СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологический эксперимент в вопросах ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Биологический эксперимент в вопросах ЕГЭ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




индивидуальный проект


Тема: Биологический эксперимент в вопросах ЕГЭ








Работу выполнил(а):

Горнухина Яна Романовна,

10 класс



Руководители работы:

Дюжева Елена Александровна,

учитель Биологии








р.п. Ветлужский

2022

Паспорт проекта



Название проекта

Биологический эксперимент в вопросах ЕГЭ

Руководитель проекта

Дюжева Елена Александровна


Автор проекта

Горнухина Яна Романовна


Учебная дисциплина

биология


Тип проекта

библиографический

Цель работы

Помочь учащимся 10-11 классов подготовиться к 22 заданию ЕГЭ по Биологии и разработать тренажер этого задания в виде презентации

Задачи работы

Помочь учащимся разобраться в задании

Научить учащихся корректно писать ответы на поставленный вопрос

Создать удобный тренажер, в котором будут разные типы задания

Проблема

Учащиеся не могут самостоятельно разобраться в задании

Объект

22 задание ЕГЭ

Предмет

Биология

Результат проекта

В ходе работы над индивидуальным проектом была частично достигнута поставленная цель, так как при социалогическом опросе учащихся выяснилось, что продукт моего проекта не всем удобен в использовании и вызывает затруднения в решении заданий без помощи учителя биологии

















Содержание

1. Паспорт проекта .....................................................................................2

2. Введение .………………………………………………………………4

3. Теоритическая часть …………………………………………………..5

4. Практическая часть.................................................................................8

5. Заключение …………………………………………………………….9

6. Список литературы ……………………………………………………10

7. Приложение …………………………………………………………....11













































Введение

Для многих учащихся сдача Единого Государственного Экзамена - настоящая проблема. И это обоснованно, ведь подростки должны запомнить массу информации и правильно подать ее на экзамене. Особенно трудным может стать ЕГЭ по биологии.
Знаний, которые учащиеся приобретают в школе, бывает недостаточно. За помощью можно обратиться к репетитору или разыскивать информацию самостоятельно. Первый способ подойдет абсолютно всем учащимся. А вот находить необходимые сведения по биологии самостоятельно бывает проблематично.

Эксперимент – метод исследования в биологии, при котором экспериментатор сознательно изменяет условия и наблюдает, как они влияют на живые организмы. Эксперимент можно проводить как в лаборатории, так и на открытом воздухе.

Задание №22 ЕГЭ по биологии представляет из себя качественную биологическую задачу, то есть требует развернутого ответа. Оно проверяет умение применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции.

Цель проекта:

Помочь учащимся 10-11 классов подготовиться к 22 заданию ЕГЭ по Биологии и разработать тренажер этого задания в виде презентации

Задачи :

Помочь учащимся разобраться в задании

Научить учащихся корректно писать ответы на поставленный вопрос

Создать удобный тренажер, в котором будут разные типы задания

Актуальность:

Данный проект позволяет расширить знания обучающихся в области биологии и поможет в подготовке к ЕГЭ. Также это задание обновленного типа, изменение 2022 года

Проблема:

Учащиеся не могут самостоятельно разобраться в задании

Объект исследования: 22 задание ЕГЭ

Предмет исследования: Биология

Метод исследования: Библиографический



Теоритическая часть

Практико-ориентированные задания видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результатов эксперимента.Задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов в 2021 году.

Контролируемый эксперимент- это научный тест, который проводится в контролируемых условиях, то есть когда все факторы влияющие на результат контролируются. При этом один (или несколько) факторов изменяются, в то время, как все остальные остаются постоянными. При проведении эксперимента обязательно есть контрольная группа и экспериментальная группа(группы). Неизменнами следует сделать:

-пространственно временные условия проведения эксперимента(в одно и тоже время дня, недели для всех испытуемых);

- технику проведения и оборудования помещения;

- соблюдение инструкций.

Зависимые и независимые переменные являются двумя основными переменными любого эксперимента или исследования.

Независимая переменная- это фактор, который выбирает или меняет сам экспериментатор и отличается между контрольной и экспериментальной группами.

Зависимая переменная- это реакция, которая измеряется.

Независимая переменная контролируется экспериментатором, а зависимая изменяется в ответ на изменение независимой переменной. Как правило, в качестве независимой переменной выбирается только один, чтобы избежать влияния нескольких факторов на зависимую переменную одновременно.

Совет для определения зависимой и независимой переменной:

1. Задаем вопрос: какие условия задал экспериментатор? Эти условия и есть независимые переменные.

