СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Биосфера — оболочка жизни. Профессии биогеограф и геоэколог»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Биосфера — оболочка жизни. Профессии биогеограф и геоэколог»»

Тема урока. «Биосфера — оболочка жизни. Профессии биогеограф и геоэколог».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах.

Задачи:

- сформировать представление о биосфере – как среде жизни на Земле;

- сформировать представления о границах биосферы и особенностях её развития;

- способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:
- готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

-повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;

-развивать интерес к предмету;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе; 

-способствовать осознанию красоты окружающего мира;

-воспитывать культуру умственного труда;

-воспитание чувства ответственности.

Метапредметные:
- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике;

-активизировать познавательную деятельность обучающихся;

-развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

-обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные;

-развивать умения задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы;

-создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы.

Предметные:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества;

-сформулировать понятие «биосфера»; знать границы биосферы;

-уметь сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах;

-сформировать представление об границах распространения жизни в сферах Земли.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новой информации.

Способы действий учащихся: раскрыть связи биосферы с другими оболочками Земли.

Ценностный компонент урока: доказать, что биосфера — уникальная оболочка Земли, заселенная живыми организмами.

Межпредметные связи: география, биология, экология, история, литература.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный, практический.

Методы познания: исторический, проблемный, сравнительный, наблюдение, оценка.

Ход урока.

  1. Приветствие. Организационный этап:

Учитель «Встали все и подали руку своему соседу по парте. Чувствуете, как тепло ваших рук перетекает друг к другу? Пожмите руку товарищу и пока я читаю стихотворение Николая Доризо, подумайте над строками стихотворения»

«Другу ты отдать сумей

всё тепло души своей.

Всё отдал – богаче стал,

что сберег и не отдал,

то навеки потерял».

-Давайте дарить тепло своей души товарищам и каждый станет от этого ещё щедрее и богаче.

- Вот теперь мы бодры и к занятию готовы. Я надеюсь, вы покажите свои знания и умения и будете активными участниками урока.

  1. Знакомство с новой темой. Мотивация учебной деятельности.

2.1. Учитель: - Какие географические оболочки вы знаете?

Предлагается набором слов. Необходимо их «озаглавить». Объясните почему они сгруппированы именно таким образом и объяснив, вы должны будете мне сказать тему нашего урока.

  1. (Слайд 1)Погода, климат, ветер, дождь, давление, солнце, воздух. (Атмосфера)

Атмосфера — воздушная оболочка, окружающая Землю и вращающаяся вместе с ней. Атмосфера защищает жизнь на планете. Она сохраняет тепло и предохраняет Землю от перегрева, вредного излучения, метеоритов. В ней формируется погода. Воздух – это смесь газов, в который входит: около 78 % азота, 21% — кислорода, 1 %— прочие газы, где 0,03 % углекислого газа и в воздухе присутствует водяной пар.

Погода – это состояние тропосферы в данном месте и в данный момент. Климат – это многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности.

2. Вулкан, гора, кора, рельеф, землетрясение, гранит, базальт. (Литосфера) Литосфера - это наружняя твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. Земная кора – верхняя часть литосферы, сложенная горными породами и минералами. Эта оболочка нам важна, так как мы живем и добываем полезные ископаемые, которые в дальнейшем используем в своей хозяйственной деятельности. Рельеф – все формы твердой поверхности Земли.

3. Река, озеро, вода, море, течение, соленость, промилле. (Гидросфера) Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода в ней находится в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. Основная часть гидросфер – жидкая соленая часть Мирового океана. Пресная вода содержится в ледниках подземных и поверхностных водах суши. Вся вода гидросферы находится в постоянном движении. В отличие от литосферы и атмосферы она полностью освоена живыми организмами.

  1. Растения, животные, человек, органический мир, жизнь. (Биосфера)

- Что такое биосфера? (Биосфера -оболочка Земли, населённую живыми организмами.)

2.2 Постановка цели и задач урока.

-Давайте сформулируем тему урока, назовите тему урока (как вы поняли, какая у нас тема урока?)

(Слайд 2) Тема урока: Биосфера- оболочка жизни. (Мы с вами на протяжении 5ти уроков будем изучать Биосферу, а сегодня мы поговорим о биосфере- как оболочке жизни)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

-Какие цели урока мы поставим? Ответы детей.

Мы сегодня на уроке постараемся ответить на вопросы: Что такое биосфера, каков ее состав? Где проходят границы биосферы? Что такое живое вещество и его роль в природе? Кто занимается изучением биосферы?

Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Вспомните и объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

Ученик. Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

Учитель. Земля единственная планета, на которой в настоящее время доказано существование жизни. Как никакая другая планета она заселена различными обитателями. Все организмы составляют еще одну оболочку планеты – биосферу.

III. Усвоение новых знаний.

3.1 Учитель. Что такое биосфера? (Это оболочка Земли, включающая область распространения жизни.)

