Просмотр содержимого документа
«Биология — наука о живой природе»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | Биология | Класс | 5 |
Тема урока | Биология — наука о живой природе |
Цели урока | Образовательная: - формирование представлений о царствах живой природы - сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира - познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности Развивающая: - развивать общеучебные умения и навыки, а так же интеллектуальные способности учащихся - развивать интерес к биологическим знаниям - формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач Воспитательная: формирование толерантности по отношению к одноклассникам |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Актуализация и систематизация знаний о Биологии как науки о живой природе | Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала - проговаривать последовательность действий на уроке - работать по плану, инструкции, осуществлять,самоконтроль Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов - умение вести самостоятельный поиск. Анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других -формирование и аргументация своего мнения и позиции - уметь устно и письменно выражать свою мысль | - овладение на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях - осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира |
Решаемые учебные проблемы | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Биология. Биосфера, ботаника, зоология, анатомия, общая биология, микробиология. цитология, микология, бриология |
Виды используемых на уроке средств ИКТ | раздаточный материал |
Оборудование | Учебник, таблицы |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Природоведение, краеведение | Индивидуальная,парная, фронтальная, групповая с общей беседой. | Учебник,таблицы, раздаточный материал |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП. Организационный момент: Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Михайловна. На какой урок вы пришли? На уроках нам необходим учебник, тетрадь. Давайте рассмотрим учебник: Даю рекомендации работы с учебником, ведением тетрадей. Обращаю внимание детей на памятку «Как работать с учебником биологии». (прил 1) Провожу инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных работ. |
ЭТАП. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащимися – Внимание, откройте параграф 1 на стр 6, и прочтите название темы, как вы думаете, что мы будем изучать? Сейчас приступаем к изучению первой темы предмета «биология» Что изучает наука биология? Ребята, а может вы знаете что такое биосфера? Биосфера включает в себя нижние слои атмосферы, посмотрите на рис 2 и отметьте слои биосферы. как вы думаете, какие биологические объекты находятся в литосфере? Гидросфере, атмосфере? А можеет кто-нибудь знает про озоновый экран? Формируемые умения Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию Личностные результаты: -осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о Биологии как науки о живой природе |
Деятельность учителя Открываем рабочую тетрадь подписываем. Найдите в учебнике понятия « Биология», и «Биосфера», запишите их в тетрадь. Спрашиваю устно нескольких детей определения, затем проговариваю определения. Ребята, а как вы думаете, биология это обобщенная наука, она может разделятся на другие дисциплины? - нет А вы знаете Дисцыплину Экология? Это же ведь часть Биологии, а какая дисциплина у нас изучает только растения?а животные?. Посмотрите на рисунок 1 и выделите биологические дисцыплины. Зачем нам нужно изучать биологию? С какими сторонами практической деятельности связана наука биология? работа в группах На доску пишу схему «значение биологии» дети должны ее заполнить. (направление-с/х, пищевая промышленность, медицина, охрана окружающей среды) На каждый лепесток нужножно написать по одному направлению. Делю детей на 8 групп , прдставитель каждой группы выходит к доске пишет значение и проговаривает примеры. | Деятельность учащихся Индивид. работа Дети записывают в тетрадь определение: «Биология» «Биосфера» Хотим Индивид. работа Рассматривают рис 1на стр.6, просматривают текст стр 6-7. Работают с различными источниками информации Работают в группах, используют учебник (стр 8-9). Группам даю определенные направления |
ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности. Воспроизведение на новом уровне. |
Деятельность учителя. Итак, давайте сделаем выводы. (Вопросы в конце параграфа) Вы смогли найти ответы на вопросы сегодняшнего урока? Вы молодцы! Даю домашнее задание. Изучить параграф1. Ответить на вопросы в конце параграфа. А закончить урок мне хочется словами Цицерона: «Нет ничего более изобретательного, чем природа». «Нет ничего более упорядоченного чем природа». | Деятельность учащихся Записывают домашнее задание |
Приложение 1
Материалы к уроку «Биология – наука о живой природе»
Материалы, расположенные на информационном стенде в кабинете биологии
Как работать с учебником биологии
1. Найдите по оглавлению изучаемую тему и страницу, на которой изложен новый материал.
2. Прочитайте весь параграф. Затем читайте по абзацам и постарайтесь дать название каждому, выделив главную мысль. Отметьте биологические понятия и термины, которые встречаются в тексте, запишите их в тетради и дайте им объяснения.
3. Составьте план изложения материала данного параграфа.
4. Глядя на план, восстановите в памяти содержание изучаемого материала, используя рисунки, схемы, таблицы, данные к тексту.
5. Ответьте на вопросы к параграфу и выполните рекомендуемые задания.
Как учить биологию дома
1. Возьмите учебник, приготовьте тетрадь по биологии, ручку, карандаш и линейку.
2. Внимательно прочитайте заданный параграф учебника, посмотрите записи и зарисовки в тетради, сделанные в классе при изучении нового материала. Рассмотрите в учебнике все рисунки и схемы к изучаемому материалу, ответьте на вопросы к параграфу. Устно повторите материал, стараясь не смотреть в учебник.
3. Сделайте необходимые записи и зарисовки. Если возникли вопросы запишите их, чтобы задать на уроке и обсудить с учителем и одноклассниками.
4. Выучив материал по учебнику, хорошо было бы воспользоваться и другими источниками информации, в том числе и сетью Интернет для поиска сведений об изучаемой теме.
Законы запоминания
1. Четко определите, что необходимо запомнить.
2. Выясните, как и для чего нужно проводить наблюдение. возможно большего числа органов чувств.
3. Старайтесь опираться, прежде всего, на зрительное восприятие. Оно прочнее.
4. Повторение – основа прочного запоминания.
5. Старайтесь ассоциировать один факт с другим. Тот, кто умеет обобщать полученные сведения и устанавливать между ними взаимосвязи, лучше запоминает