СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

БОРОВИК И. Н. Урок "Основные способы образования наречий" 2019-1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок БОРОВИК И. Н. "Основные способы образования наречий" 

Просмотр содержимого документа
«БОРОВИК И. Н. Урок "Основные способы образования наречий" 2019-1»


И. Н. Боровик, учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е. Ф. Карского г. Гродно»

Тема. Основные способы образования наречий

Цели урока:

  • образовательные: мотивировать учащихся к изучению темы «Основные способы образования наречий»; содействовать формированию умений определять основные способы образования наречий, применять полученные знания на практике; создать условия для диагностирования уровня усвоения учащимися материала;

  • развивающие: содействовать развитию у учащихся аналитического мышления, внимания, памяти, умения строить связные высказывания;

  • воспитательные: способствовать формированию положительной мотивации к изучению материала путём вовлечения каждого в активную деятельность; способствовать воспитанию нравственных и гражданских качеств личности.

Технология, используемая на уроке: технология развивающего обучения.

Тип урока: конкретизация открытого способа решения задач.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Создание «ситуации успеха».

— Послушайте следующее высказывание.

Жить чрезвычайно любопытно. Трудно не любить людей, которые пристально смотрят в окно не только в поезде, идущем мимо живописных мест, но даже в троллейбусе, который ежедневно везёт их на работу по одному и тому же маршруту. Безусловно, нужно разглядывать бабочку. Трогать ежа. Учиться плавать стилем баттерфляй. Расспрашивать соседа о его успехах. Различать цветы по запаху. Постигать язык эсперанто... Жить надо полноценно. Утолять свою любознательность и снова разжигать её, до всего доходить самому.

  • Вы согласны с высказыванием? К каким людям вы себя причисляете — равнодушным или любознательным?

  • Какая часть речи достаточно часто употребляется в тексте? Я старалась выделить её интонационно.

  • Итак, сегодня мы продолжим работу над наречием. Предлагаю провести урок в форме состязания между командами, состав и капитанов которых вы уже определили сами. Если это состязание, значит, должны быть и награды. Я подготовила красочные медали, которые вы сможете получить за грамотные, убедительные выступления. Выиграет та команда, участники которой наберут наибольшее количество медалей. Итак, успехов вам!

  1. тур. Блиц-опрос.

Задача: диагностировать уровень усвоения материала, изученного на предыдущих уроках, стимулировать учащихся к дальнейшей работе на уроке.

  1. Укажите отличительные признаки наречия.

  2. При каких условиях наречие выполняет функцию обстоятельства?

  3. Приведите примеры словосочетаний, в которых наречие выполняет функцию определения.

  4. Найдите «четвёртое лишнее» в ряду слов с точки зрения словообразования.

Таить, тайком, тайна, тайник.

  1. Произнесите наречия в соответствии с орфоэпической нормой.

Донельзя, поровну, тотчас, поверху, донизу, поутру, красивее.

  1. Может ли слово быстро быть разными частями речи?

  2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) хуже всего;

б) более красивее.

  1. Образуйте степени сравнения слова покорно.

  1. Создание ситуации «интеллектуального конфликта».

  1. тур. «Обнаружь ошибку».

Задача: создать условия, необходимые для возникновения у учащихся мотивации к изучению темы.

  • Обратите внимание на слайд. На предыдущем уроке некоторые ученики выполнили морфемный разбор приведённых слов следующим образом: по-весеннему, втoрoпях, красивее

  • Проверьте правильность выполнения этого задания.

Учащиеся в процессе рассуждения находят правильный вариант выполнения морфемного разбора:

  • Как вы думаете, что нужно знать и уметь для того, чтобы таких ошибок было как можно меньше? (Для того чтобы избежать ошибок в процессе морфемного разбора слов, нужно уметь определять способы образования наречий.)

  1. Решение возникшей проблемы.

  • Послушайте рассказ известного писателя, общественного деятеля, учёного Альберта Анатольевича Лиханова.

