают свои длинные ветви, что им обязательно нужно на что-то опереться, чтобы не сломаться. Опорой служат удивительные воздушные корни-подпорки. Это придаточные корни, которые развиваются на ветвях и растут вертикально вниз, углубляясь затем в почву. А вот еще одно тропическое чудо! Прямо на стволах деревьев, не нуждаясь ни в какой почве, растут великолепные цветущие орхидеи. Именно корни орхидей прикрепляют их к дереву. Да еще и целая

Воздушные корни

В тропических лесах есть много чудес. Одно из них – удивительные воздушные корни растений.

Что такое воздушные корни?

Посмотри на картинку! Это баньян. Это всего одно дерево! Огромные деревья баньяна так широко раскидывают свои длинные ветви, что им обязательно нужно на что-то опереться, чтобы не сломаться. Опорой служат удивительные воздушные корни-подпорки. Это придаточные корни, которые развиваются на ветвях и растут вертикально вниз, углубляясь затем в почву.

А вот еще одно тропическое чудо! Прямо на стволах деревьев, не нуждаясь ни в какой почве, растут великолепные цветущие орхидеи. Именно корни орхидей прикрепляют их к дереву. Да еще и целая "борода" из корней повисает в воздухе.

Зачем?

Старые корни орхидей покрыты губчатым слоем мертвых клеток. Этот слой способен, как губка, впитывать влагу из воздуха и дождевую воду во время тропических ливней.

Просмотр содержимого презентации
«осноаные процессы жизн. корней.»

Основные процессы в корнях Жизненные процессы, протекающие в корнях. Корни. Какие жизненные процессы в них протекают? Приходило ли тебе в голову, что корни, расположенные под землей, дышат? А знаешь ли ты, как корни поглощают из почвы воду? На эти вопросы мы ответим по ходу урока.

Основные процессы в корнях

Жизненные процессы, протекающие в корнях.

Корни. Какие жизненные процессы в них протекают? Приходило ли тебе в голову, что корни, расположенные под землей, дышат? А знаешь ли ты, как корни поглощают из почвы воду? На эти вопросы мы ответим по ходу урока.

Корневое давление Корневое давление – сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам. 6

Корневое давление

Корневое давление – сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам.

6

Корневое давление  это сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегу  Какие условия нужны корню для нормальной жизнедеятельности? 24.02.17 МОУ

Корневое давление

это сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегу

Какие условия нужны корню для нормальной

жизнедеятельности?

24.02.17

МОУ "СОШ №2" город Чернушка Пермский край

Мы знаем, что газ, находясь в том или ином сосуде, давит на его стенки, стремясь занять возможно больший объем. Чем сильнее газ сжат, т. е. чем больше частиц его заключено в данном пространстве, тем сильнее будет это давление. Оказалось, что вещества, растворенные, например, в воде, в известном смысле подобны газам: они также стремятся занять возможно больший объем, и чем концентрированнее раствор, тем больше сила этого стремления. В чем же проявляется данное свойство растворов? В том, что они жадно «притягивают» к себе дополнительное количество растворителя. Достаточно к раствору соли добавить немного воды, и раствор быстро становится равномерным; он как бы всасывает в себя эту воду, увеличивая тем самым свой объем. Описанное свойство раствора притягивать к себе растворитель и называется осмотическим давлением.
  • Мы знаем, что газ, находясь в том или ином сосуде, давит на его стенки, стремясь занять возможно больший объем. Чем сильнее газ сжат, т. е. чем больше частиц его заключено в данном пространстве, тем сильнее будет это давление. Оказалось, что вещества, растворенные, например, в воде, в известном смысле подобны газам: они также стремятся занять возможно больший объем, и чем концентрированнее раствор, тем больше сила этого стремления. В чем же проявляется данное свойство растворов? В том, что они жадно «притягивают» к себе дополнительное количество растворителя. Достаточно к раствору соли добавить немного воды, и раствор быстро становится равномерным; он как бы всасывает в себя эту воду, увеличивая тем самым свой объем. Описанное свойство раствора притягивать к себе растворитель и называется осмотическим давлением.
Корневое давление зависит от температуры. В холодную погоду всасывание воды корнями происходит медленнее. Где человек использует данное правило?
  • Корневое давление зависит от температуры.
  • В холодную погоду всасывание воды корнями происходит медленнее.
  • Где человек использует данное правило?

24.02.17

МОУ "СОШ №2" город Чернушка Пермский край

Что такое берёзовый сок или «плач» растения?.