(Слайд 3) Биосфера состоит из двух слов (древнегреч. bios — жизнь и sphaira — шар) — то есть «живой шар», «сфера жизни» - это оболочка Земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими.

Учитель. Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли.

Из планет Солнечной системы только Земля населена живыми организмами и имеет оболочку, в которой распространена жизнь.

3.2. Работа с учебником стр.150

-Когда это происходило? Откроем учебники на стр 150

Прочитать пункт параграфа «Биосфера» и ответить на вопросы.

-Когда появилась биосфера? (около 3,5 млр лет назад, возможно и раньше)

- Где появились первые живые организмы на Земле? (в Мировом океане)

-Когда появился человек разумный? (около 200 тыс лет назад)

- Сколько прошло времени, прежде чем в процессе эволюции сформировался, тот разнообразный органический мир, который сегодня существует на Земле? (сотни миллионов лет)

3.3 (Слайд 4) Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом.

Зная о биосфере накапливались постепенно, с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений и других.

В 20е годы 20 века, выдающийся ученый, один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945). Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере, доказал существование всеобщего круговорота веществ и энергии.

Биография В.И. Вернадского.

(Слайд 5) Владимир Иванович говорил, что нет силы более могущественнее, чем живые организмы.

Учитель. Так, что же такое биосфера? Ответы учеников.

Запись в тетради определения «Биосфера – это земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности (живое вещество).»

3.4 Границы биосферы

Биосфера – пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства? (Слайд 6)

(Слайд 7)

Работа в парах по карточкам. Заполнить таблицу, используя учебник стр. 150 пункт параграфа «Живые организмы» и рисунок «Границы биосферы».

Задание №2. Границы биосферы.

Оболочка

Где проходит

Что мешает дальнейшему распространению

в атмосфере

На высоте более 17 км, до соприкосновения с озоновым слоем

Озоновый слой

в литосфере

Земная кора, почвенный слой

Нехватка кислорода

в гидросфере

Дно океана

- - - - - - - - -

- Где можно встретить живые организмы?

(Слайд 8)

Проверка. Границы биосферы

  1. Верхняя граница в атмосфере, верхние слои тропосферы 17–25 км. Она определяется озоновым слоем.

В атмосфере летают различные птицы, насекомые, споры растений и грибов, различные бактерии (одним словом микроорганизмы).

  1. Нижняя граница в литосфере до земных глубин. Распространение живых организмов ограничивается вглубь нехватка кислорода, но есть микроорганизмы, которые способны существовать без воздуха.

В почве обитают разнообразные черви, насекомые и их личинки, кроты, а также бактерии.

  1. Нижняя граница в гидросфере: Определяется дном Мирового океана,10–11 км (Марианская впадина)., включая донные отложения.

В гидросфере существование жизни по всей толще воды. В гидросфере можно встретить разнообразных рыб, различных морских черепах, также моллюсков и других водных обитателей.

(Слайд 9)

- Чем определяется границы существования живых организмов биосферы?

Границы существования живых организмов определяются наличием необходимых условий для жизни.

(Слайд 10)

Физминутка «Земля – наш общий дом»

Вот Земля – наш общий дом, Дети выполняют движения

Много есть соседей в нём: в соответствии с текстом.

И мохнатые козлята,

И пушистые котята,

И извилистые речки,

И кудрявые овечки,

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, Ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

3.5Состав биосферы.

- Что составляет биосферу? (живые организмы) Органический мир Земли многочислен и разнообразен. Его разделяют на следующие (царства) (кластер)

Элементами биосферы называют четыре царства живой природы:

-Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь?

Бактерии – самое маленькое царство (около 10 тыс.видов). Тело Бактерий состоит из одной клетки. Бактерии способствуют разложению и превращению органических остатков в неорганические. Бактерии участвуют в круговороте веществ, в природе и они осуществляют химические превращения.

Растения. Они образуют флору- совокупность всех растений. Мир растений очень разнообразен. Их насчитывается свыше 500 тысяч видов. На долю растений приходится 90% массы всех живых организмов в биосфере нашей планеты. Отличительной чертой растений является способность к фотосинтезу.

Животные. Они образуют фауну. К царству животных относится большое разнообразие живых организмов: Простейшие, Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие, Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Млекопитающие. Их насчитывается более 1,5 млн видов. Для большинства характерно активное передвижение. Животные употребляют готовые органические вещества.

Грибы. Царство живой природы (свыше 100 тыс. видов), объединяющее эукариотические организмы, сочетающие в себе некоторые признаки растений, так и животных.

Биосферу составляют живые организмы, представленные микроорганизмами, грибами, растениями, животными и человеком.

3.6 Закономерности распространения живых организмов.

Живые организмы на Земле исключительно разнообразны, по форме и размерам. Они в совокупности составляют Органический мир.

- Как Вы думаете, кто на Земле преобладает? Ответы детей.

