СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

""Биологические свойства воды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайдовое сопровождение к уроку: "биологические свойства воды"

Просмотр содержимого документа
«""Биологические свойства воды"»

Тема урока: «Биологические свойства воды» Цель урока : Расширить представление о воде как универсальном веществе на Земле. Тип урока : Обобщить полученные знания по теме: «Биологические свойства воды». Оборудование урока: тесты , тетрадные листы,ручки , презентация,  компьютер , интерактивная доска, кристаллизатор с водой и льдом.  Вид урока : Деловая игра (пресс-конференция). Задачи урока: 1) Обобщить знания о биологических свойствах воды. 2) Выяснить значение воды в природе и в жизни живых организмов. 3) Выяснить аномальные свойства воды.

Тема урока: «Биологические свойства воды»

Цель урока : Расширить представление о воде как универсальном веществе на Земле.

Тип урока : Обобщить полученные знания по теме: «Биологические свойства

воды».

Оборудование урока: тесты , тетрадные листы,ручки , презентация, компьютер , интерактивная доска, кристаллизатор с водой и льдом.

Вид урока : Деловая игра (пресс-конференция).

Задачи урока:

1) Обобщить знания о биологических свойствах воды.

2) Выяснить значение воды в природе и в жизни живых организмов.

3) Выяснить аномальные свойства воды.

План урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. 3. Работа исследовательских групп:  А) Группа «Биохимики».  Б) Группа «Биофизики».  В) Представители СЭС. 4. Рефлексия. 5. Подведение итогов урока. 6.Домашнее задание

План урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Работа исследовательских групп:

А) Группа «Биохимики».

Б) Группа «Биофизики».

В) Представители СЭС.

4. Рефлексия.

5. Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание

Биологическая функция воды в природе состоит в том, что она: 1. Обеспечивает поддержание структуры организмов. 2. Служит растворителем и средой для диффузии. 3. Участвует в реакциях гидролиза. 4. Среда для оплодотворения. 5. Обеспечивает распространение семян, гамет, личиночных стадий водных животных.

Биологическая функция воды в природе состоит в том, что она:

1. Обеспечивает поддержание структуры организмов.

2. Служит растворителем и средой для диффузии.

3. Участвует в реакциях гидролиза.

4. Среда для оплодотворения.

5. Обеспечивает распространение семян, гамет, личиночных стадий водных животных.

Главными биологическими функциями воды для растительных организмов являются следующие: 1. Поддержание осмотического и тургорного давления. 2. Участвует в процессе фотосинтеза. 3. Обеспечивает транспирацию. 4. Обеспечивает прорастание семян.

Главными биологическими функциями воды для растительных организмов являются следующие:

1. Поддержание осмотического и тургорного давления.

2. Участвует в процессе фотосинтеза.

3. Обеспечивает транспирацию.

4. Обеспечивает прорастание семян.

Не менее важны биологические функции воды для животных и человека. Наиболее значимые из них такие: 1. Обеспечивают транспорт веществ. 2. Способствуют охлаждению тела. 3. Обеспечивают осморегуляцию. 4. Выполняет защитную функцию (слезы). 5. Способствует миграции (морские течения).

Не менее важны биологические функции воды для животных и человека. Наиболее значимые из них такие:

1. Обеспечивают транспорт веществ.

2. Способствуют охлаждению тела.

3. Обеспечивают осморегуляцию.

4. Выполняет защитную функцию (слезы).

5. Способствует миграции (морские течения).

Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов из трех предложенных: 1. Воды больше в клетках организма: а) мужского; б) женского; в) одинаковое количество. 2. В образовании молекулы воды участвуют связи: а) ковалентные и водородные; б) только ковалентные; в) только водородные. 3. Живые организмы не могут долго существовать без воды, так как : а) организм обезвоживается; б) нарушается обмен веществ; в) нарушается гомеостаз. 4. В молекулах воды могут растворятся молекулы : а) полярные; б) полярные и неполярные; в) неполярные. 5. К гидрофильным веществам относятся : а) фруктоза; б) инулин; в) камедь. 6. К гидрофобным веществам относятся : а) триглицериды; б) тетрозы; в) гексозы. 7. Для воды характерны агрегатные состояния : а) твердое, жидкое, газообразное; б) твердое, жидкое, коллоидное; в) твердое, коллоидное, жидкое, газообразное. 8. Молекулы воды взаимодействуют с химическими веществами, элементы в которых имеют связи: а) электростатические; б) дисульфидные; в) гидрофобные. 2 этап урока.

Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов из трех предложенных:

1. Воды больше в клетках организма:

а) мужского;

б) женского;

в) одинаковое количество.

2. В образовании молекулы воды участвуют связи:

а) ковалентные и водородные;

б) только ковалентные;

в) только водородные.