Сейчас я задам тебе неожиданный вопрос. А знаешь ли ты, что такое березовый сок? Ты удивляешься: какое отношение это имеет к нашей теме? Сейчас попробуем разобраться!

Березовый сок не получают обычным способом, выжимая его из плодов. У березы их и нет, а есть совсем сухие семена. Весной в тех березовых лесах, которые подготовлены для вырубки, на стволах деревьев делают насечки. В насечки вставляют специальные воронки. Вскоре из воронок начинает капать почти бесцветная прозрачная жидкость. Она сладковата на вкус. Это и есть березовый сок.

Ранней весной в березовых лесах люди собирают березовый сок. Это можно делать лишь в лесах, которые вскоре будут вырубать. Никогда не порть деревья!

Как же появляется березовый сок и почему он может вытекать наружу? Оказывается, это происходит благодаря корням дерева. Они, работая, как мощный насос, поднимают вверх водный раствор различных веществ. Весной по стволу березы поднимается особенно насыщенный и вкусный раствор. Корни всасывают воду, находящуюся в почве. В тканях корня вода растворяет всевозможные запасенные питательные вещества (сахара, витамины и другие). Именно этот раствор и поднимается вверх по стволу. Он называется "пасока". Весной такая "подкормка" необходима для того, чтобы береза ожила и вновь зазеленела.

«Плач» растения. Сок называется пасока или ксилемный сок.

Дыхание корней А еще растения умеют дышать. Для подтверждения того, что растения умеют дышать, заполним водой до краев сосуд с гидропонным растением. Смотри! Через несколько дней наше растение начало увядать. Это значит, что оно

Дыхание корней

А еще растения умеют дышать.

Для подтверждения того, что растения умеют дышать, заполним водой до краев сосуд с гидропонным растением.

Смотри! Через несколько дней наше растение начало увядать. Это значит, что оно "плохо себя чувствует" без кислорода.

Для нормальной жизнедеятельности корням растений необходим кислород.

Дыхание корней Мы с тобой хорошо знаем, что при дыхании не только поглощается кислород, но и выделяется углекислый газ. Давай-ка и это проверим!  Возьмем две банки. Одна наполнена кислородом. Вторая – с углекислым газом. Теперь возьмем две лучинки и зажжем их. Откроем крышки и опустим лучинки в банки. Мы видим, что огонь горит, если в воздухе достаточно кислорода, и гаснет при избытке углекислого газа. Углекислый газ Кислород

Дыхание корней

Мы с тобой хорошо знаем, что при дыхании не только поглощается кислород, но и выделяется углекислый газ. Давай-ка и это проверим! Возьмем две банки.

  • Одна наполнена кислородом.
  • Вторая – с углекислым газом.
  • Теперь возьмем две лучинки и зажжем их.
  • Откроем крышки и опустим лучинки в банки.

Мы видим, что огонь горит, если в воздухе достаточно кислорода, и гаснет при избытке углекислого газа.

Углекислый газ

Кислород

Дыхание корней Начнем наш опыт!  Возьмем любое молодое растение. Аккуратно отмоем корневую систему от земли.  Теперь поместим его так, чтобы в сосуде была только корневая система. Оставим наше растение в таком положении примерно на 1 час.  А затем аккуратно зажжем палочку.  Вынем растение, а в сосуд опустим горящую папочку. Она погасла. Значит, в сосуде стало гораздо больше углекислого газа, чем было до опыта. Теперь ты видишь – корни дышат; в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Дыхание корней

Начнем наш опыт!

  • Возьмем любое молодое растение. Аккуратно отмоем корневую систему от земли.
  • Теперь поместим его так, чтобы в сосуде была только корневая система. Оставим наше растение в таком положении примерно на 1 час.
  • А затем аккуратно зажжем палочку.
  • Вынем растение, а в сосуд опустим горящую папочку. Она погасла. Значит, в сосуде стало гораздо больше углекислого газа, чем было до опыта. Теперь ты видишь – корни дышат; в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

Для чего нужен кислород? Где корень берет кислород для дыхания ? Будет ли корневая система сосны, растущей в благоприятных условиях отличаться от корневой системы сосны, растущей на скале? Почему ? Можем ли мы увеличить содержание кислорода в почве? 24.02.17 МОУ

Для чего нужен кислород?