Подготовленный ученик читает текст.

В школе творилось что-то несусветное. Народ бегал по лестницам, орал, весело толкался. Мы никогда не допускали телячьих нежностей, это считалось неприличным, но в счастливый День Победы я обнялся с Вовкой Крошкиным, и с Витькой, и даже с Мешком, хоть он и олух царя небесного!

Всё прощалось в этот день. Все были равны — отличники и двоечники. Всех нас любили одинаково наши учителя — тихонь и забияк, сообразительных и сонь. Все прошлые счёты закрывались, нам как бы предлагали: теперь жизнь должна идти по-другому...

Наконец учителя, перекрикивая шум и гомон, велели всем немедленно строиться по классам внизу, на небольшом пятачке, где устраивались общие сборы. Но все толкались, бродили и перебегали с места на место, от товарища к знакомому из другого класса и обратно. В это время директор Фаина Васильевна изо всех сил гремела знаменитым школьным колокольчиком. Она звонила минут десять, пока школа чуть-чуть притихла.

— Дорогие дети! — сказала она. — Запомните сегодняшний день. Он войдёт в историю. Поздравляю всех нас с Победой!

Это был самый короткий в моей жизни митинг. Мы заорали, забили в ладоши, закричали «ура!», запрыгали как можно выше, и не было на нас никакой управы. Фаина Васильевна стояла на первой ступеньке, ведущей вверх. Она смотрела на свою беснующуюся, вышедшую из повиновения школу как-то сперва удивлённо, потом добродушно, наконец, радостно засмеялась и махнула рукой.

  • О каком событии рассказывает автор?

  • Почему директор школы не стала успокаивать беснующуюся, вышедшую из повиновения детвору?

  • Почему День Победы так значим и в настоящее время?

  1. тур. «Я — учёный-исследователь».

Задача: организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью определения основных способов образования наречий.

  • Я предлагаю вам на время представить себя в роли учёных и провести исследование. Решите, от каких частей речи и какими способами образованы выделенные в тексте наречия.

Учащиеся обращаются к раздаточному материалу и в уже сформированных группах выполняют задание в тетрадях.

  1. я группа: выполнить словообразовательный разбор выделенных наречий, выяснить, от каких частей речи они образованы и с помощью каких словообразовательных средств; определить количество букв и звуков в слове счастливый.

В школе творилось что-то несусветное. Народ бегал по лестницам, орал, весело толкался. Мы никогда не допускали телячьих нежностей, это считалось неприличным, но в счастливый День Победы я обнялся с Вовкой Крошкиным, и с Витькой, и даже с Мешком, хоть он и олух царя небесного!

  1. я группа: выполнить словообразовательный разбор выделенных наречий, выяснить, от каких частей речи они образованы и с помощью каких словообразовательных средств; подсчитать количество букв и звуков в слове счёты.

Всё прощалось в этот день. Все были равны. — отличники и двоечники. Всех нас любили одинаково наши учителя — тихонь и забияк, сообразительных и сонь. Все прошлые счёты закрывались, нам как бы предлагали: теперь жизнь должна идти по- другому...

  1. я группа: выполнить словообразовательный разбор выделенных наречий, выяснить, от каких частей речи они образованы и с помощью каких словообразовательных средств; вставить пропущенные буквы, устно объяснить их написание.

Наконец учителя, перекрикивая шум и гомон, велели всем немедленно строиться по классам внизу, на (не )большом пят..чке, где устраивались общие (с/з)боры. Но все толкались, бр..дили и перебегали с места на место, от товарища к зн..комому из другого класса и обратно. В это время директор Фаина Васильевна изо всех сил гремела знаменитым школьным колокольчиком. Она зв..нила минут десять, пока школа чуть-чуть притихла.

  1. я группа: выполнить словообразовательный разбор выделенных наречий, выяснить, от каких частей речи они образованы и с помощью каких словообразовательных средств; объяснить постановку знаков препинания в выделенном предложении.