По видовому разнообразию животные преобладают над растениями, но по массе растения у нас преобладают над животными.

Из общего числа видов организмов 21% приходится на растения, но по своей массе они почти в 100 раз превосходят массу животных.

-Почему? Ответы детей.

-Жизнь распределена в биосфере одинаково?

Жизнь распределена в биосфере очень неравномерно, расселение живых организмов связано с условиями окружающей среды.

-Как Вы думаете, почему? Ответы детей.

- Как вы думаете, где условия будут самыми идеальными? (количества тепла, света и влаги)

- Где сосредоточено большинство живых организмов? Ответы детей.

В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее.

Живые организмы влияют на поверхностные оболочки Земли: регулируют газовый состав атмосферы; изменяют состав гидросферы, регулируют состав соли в Мировом океане; изменяют рельеф, участвуют в разрушении горных пород, при отмирании сами являются частью горных пород; участвуют в создании почвы

- Что необходимо для существования, какие условия?

На существование живого в литосфере (твёрдой оболочке) и гидросфере (водах Мирового океана) влияет отсутствие света, кислорода, необходимой температуры для жизни, мало кислорода.

Живые организмы встречаются в природе в самых необычных и самых суровых природных условиях. Живые организмы можно встретить во льдах, на вершинах гор, в соленых озерах, в безводных пустынях и даже в глубине в нефтяных пластах.

В океане есть:

- огромная группа мельчайших обитателей, которые переносятся течением – планктон, микроскопические водоросли, рачки, медуз и служат пищей большинству рыб;

- свободно плавающие организмы в толще воды - нектон– рыбы, киты, морские черепахи;

- некоторые организмы обитают на дне – бентос – водоросли, моллюски, крабы.

(Слайд 11)(Слайд 12) (Слайд 13)

3.7. Профессия биогеограф, геоэколог.
Так как биогеография изучает растительный и животный мир земного шара, специалистом в данном направлении сможет стать только тот, кто действительно интересуется биологией и географией.
Работают биогеографы в различных заповедниках, национальных парках. В составе всевозможных экспедиций такие специалисты занимаются поиском оптимальных путей и направлений для одомашнивания диких растений и животных, поиском чистых с экологической точки зрения мест для строительства новых населенных пунктов. Смотрите фото.
Геоэколог – это ученый, который специализируется на исследованиях окружающей среды как места обитания человека. Он изучает ее на стыке экологии, географии и геологии.
Геоэкологи оценивают рациональность использования природных территорий с точки зрения экологии. Например, оценивает, насколько безопасно для природы будет возведение того или иного объекта, какие последствия вызовет строительство.

IV. Закрепление изученного

Тестовая работа по карточкам.

Взаимопроверка.

V. Итог урока

Вопросы по теме:

1. Что называют биосферой?

2. Каковы особенности живых организмов? (Особенности живых организмов: распространены повсеместно; огромное разнообразие видов и форм жизни; большая способность к размножению.)

3. Как определяются границы биосферы? (Границы биосферы определяются наличием условий, необходимых для жизни различных организмов.)

4. Какие живые организмы обитают в биосфере?

5. Какой ученый создал «Учение о биосфере»?

ВЫВОД:

  1. Самая важная особенность нашей планеты — наличие жизни, которая зародилась примерно 4 млрд лет назад.

  2. Основное вещество биосферы — живое вещество: это масса всех живых организмов.

  3. Биосфера является самой молодой и самой тонкой оболочкой Земли.

  4. Биосфера обеспечивает существование человека на Земле

VI. Рефлексия. (Слайд 14)

VII. Оценка деятельности учащихся.

VIII. Домашнее задание. (Слайд 15)























К А Р Т О Ч К А №1 1. Когда появилась биосфера? ______________________________ 2.Где появились первые живые организмы на Земле? ___________________ 3. Когда появился человек разумный? ___________________________ 4. Сколько прошло времени, прежде чем в процессе эволюции сформировался, тот разнообразный органический мир, который сегодня существует на Земле? __________________________________



Задание №2. Заполнить таблицу. Границы биосферы

Оболочка

Где проходит

Что мешает дальнейшему распространению

В атмосфере



В литосфере



В гидросфере






Проверочная работа по теме "Биосфера" -_______________________

1.Жизнь на нашей планете зародилась:

а) 2 млрд.лет назад б) более 3,5 млрд лет назад в) 5 млрд лет назад

2. Наибольшее количество живых организмов сосредоточено:

а) на высоте до 10 км б) на глубинах до 10 км

в) у земной поверхности г) на высоте более 15 км

3. Первые живые организмы на Земле появились

а) на суше б) в Мировом океане в) в воздухе

4. Учение о биосфере как особой оболочке, населённой живыми организмами, создал учёный:

а) В.И.Вернадский б) В.В.Докучаев в) П.П.Семёнов

5. Мельчайшие организмы в Мировом океане, которые не могут противостоять течениям, называются:

а) бентос б) нектон в) планктон





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!