3. Живые организмы не могут долго существовать без воды, так как :

а) организм обезвоживается;

б) нарушается обмен веществ;

в) нарушается гомеостаз.

4. В молекулах воды могут растворятся молекулы :

а) полярные;

б) полярные и неполярные;

в) неполярные.

5. К гидрофильным веществам относятся :

а) фруктоза;

б) инулин;

в) камедь.

6. К гидрофобным веществам относятся :

а) триглицериды;

б) тетрозы;

в) гексозы.

7. Для воды характерны агрегатные состояния :

а) твердое, жидкое, газообразное;

б) твердое, жидкое, коллоидное;

в) твердое, коллоидное, жидкое, газообразное.

8. Молекулы воды взаимодействуют с химическими веществами, элементы в которых имеют связи:

а) электростатические;

б) дисульфидные;

в) гидрофобные.

2 этап урока.

В 1783 коду выдающиеся экспериментаторы Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье установили, что вода состоит из двух газов: водорода и кислорода, соотношение которых выражается формулой Н 2 О Антуан Лавуазье Генри Кавендиш

В 1783 коду выдающиеся экспериментаторы Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье установили, что вода состоит из двух газов: водорода и кислорода, соотношение которых выражается формулой Н 2 О

Антуан Лавуазье

Генри Кавендиш

Аномальные свойства воды связаны с тем, между молекулами воды существуют водородные связи, благодаря которым вода в жидком состоянии образует динамически изменяющуюся сеть кластеров , поведение которых влияет на структуру и свойства воды.

Аномальные свойства воды связаны с тем, между молекулами воды существуют водородные связи, благодаря которым вода в жидком состоянии образует динамически изменяющуюся сеть кластеров , поведение которых влияет на структуру и свойства воды.

Уникальным свойством воды является то, что вода имеет непостоянную плотность при определенных температурных режимах : 1. При охлаждении от + 100 о С до – 4 о С вода сжимается увеличивая свою плотность. 2. При температуре + 4 о С – она имеет найбольшую плотность. Но при охлаждении вода вновь начинает расширяться, а ее плотность уменьшается. 3. При 0 о С вода переходит в твердое агрегатное состояние.

Уникальным свойством воды является то, что вода имеет непостоянную плотность при определенных температурных режимах :

1. При охлаждении от + 100 о С до – 4 о С вода сжимается увеличивая свою плотность.

2. При температуре + 4 о С – она имеет найбольшую плотность. Но при охлаждении вода вновь начинает расширяться, а ее плотность уменьшается.

3. При 0 о С вода переходит в твердое агрегатное состояние.

Удивительные свойства приобретает вода в нанотрубках , диаметр которых 1х10 -9 м: резко увеличивается ее вязкость и вода не замерзает при температурах близких к абсолютному нулю. Молекулы воды в нанотрубках при температуре -23 о С и давлении 40 тысяч атмосфер самостоятельно выстраивает спиральные лесенки, в том числе и двойные спирали, которые напоминают структуру ДНК. Рис. Внутренняя стенка структуры воды (изображение New Scientist)

Удивительные свойства приобретает вода в нанотрубках , диаметр которых 1х10 -9 м: резко увеличивается ее вязкость и вода не замерзает при температурах близких к абсолютному нулю. Молекулы воды в нанотрубках при температуре -23 о С и давлении 40 тысяч атмосфер самостоятельно выстраивает спиральные лесенки, в том числе и двойные спирали, которые напоминают структуру ДНК.

Рис. Внутренняя стенка структуры воды (изображение New Scientist)

 Существует мнение о том, что кристаллы воды реагируют на звуки музыки, отдельные фразы, слова:

Существует мнение о том, что кристаллы воды реагируют на звуки музыки, отдельные фразы, слова:

  Термины и понятия 1   Осмос 2 Определения А Поверхностное натяжение 3 Теплоемкость С ее участием происходит Б 4 5 В  Теплопроводность  разложение огромных молекул В биологических растворах выравнивает концентрацию ее структурных частиц     Г Диффузия 6 Перемещение растворителя через полунепроницаемую мембрану 7 Молекулы растворителя меньше по размеру молекул растворенного вещества Д Истинный ратвор 8  Коллоидный раствор Е Передача тепла от одной части тела к другой, предупреждая перегревание наиболее активно функционирующего органа Благодаря ей биохимические биохимические реакции в клетках проходят в постоянном диапазоне температур. Ж Гидролиз Благодаря этому свойству по поверхности водоемов могут передвигаться некоторые животные З Молекулы растворителя по размеру совпадают с молекулами растворенного вещества

 

Термины и понятия

1

 

Осмос

2

Определения

А

Поверхностное натяжение

3

Теплоемкость

С ее участием происходит

Б

4

5

В

Теплопроводность

разложение огромных молекул

В биологических растворах выравнивает концентрацию ее структурных частиц

 

 

Г

Диффузия

6

Перемещение растворителя через полунепроницаемую мембрану

7

Молекулы растворителя меньше по размеру молекул растворенного вещества

Д

Истинный ратвор

8

Коллоидный раствор

Е

Передача тепла от одной части тела к другой, предупреждая перегревание наиболее активно функционирующего органа

Благодаря ей биохимические биохимические реакции в клетках проходят в постоянном диапазоне температур.

