СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология 5 класс "Деление клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; - формировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов

Просмотр содержимого документа
«Биология 5 класс "Деление клетки"»


Технологическая карта к уроку


Биология 5 класс

Дата :14.12.2016

Тема урока: Деление клетки

Тема

Деление клетки.


Цель

Продолжить знакомить учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки.

Задачи

— углубить знания учащихся о процессах, происходящих в клетке;

— продолжить формирование умения работать с текстом и иллюстрациями учебника;

—сформировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

Формируемые УУД

Личностные:

- выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- формировать научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- искать пути решения проблемы и средства достижения цели

- уметь оценивать свою учебную деятельность на уроке.

Познавательные:

- принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении учебных действий, четко выполнять требования познавательной задачи;

- работать с учебником;

- объяснять значение новых терминов;

- уметь использовать символы и схемы для структурирования информации.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, находить дополнительную информацию.

Основные понятия

клетка, ядро, хромосомы, деление.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания.

Электронное приложение к учебнику В.В.Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс

Раздаточный материал


Организация пространства


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.

Стоя приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.





Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности;

Коммуникативные

Сотрудничество с учителем.

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

7 мин.


Учитель даёт тему прошлого урока «Процессы жизнедеятельности клетки»



















Учитель задает два вопроса.

1. Каково значение движения цитоплазмы?

2. Из чего состоит межклеточное вещество?

Обучающиеся

Выполняют тестовые задания, биологический диктант

Карточка 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома;  б)  митохондрия;  в) хлоропласт;  г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной;  б) бактериальной;  в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль;  б) хлоропласт;  в) ядро;


Карточка 2.

 Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро;  б) цитоплазма;  в) вода;

 Биологический диктант: 1. Общее название солей, содержащихся в клетке. ____________________

2. Органические вещества, необходимые организмам как запасной источник энергии._____________________________

3. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? ________________

4. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.

______________________

5. Органические вещества, без которых невозможна жизнь.

________________________

6. Группа веществ, к которой относятся белки, жиры, углеводы. ___________________________

7) О движении цитоплазмы можно судить по перемещению ___________ вдоль клеточной оболочки.

8). Клетки соединены друг с другом оболочками и ____________________________


9).Между оболочками соседних клеток находится особое ________________________вещество.

10). Перемещению в клетках питательных веществ и воздуха способствует движение _____________ .


Перечень терминов: хлоропласты, цитоплазма, вакуоли, межклеточное, ядро, нити цитоплазмы, межклетники, органическое, оболочка, хромосомы.

взаимопроверка

Учащиеся знают и умеют описывать процессы жизнедеятельности клетки; знают значение движения цитоплазмы и разницу между межклеточным веществом и межклетниками.





















Личностные:

- выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки;

Коммуникативные:

Сотрудничество с другими учениками


III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

3 мин.

Учитель предлагает разгадать ребус

Предлагает учащимся снова вернуться к листочкам, на которых они выполняли задание предлагает связать тему урока с тем, что они написали.

-Что мы будем изучать на уроке?

Учитель объявляет тему урока «Деление клетки.

Учащиеся выполняют расшифровку ребуса в группе и пытаются разгадать тему урока.

После того как учащиеся разгадали тему урока, они вместе с учителем выясняют с каким процессами жизнедеятельности связана тема урока.

Как происходит процесс размножения (деления) и роста клетки.


Учащиеся умеют связывать различные понятия между собой.

Регулятивные:

Самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: постановка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала. (создание условия для выявления «Чего мы еще не знаем?»)

20 мин.








Учитель ставит проблемный вопрос учащимся.


- Почему растения растут?


- Мы вернемся к этому после изучения новой темы.


Заранее готовятся утверждения, относящиеся к материалу для чтения стр.44-45


Предлагают версии решения проблемной ситуации.





















Учащиеся знают, умеют описывать процесс деления клетки и рост.