Фаина Васильевна стояла на первой ступеньке, ведущей вверх. Она смотрела на свою беснующуюся, вышедшую из повиновения школу как-то сперва удивлённо, потом добродушно, наконец, счастливо засмеялась и махнула рукой.

  1. я группа: выполнить словообразовательный разбор наречий, выяснить, от каких частей речи они образованы и с помощью каких словообразовательных средств; создать модель, отражающую основные способы образования наречий.

Весело, никогда, одинаково, по-другому, внизу, чуть-чуть, как-то.

Группы афишируют результаты своих исследований, а также выполненных дополнительных заданий по орфографии, фонетике и пунктуации. Участник 5-й группы представляет модель, отражающую основные способы образования наречий.

Основные способы образования наречий

  1. Суффиксальный (от прилагательных, числительных, существительных).

  2. Приставочный (от наречий).

  3. Постфиксальный (от наречий).

  4. Приставочно-суффиксальный (от прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, существительных).

  5. Сложение (менее продуктивный тип) (от наречий).

Ребята делают соответствующие записи в тетрадях.

Физкультминутка

  1. Конкретизация открытого способа решения задач.

  1. тур. «Битва капитанов и их помощников».

Задачи: диагностировать уровень усвоения материала; определить «болевые» точки в изучении материала; создать условия для формирования умения оценивать собственную деятельность.

Я предлагаю капитанам занять места за компьютерами и выполнить тестовую работу (тестовая работа по определению способов образования наречий разработана в программе «Краб-2», позволяющей оперативно определить «болевые точки» в изучении материала и оценить работу). Остальных ребят я прошу обратиться к раздаточному материалу и выполнить следующее задание.

  1. я группа: найти «четвёртое лишнее».

а) Кое-где, налево, навсегда, недаром.

б) Во-вторых, однажды, по-французски, впустую.

в) Нигде, кое-кто, как-нибудь, некстати.

  1. я группа: распределить наречия по способам образования.

Попусту, аккуратно, издалека, вдвойне, послезавтра, почему-то, кое-как, поздно.

  1. я группа: составить словообразовательную пару или цепочку.

а) Важно, неважно, важный, важность.

б) По-весеннему, весной, весенний, весна.

  1. я группа: заменить фразеологизмы одним наречием, определить, каким способом образованы полученные наречия.

Встретить в штыки, кот наплакал, из рук вон, рукой подать, во весь дух, яблоку негде упасть, черепашьим шагом.

  1. я группа: прочитать слова в соответствии с акцентологической нормой, выяснить лексическое значение выражений по словарю.

Ливмя льёт, лежмя лежит, кишмя кишит, поедом ест, слыхом не слыхать, валом валить, ходуном ходить.

Группы афишируют результаты своей работы.

  1. тур. «Вспомни обо мне».

Задача: создать условия для развития речи учащихся.

  • Перед вами иллюстрация художника Ореста Верейского к поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин». Рассмотрите рисунок, подберите к нему словосочетания с наречиями и запишите их.

  1. Рефлексия.

Задача: диагностировать уровень эмоционального состояния в конце урока; создать условия, необходимые для развития рефлексивных умений учащихся.

  • Каково ваше эмоциональное состояние?

  • Вы довольны своей работой на уроке?

  • Что вам понравилось больше всего на уроке?

  • Насколько трудной оказалась тема?

  • Над чем нужно будет ещё поработать дома?

  • Подсчитайте медали. За три медали выставляется отметка «10», за две — «9», за одну — «8».

  1. Домашнее задание.

Задача: предоставить учащимся право выбрать домашнее задание; способствовать формированию умения адекватно оценивать собственные учебные возможности.

Изучить § 44, выписать из поэмы «Василий Тёркин» словосочетания с наречиями, образованными разными способами; написать мини-сочинение с использованием наречий по рисунку О. Верейского (на выбор).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!