2. Задаем вопрос: что изменилось под действием заданных условий? Это и есть зависимые переменные

Эксперименты, описанные в учебниках по биологии

По ботанике:

1. Опыты по влиянию разных факторов на проростание семян

2. Опыты по фотосинтезу

3. Опыты по обнаружению корневого давления

4. Опыты по транспирации

5. Опыты по обнаружению органических веществ в семенах

6. Опыты по влиянию разных факторов на рост и развитие растений

7. Опыты по транспорту веществ в растениях

8. Опыты на дыхание разных органов растения

По зоологии:

1. Опыты с простейшими на проявление раздражимости

2. Опыты по формированию условных рефлексов с разными животными

3. Опыты на изучение функций плавников у рыб

4. Влияние разных факторов на поведение животных

По анатомии и физиологии человека:

1. Опыты Павлова И.П. по формированию условных рефлексов

2. Опыты Павлова И.П. по торможению условных рефлексов

3. Опыты по влиянию ферментов слюны на расщепление крахмала

4. Опыты по влиянию пепсина на расщепление белков

5. Опыты на безусловные рефлексы (коленный, влияние света на зрачок, сгибательные и разгибательные рефлексы и др.)

6. Опыты с моделями Дондерса

7. Опыты по влиянию физических нагрузок на интенсивность дыхания и на работу органов кровообращения

8. Опыты по нейрогуморальной регуляции процессов пищеварения, дыхания, кровообращения

9. Опыты по изучению химического состава костей

10. Опыты по утомляемости мышц

11. Опыты на разные типы памяти

По общей биологии:

1. Опыты по обнаружению явления плазмолиза и деплазмолиза в клетках

2. Опыты по влиянию факторов на активность ферментов

3. Опыты на денатурацию белков

4. Опыты Грегора Менделя

5. Опыты Томаса Моргана

6. Опыт Миллера и Юри

7. Опыты Мичурина по селекции

8. Опыт Луи Пастера

9. Опыт Франческо Реди

Основные советы по решению заданий на эксперименты:

1. При изучении теории особое внимание обратить на различные биологические эксперименты , описанные в учебниках по всем разделам биологии

2. Внимательно читать условия эксперимента и то, что требуется найти

3. Выучить этапы проведения экспериментов для успешного выполнения заданий на последовательность

4. В заданиях могут быть рисунки экспериментов из учебников, поэтому нужно хорошо их изучать и уметь объяснять( с какой целью был проведен эксперимент ? какую гипотезу мог выдвинуть экспериментатор ? что было доказано с помощью данного эксперимента ? какой закон был открыт и т.д.)

5. Для нахождения независимых и зависимых переменных научиться задавать нужные вопросы:

Для нахождения независимой переменной: Какие условия ставил экспериментатор?

Для нахождения зависимой переменной: Какой параметр изменился под действием независимой переменной ?

Нужно помнить, что все задания с экспериментами основаны на знании содержания теории, которую надо хорошо знать по всем разделам биологии для успешной сдачи ЕГЭ!





















Практическая часть

 На ЕГЭ по Биологии все задания части II требуют письменного ответа, владения умением самостоятельно и четко излагать свои мысли, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения, отбора необходимого для ответа материала. Успешность выполнения заданий с развернутым ответом во многом зависит и от того, насколько выпускник умеет применять полученные знания в новых ситуациях, делать выводы и обобщения, обосновывать собственные взгляды, аргументировать ответ. 

Поэтому, в ходе работы над проектом, была разработана презентация-тренажер 22 задания ЕГЭ по биологии, чтобы показать учащимся 10-11 классов, как правильно выполнить экспериментальное задание и не потерять ни одного балла. Во время разбора 22 задания ЕГЭ с ребятами, учитель биологии использовала продукт моего проекта.

После урока был проведен социологический опрос. Учащиеся должны были ответить на вопросы:

1. Удобен ли вам данный формат тренажера?

2. Есть ли задания, которые вызывают у вас трудности?

3. Будете ли вы использовать данный тренажер для подготовки к ЕГЭ?

Социологический опрос показал, что большинство учащихся считает данный формат тренажера удобным в использовании, задания вызывают затруднения лишь у малой доли опрошенных. В ходе опроса, больше половины опрошенных ответило, что будут использовать тренажер для подготовки к ЕГЭ.

























Заключение

В ходе работы над индивидуальным проектом была частично достигнута поставленная цель, так как при социалогическом опросе учащихся выяснилось, что продукт моего проекта не всем удобен в использовании и вызывает затруднения в решении заданий без помощи учителя биологии.



















































Литература

https://урок.рф/presentation/27718.html

https://vpr-ege.ru/ege/biologiya/1440-trenirovochnye-varianty-ege-2022-po-biologii

https://helpiks.su/4-124958.html

ЕГЭ 2022 по биологии, В. С. Рохлова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов. Москва





















































Приложение

Приложение 1 Результаты социалогического опроса




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!