Личностные:

- оценивать собственный вклад в работу группы;

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Познавательные:

- работать с учебником, составлять схемы-опоры;

- объяснять значение новых терминов

Коммуникативные:

- обсуждать информацию в группе;

- выражать свои мысли и идеи.

Физкультминутка

закройте глаза, расслабьте тело,

представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

теперь в океане дельфином плывете,

теперь вы в саду яблоки спелые рвете.

налево, направо, вокруг посмотрели,

открыли глаза, и снова за дело!


Учитель дает задание обсудить в группах прочитанное.


Учитель включает видеоролик «Деление клетки».


Учитель после просмотра видеоролика даёт учащимся задание заполнить информацию о хромосомах .


После заполнения модели учитель включает ролик «Фазы деления»


Учитель даёт учащимся задания распределить в правильной последовательности фазы деления клетки




Учащиеся прочитывают материал.

Учащиеся обсуждают в группах прочитанный материал.


Далее учащиеся смотрят видеоролик.

После просмотра видеоролика учащиеся выполняют структуру




















Карточки с фазами деления клетки и ростом клетки, которые нужно распределить в правильной последовательности.



VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

(Закрепление)

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

6 мин.

Учитель раздает числа для упражнения по теме «Деление и рост клетки».

.


Члены команды считают вслух, начиная с 1 проговаривают процессы происходящие в клетке при делении.

Учащиеся проговаривают вслух, начиная с 1 процессы происходящие в клетке при делении.

.




Учащиеся знают, умеют описывать процесс жизнедеятельности клетки.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Познавательные:

- находить отличия; объяснять значение новых терминов;

- сравнивать и выделять признаки;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли и идеи.

VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

2 мин.


Учитель организует беседу с классом для проведения рефлексии.

- Какие новые знания вы сегодня получили?

- Какая тема вызвала у вас наибольшие затруднения?

- Что было интересного на уроке?

Просит оценить себя заранее условленными жестами.

-Спасибо за урок! Если вы уходите с урока в хорошем настроении нарисуйте веселое лицо на плакате.

Если же вы чем то недовольны то нарисуйте свои эмоции.



Учащиеся отвечают на вопросы.

И если учащиеся хотели бы оценить себя на «5» поднимают два больших пальца вверх,

Если на «4» один большой палец вверх, если на «3» - большой палец в сторону.


Осознание учащимися степени активности на уроке, а также учебной деятельности как себя, так и группы, и класса в целом.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;


Регулятивные:

-уметь оценивать свою работу на уроке

VIII. Д/з.

1 мин.

Параграф №9, статья «Как делится клетка», повторить §9 полностью.

Р.Т. №34.


Записывают домашнее задание.


Умеют применить полученные знания и связать их в тексте.

Познавательные:

-работать с материалом учебника;

-сравнивать и выделять признаки;

- объяснять значение новых терминов


















Приложение №1




И





















Приложение №2





Руководство ожидание/реакция.


  1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.

  2. В столбце «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.

  3. Чтобы принять решение учитывайте ваш личный опыт, знания и убеждения.

  4. А теперь приступим к изучению материала.



ДО

УТВЕРЖДЕНИЕ

ПОСЛЕ


1. Зеленые пластиды плавно перемещаются с цитоплазмой.



2. Цитоплазма движется не постоянно.



3. Чем меньше активность жизнедеятельности клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.



4. Цитоплазма одной клетки изолирована от цитоплазмы других живых клеток.



5. Межклетники заполнены межклеточным веществом.



6. Живые клетки дышат, питаются, растут и размножаются.




  1. Теперь по завершению изучения ещё раз прочтите утверждения.

  2. В столбце «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.

  3. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения и почему?















Приложение №3





1. Установите соответствие стадий деления клетки.













Приложение №4



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

К ОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ



1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести

взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться ви.п. Повторить 4-5 раз.

7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз





1

2

3

4

5

6







6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!