  • Где корень берет кислород для дыхания ?
  • Будет ли корневая система сосны, растущей в благоприятных условиях отличаться от корневой системы сосны, растущей на скале? Почему ?
  • Можем ли мы увеличить содержание кислорода в почве?

24.02.17

МОУ "СОШ №2" город Чернушка Пермский край

Полив растений +25 °С По сосудам корня вода под давлением поднимается к надземным частям растения. Это давление называется корневым давлением и зависит от температуры. В холодную погоду всасывание воды корнями происходит медленно и корневое давление низкое.  Вот почему комнатные растения лучше поливать теплой водой, а не холодной. +10 °С

Полив растений

+25 °С

По сосудам корня вода под давлением поднимается к надземным частям растения. Это давление называется корневым давлением и зависит от температуры.

В холодную погоду всасывание воды корнями происходит медленно и корневое давление низкое.

Вот почему комнатные растения лучше поливать теплой водой, а не холодной.

+10 °С

Характер расположения корней растения в почве зависит во многом от ее структуры и увлажненности. Предположите, в каких условиях растет данное дерево и почему?
  • Характер расположения корней растения в почве зависит во многом от ее структуры и увлажненности.
  • Предположите, в каких условиях растет данное дерево и почему?

24.02.17

МОУ "СОШ №2" город Чернушка Пермский край

Пикировка
  • Пикировка – удаление кончика корня с целью увеличения количества боковых корней

У каких культурных растений проводится пикировка?

24.02.17

МОУ "СОШ №2" город Чернушка Пермский край

А может ли растение жить без почвы?

А может ли растение жить без почвы?

Что такое гидропоника  Этот метод выращивания растений известен давно. Его первые образцы связывают с Висячими садами в Вавилоне, плавающими садами, созданными мавританскими ацтеками.      Особенностями этого метода выращивания растений является отсутствие почвы. Все необходимые полезные вещества они получают из питательных водных растворов. 

Что такое гидропоника Этот метод выращивания растений известен давно. Его первые образцы связывают с Висячими садами в Вавилоне, плавающими садами, созданными мавританскими ацтеками.    Особенностями этого метода выращивания растений является отсутствие почвы. Все необходимые полезные вещества они получают из питательных водных растворов. 

Корни при выращивании методами гидропоники находятся во влажной, воздушной среде, сформированной пористым субстратом из химически нейтрального материала.    Он позволяет им дышать и поддерживает нужное количество раствора с минеральными веществами, необходимыми для роста. За долгие годы развития технологий гидропоники опробованы большое число пригодных для этой цели материалов.   Начиная от речного песка, гравия, кокосовой стружки, перлита до каменной ваты, считающейся самым удобным субстратом для промышленных гидропонных плантаций.    Корни растений поглощают из почвы не только воду. Чтобы составить им

Корни при выращивании методами гидропоники находятся во влажной, воздушной среде, сформированной пористым субстратом из химически нейтрального материала. 

 

Он позволяет им дышать и поддерживает нужное количество раствора с минеральными веществами, необходимыми для роста. За долгие годы развития технологий гидропоники опробованы большое число пригодных для этой цели материалов.

 

Начиная от речного песка, гравия, кокосовой стружки, перлита до каменной ваты, считающейся самым удобным субстратом для промышленных гидропонных плантаций. 

 

Корни растений поглощают из почвы не только воду. Чтобы составить им "меню", ученым пришлось немало потрудиться. Для этого они использовали метод гидропоники – выращивание растений без почвы.

Метод гидропоники заключается в том, что растение помещают в сосуд с мелкими камешками или другим специальным наполнителем. Наполнитель необходим для закрепления корней. Его постоянно смачивают специальным водным раствором минеральных солей.

Выводы : В корнях создается давление, поднимающее водные растворы вверх по растению; Корни дышат кислородом, поглощая его из воздуха, находящегося в почве, и выделяя углекислый газ; Для нормального роста растений почва не должна содержать слишком много влаги. Это может привести к загниванию корней; Недостаток влаги в почве может привести к пересыханию клеток корня и к их гибели. 24.02.17 МОУ

Выводы :

  • В корнях создается давление, поднимающее водные растворы вверх по растению;
  • Корни дышат кислородом, поглощая его из воздуха, находящегося в почве, и выделяя углекислый газ;
  • Для нормального роста растений почва не должна содержать слишком много влаги. Это может привести к загниванию корней;
  • Недостаток влаги в почве может привести к пересыханию клеток корня и к их гибели.

24.02.17

МОУ "СОШ №2" город Чернушка Пермский край


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!