Ж

Гидролиз

Благодаря этому свойству по поверхности водоемов могут передвигаться некоторые животные

З

Молекулы растворителя по размеру совпадают с молекулами растворенного вещества

 « Живительная» влага может быть опасной ! Например, в воде, которая поступает в кран, может содержаться до 700 вредных веществ и не только: 1. Болезнетворные бактерии (холерный вибрион, кишечная и дизентирийная палочка, сальмонелла и др.). 2 Вирусы (например, вирус гепатита). 3. Нитраты (уменьшают содержание кислорода в крови, вызывая кислородное голодание, а также приводящее к раку желудочно – кишечного тракта). 4.Хлор ( приводит к образованию опухолей прямой кишки, простаты, мочевого пузыря) 5.Соли тяжелых металлов ( вызывают мутации и зашлаковывание организма). 6. Избыток алюминия (способствует развитию болезни Альцгеймера). 7. Свинец (замедляет физическое и психическое развитие у детей, у взрослых повышает давление крови, вызывает проблемы с почками). 8 Повышенное содержание солей кальция и магния, разные формы железа – неблагоприятно воздействуют на сердечно – сосудистую систему.

« Живительная» влага может быть опасной !

Например, в воде, которая поступает в кран, может содержаться до 700 вредных веществ и не только:

1. Болезнетворные бактерии (холерный вибрион, кишечная и дизентирийная палочка, сальмонелла и др.).

2 Вирусы (например, вирус гепатита).

3. Нитраты (уменьшают содержание кислорода в крови, вызывая кислородное голодание, а также приводящее к раку желудочно – кишечного тракта).

4.Хлор ( приводит к образованию опухолей прямой кишки, простаты, мочевого пузыря)

5.Соли тяжелых металлов ( вызывают мутации и зашлаковывание организма).

6. Избыток алюминия (способствует развитию болезни Альцгеймера).

7. Свинец (замедляет физическое и психическое развитие у детей, у взрослых повышает давление крови, вызывает проблемы с почками).

8 Повышенное содержание солей кальция и магния, разные формы железа – неблагоприятно воздействуют на сердечно – сосудистую систему.

Правилами «здорового потребления воды» : 1. Выпивайте в день, как минимум, 8 стаканов воды. 2. Равномерно распределите потребление питьевой воды в течении дня. 3. Питьевую воду не заменять чай, кофе или безалкогольные напитки. 4. Питьевую воду пкйте перед, во время и после тяжелой работы. 5. Стаканом воды начинайте и заканчивайте свой день. Учитель благодарит выступающих.

Правилами «здорового потребления воды» :

1. Выпивайте в день, как минимум, 8 стаканов воды.

2. Равномерно распределите потребление питьевой воды в течении дня.

3. Питьевую воду не заменять чай, кофе или безалкогольные напитки.

4. Питьевую воду пкйте перед, во время и после тяжелой работы.

5. Стаканом воды начинайте и заканчивайте свой день.

Учитель благодарит выступающих.

Задача. Общее количество воды в организме человека составляет от 44% до 70% массы человека. Посчитайте: а) сколько литров воды содержится в вашем теле; б) суточную потребность вашего организма в воде; в) сколько воды из выше посчитанного количества поступает вместе с пищей; г) сколько воды вы должны выпивать еще ( кроме воды, поступающей с пищей), чтобы удовлетворить суточную потребность в воде?

Задача.

Общее количество воды в организме человека составляет от 44% до 70% массы человека.

Посчитайте:

а) сколько литров воды содержится в вашем теле;

б) суточную потребность вашего организма в воде;

в) сколько воды из выше посчитанного количества поступает вместе с пищей;

г) сколько воды вы должны выпивать еще ( кроме воды, поступающей с пищей), чтобы удовлетворить суточную потребность в воде?

Рефлексия Вопросы: 1. Вам понравился урок? 2. Что нового для себя вы узнали? 3. Каков ваш личный вклад на уроке?

Рефлексия

Вопросы:

1. Вам понравился урок?

2. Что нового для себя вы узнали?

3. Каков ваш личный вклад на уроке?

   Урок окончен. До свидания!  

  Урок окончен. До свидания!

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!